Налог на прибыль

ПБУ 18/02: за и против. Что делать бухгалтеру.

Готовясь к составлению баланса за полугодие, многие бухгалтеры в первую очередь пытаются решить, применять ПБУ 18/02 или нет. Ведь мало кто смог выполнить требования Минфина в I квартале. Не разъяснило ситуации и письмо финансового ведомства по применению этого Положения.
5,5 тыс. 2,2 тыс.

Ксения Пономарева, эксперт журнал "Двойная запись"

Готовясь к составлению баланса за полугодие, многие бухгалтеры в первую очередь пытаются решить, применять ПБУ 18/02 или нет. Ведь мало кто смог выполнить требования Минфина в I квартале. Не разъяснило ситуации и письмо финансового ведомства по применению этого Положения.

Утверждая ПБУ 18/02, Минфин постановил применять его, "начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год". Это значит, что баланс за I квартал уже надо было составлять с учетом нового Положения, однако на практике это оказалось невозможным. Сей факт осознали и сами чиновники, правда уже после того, как квартал закончился и истекло больше половины срока, отпущенного на составление баланса. К тому же минфиновцы так и не ввели дополнительные счета для того, чтобы отдельно учитывать придуманные ими активы и обязательства. Не спешили чиновники и с изменением форм баланса и Отчета о прибылях и убытках. Так что, где и как отражать налог на прибыль, который, по определению финансового ведомства, пока еще и не налог (или уже не налог), бухгалтерам пришлось решать самостоятельно.

В третьем номере журнала (см. статью "Считаем прибыль по-минфиновски") мы подробно рассмотрели это ПБУ: какие нужно делать проводки и как отражать результаты в отчетности. Тогда же на одном примере продажи станка показали, что кроме десяти проводок по этой операции надо сделать еще шесть дополнительных, чтобы выполнить требования Минфина. А проделывать это на предприятии, которое каждый день совершает множество операций, просто нереально.

С вопросом о том, как исполняется ПБУ 18/02, мы обратились к бухгалтерам и аудиторам.

Тем, кто это исполняет

Результат опроса бухгалтеров, который мы разместили на сайте журнала "Главбух", показал, что около 40 процентов предприятий пока не применяют ПБУ 18/02. Одни собираются учитывать его требования при составлении баланса за полугодие, другие задумаются об этом ближе к сдаче годовой отчетности.

Причина в том, что разобраться с ПБУ оказалось не под силу даже опытным бухгалтерам, которые своим молодым коллегам вообще не советовали "углубляться в дебри этого документа" до тех пор, пока Минфин не выпустит разъяснения. Заметим, что в тот момент, когда проводился опрос, еще не было опубликовано письмо Минфина России от 15 апреля 2003 г. № 16-00-14/129 о применении Положения.

Но часть бухгалтеров, не применяющих ПБУ сейчас, не собирается этого делать и впредь. Некоторые из-за того, что у них разница между данными бухгалтерского и налогового учета незначительная. Остальные вольнодумцы считают, что их компания определяет прибыль для налогообложения с учетом требований главы 25 НК РФ, и та прибыль, которая в балансе, отражает реальное финансовое состояние предприятия. А их собственникам и партнерам гораздо легче ориентироваться в отчетности, если там не будет нововведенных "проналоговых" статей.

Кто-то исполняет требования ПБУ, кто-то нет, но слов восхищения "восемнадцатым" детищем Минфина мы не услышали ни от одних, ни от других. Слишком законопослушных мы спросили, зачем они следуют нелепым нормам финансового ведомства, и услышали в ответ растерянное: "Так положено". Но никто из них не сказал, что боится штрафов или что ПБУ 18/02 нужно для правильного учета. Выходит, авторитет Александра Бакаева и Ко настолько велик, что бухгалтеры, не задумываясь, выполняют все его приказы. А чиновники тем временем просто стремятся выполнить план по переводу этих самых бухгалтеров на международные стандарты отчетности.

Вера в Минфин настолько велика, что ему можно не спешить с корректировкой Плана счетов. Ведь их устных заверений оказалось вполне достаточно для того, чтобы некоторые из опрошенных нами бухгалтеров заявили, что счета 09 и 77 для учета отложенных налоговых активов (ОНА) и обязательств (ОНО) уже введены официально.

Я к вам пишу

Впрочем наконец-то Минфин решил "подбодрить" бухгалтеров и официально пообещал изменить План счетов. И хотя на одном из семинаров Александр Бакаев заявлял, что никаких разъяснений по применению ПБУ 18/02 не будет (мол, и так все понятно), на один из вопросов он все-таки ответил в уже упомянутом письме № 16-00-14/129.

