Бухгалтерский учет

Минимизация: Как снизить стоимость основных средств в налоговом учете

С одной стороны, каждая фирма заинтересована снизить первоначальную стоимость основных средств. С другой стороны, фирма должна заплатить поставщику ту сумму денег, которую он требует. О способах снижения стоимости основных средств и пойдет речь в этой статье.

Материал предоставлен журналом
"Практическая бухгалтерия" (№5, 2003)

С одной стороны, каждая фирма заинтересована снизить первоначальную стоимость основных средств. С другой стороны, фирма должна заплатить поставщику ту сумму денег, которую он требует. О способах снижения стоимости основных средств и пойдет речь в этой статье.