Тут бы и обрадоваться бухгалтерам, но рано. Ведь сначала нужно понять, что именно хотел сказать Александр Сергеевич "во строках своего письма". Там сказано, что отложенные налоговые активы и обязательства показываются добровольно "во вступительном балансе за 2003 год". Но любой студент-второкурсник, изучающий бухучет, знает, что вступительным называется баланс, который организация составляет всего один раз в начале своей деятельности. И без разъяснений Минфина понятно, что, оформляя такой документ впервые, фирма может не учитывать ПБУ 18/02, поскольку прибыли у нее еще нет. Учитывая, что в письме идет речь о балансе, составленном за 2003 год, можно допустить, что под ним подразумевается первый баланс 2003 года (на 1 апреля).

Но, с другой стороны, наверное, не зря г-н Бакаев использует слова "вступительный баланс", вероятно считая таковым тот, где показываются данные на 1 января 2003 года. Так что из путаного письма Минфина России следует, что уже в балансе на 1 апреля надо было определять активы и обязательства, предусмотренные в ПБУ 18/02. Но мы считаем, что предприятия могут сами выбирать, когда исполнять требования ПБУ - со II квартала или же при составлении годового баланса за 2003 год.

Выбор зависит от "намеченной цели".

Если руководитель желает знать, почему его предприятие, заработав 100 рублей прибыли, платит с нее налог не 24 рубля, а допустим, 30 рублей, тогда бухгалтеру лучше раньше начать применять ПБУ 18/02. Однако учтите: начав это делать со II квартала, не нужно определять постоянное налоговое обязательство (ПНО), ОНА и ОНО за I квартал и делать проводки во II квартале. Ведь на счете 68 у вас уже отражена сумма налога на прибыль в соответствии с декларацией. А, выполняя проводки со счетами 09, 77 и 68, вы исказите сумму налога. На этих счетах отражаются только те операции, которые совершались во II квартале.

Если же вы собираетесь применять ПБУ из соображения "раз надо, значит, надо", боитесь, что аудиторы не выдадут хорошее заключение, или не хотите платить штраф по статье 15.11 КоАП РФ (2-3 тысячи рублей), то не стоит торопиться. Лучше выполнить нужные проводки в конце квартала или даже в конце года, и не по каждой операции, а на общие суммы постоянных налоговых обязательств, ОНО и ОНА. Причем проводки надо сделать, сравнив данные бухгалтерского и налогового учета. Иначе говоря, "подогнать" бухгалтерские проводки под сумму налога, рассчитанную в декларации.

Тогда в годовом балансе, который проверяют аудиторы, а потом налоговики и который может быть опубликован, будут отражены требуемые Минфином активы и обязательства. Аудиторы не смогут сказать, что ваша отчетность не соответствует требованиям законодательства, а инспекторы не оштрафуют вас по КоАП РФ, поскольку в балансе и форме № 2 будут заполнены все нужные строки.

Кстати, аудиторам придется очень внимательно отнестись к этому ПБУ. Ведь уважаемый Александр Сергеевич, видимо, устав от бесконечных писем с вопросами, посоветовал впредь обращаться именно к этим специалистам. И даже реквизиты закона привел, на основании которого непонятливые бухгалтеры не должны отвлекать финансовое ведомство от более важных дел. То есть во всех непонятных минфиновских документах пусть аудиторы разбираются.

А они, как показал наш опрос, пока не оправдывают свое великое предназначение и относятся к творению финансистов весьма скептически. Почти все специалисты, с которыми мы пообщались, заявили, что на самом деле этот документ предприятиям не нужен и не внесет ясности в отчетность, поскольку введение двух статей баланса мало что изменит. Денег в бюджете от этого больше не станет, налог, как и прежде, будут рассчитывать по правилам главы 25 НК РФ, а различия между "бухгалтерской" и "налоговой" прибылью всегда были и никого не пугали. А вот путаница и мучения бухгалтерам обеспечены. Так нелестно отозвались аудиторы о ПБУ 18/02 и высказали мнение, что требование Минфина лучше исполнять частично. То есть проводки показывать, но не по каждой операции, а по итогам квартала.

Пример

ООО "Боровик" с января 2003 года ежемесячно начисляет амортизацию по станку: в бухгалтерском учете - 9550 руб., в налоговом - 9300 руб. Первоначальная стоимость основного средства в бухгалтерском учете - 229 200 руб., в налоговом - 223 200 руб. В июне организация продала станок за 216 000 руб. Рассмотрим, какие проводки сделает бухгалтер общества, если он начнет выполнять требования ПБУ 18/02 со II квартала.
В I квартале "Боровик" не применял ПБУ, и бухгалтер каждый месяц делал такие проводки:
ДЕБЕТ 26 субсчет "Расходы, учитываемые при налогообложении" КРЕДИТ 02
- 9300 руб. - начислена налоговая амортизация;
ДЕБЕТ 26 субсчет "Расходы, не учитываемые при налогообложении" КРЕДИТ 02
- 250 руб. (9550 - 9300) - отражена часть амортизации, не учтенная при налогообложении.
Во II квартале каждый месяц бухгалтер сделает эти же проводки, но для учета разницы между бухгалтерской и налоговой амортизацией к счету 02 лучше открыть субсчет "Вычитаемая разница". В результате появляется отложенный налоговый актив (ОНА):
ДЕБЕТ 26 субсчет "Расходы, не учитываемые при налогообложении" КРЕДИТ 02 субсчет "Вычитаемая разница"
- 250 руб. (9550 - 9300) - отражена вычитаемая разница;
ДЕБЕТ 09 "ОНА" КРЕДИТ 68 субсчет "ОНА"
- 60 руб. (250 руб. х 24 %) - отражен ОНА.

В июне общество продало станок, а в учете сделало записи:
ДЕБЕТ 01 субсчет "Остаточная стоимость" КРЕДИТ 01 субсчет "Первоначальная стоимость"
- 229 200 руб. - списана первоначальная стоимость станка;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет "Остаточная стоимость"

- 56 550 руб. (9550 руб. х 3 мес. + 9300 руб. х 3 мес.) - списана амортизация;
ДЕБЕТ 02 "субсчет "Вычитаемая разница" КРЕДИТ 01 субсчет "Остаточная стоимость"
- 750 руб. (250 руб. х 3 мес.) - списана временная разница, начисленная во II квартале;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 субсчет "Остаточная стоимость"
- 171 900 руб. (229 200 - 56 550 - 750) - списана остаточная стоимость станка.
Налогооблагаемую базу уменьшает остаточная стоимость, рассчитанная по данным налогового учета: 223 200 руб. - 55 800 руб. = 167 400 руб.

Из-за того, что она меньше, чем бухгалтерская, образуется разница 4500 руб. (171 900 - 167 400). В пункте 11 ПБУ 18/02 сказано, что разница между остаточной бухгалтерской и налоговой стоимостью основного средства, определяемая при его продаже, является временной вычитаемой. На наш взгляд, это утверждение относится только к тем разницам, которые списываются не сразу, а в течение нескольких месяцев. В нашем случае превышение бухгалтерской стоимости над налоговой списывается сразу и не повлияет на величину налога в следующем периоде. Поэтому 4500 руб. - это постоянная разница, а сумма налога с нее - постоянное налоговое обязательство, которое увеличивает налог от бухгалтерской прибыли на 1080 руб. (4500 руб. х 24%).

ДЕБЕТ 99 "ПНО" КРЕДИТ 68 субсчет "налог на прибыль"
- 1080 руб. - доначислен налог на прибыль из-за превышения бухгалтерской остаточной стоимости над налоговой;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91
- 216 000 руб. - отражена продажа станка;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68 субсчет "НДС"
- 36 000 руб. - начислен НДС;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 99

- 8100 руб. (216 000 - 36 000 - 171 900) - получена прибыль от продажи станка;
ДЕБЕТ 68 субсчет "Налог на прибыль" КРЕДИТ 09 "ОНА"
- 180 руб. (60 руб. х 3 мес.) - списан ОНА по проданному станку.
Расширим условия примера и допустим, что компания выплачивала еще и командировочные в сумме 3500 руб., из которых можно учесть при налогообложении 2000 руб. В июне "Боровик" купил машину, регистрационный сбор за нее составил 1000 руб. Эта сумма признается расходом только в налоговом учете. Такие операции отражаются проводками:
ДЕБЕТ 26 субсчет "Расходы, учитываемые при налогообложении" КРЕДИТ 71
- 2000 руб. - списаны командировочные расходы в пределах норм;
ДЕБЕТ 26 субсчет "Расходы, не учитываемые при налогообложении" КРЕДИТ 71
- 1500 руб. - списаны командировочные расходы сверх норм;
ДЕБЕТ 99 субсчет "ПНО" КРЕДИТ 68 субсчет "Налог на прибыль"
- 360 руб. (1500 руб. х 24 %) - увеличен налог на прибыль на величину постоянного налогового обязательства;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76
- 1000 руб. - отражен регистрационный сбор;
ДЕБЕТ 68 субсчет "Налог на прибыль" КРЕДИТ 77 "ОНО"
- 240 руб. (1000 руб. х 24 %) - уменьшен налог на величину отложенного налогового обязательства.

На основании этих данных, а также того, что "Боровик" получил прибыль от продажи товаров (с учетом всех расходов, включая амортизацию) на 30 000 руб., бухгалтер определил прибыль до того, как стал рассчитывать налоги за II квартал. Поскольку проводки, согласно ПБУ 18/02, он начал делать только со II квартала, то прибыль он определяет не за все полугодие, а отдельно за II квартал. Она составляет 34 600 руб. (30 000 + 8100 - 3500). Налог на прибыль, рассчитанный с величины бухгалтер следует списать проводкой:

ДЕБЕТ субсчет 99 "Условный расход" КРЕДИТ 68 субсчет "Налог на прибыль"
- 8304 руб. (34 600 руб. х 24%) - начислен налог от бухгалтерской прибыли.
Сумма налога на прибыль, определенная по проводкам, соответствует данным налогового учета за II квартал и составляет 9504 руб. (8304 руб. + 60 руб. х 3 мес. + 360 руб. + 1080 руб. - 240 руб. - 180 руб.).
Конец примера

Проводки, рассмотренные в примере, должны делать те, кто не посмеет ослушаться г-на Бакаева и будет скрупулезно исполнять требования ПБУ. А те, кто не хочет делать лишнюю работу, но и полностью игнорировать Положение не осмелится, могут сделать необходимые корректировки перед составлением баланса, как показано в таблице.

Справка к Расчету по налогу на прибыль за II квартал (руб.)

Операции во II квартале

Данные бухгалтерского учета

Данные налогового учета

Разница

постоянная

вычитаемая

налогооблагаемая

Начислена амортизация

28 650

27 900

+750

Прибыль от продажи товаров

30 000

30 000

Продан станок:

списана первоначальная стоимость

229 200

223 200

списана амортизация, в том числе за II квартал

57 300

28 650

55 800

27 900

-750

списана остаточная стоимость

171 900

167 400

Отражен доход от продажи станка

180 000 (216 000 –36 000)

180 000

Прибыль от продажи станка

8100 (180 000 – 171 900)

12 600 (180 000 – 167 400)

+4500

Командировочные расходы

3500

2000

+1500

Регистрационный сбор

-

1000

-1000

Прибыль по итогам квартала

34 600

39 600

Налог на прибыль

8304

9504

ИТОГО

+6000

0

-1000

Налоговая прибыль превышает бухгалтерскую на 5000 рублей (39 600 - 34 600). Такую же сумму можно получить, сложив все разницы, определенные в конце квартала - 5000 рублей (4500 + 1500 + 750 - 750 - 1000). В конце квартала надо отразить в проводках величину налога на бухгалтерскую прибыль, постоянное налоговое обязательство и отложенное налоговое обязательство. При этом величина налогового актива должна быть списана, поскольку имущество, из-за которого начислен ОНА, уже продано.
ДЕБЕТ субсчет 99 "Условный расход" КРЕДИТ 68 субсчет "Налог на прибыль"

- 8304 руб. - отражен налог от бухгалтерской прибыли;
ДЕБЕТ 99 субсчет "ПНО" КРЕДИТ 68 субсчет "Налог на прибыль"
- 1440 руб. (6000 руб. х 24%) - увеличен налог на прибыль на величину постоянного налогового обязательства;
ДЕБЕТ 68 субсчет "Налог на прибыль" КРЕДИТ 77 "ОНО"
- 240 руб. (1000 руб. х 24%) - отражено ОНО.

АКТИВ
Бухгалтер сам решает, когда применять ПБУ 18/02: сейчас или начиная с годовой отчетности

ПАССИВ
За неприменение ПБУ руководителя или бухгалтера могут оштрафовать на 2-3 тысячи рублей
Проводки можно делать не по каждой хозяйственной операции, а по итогам квартала или года
Тем, для кого аудит обязателен, придется исполнять требования ПБУ 18/02


Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
128

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
248
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

94

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
116

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
209
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

53
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
63
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.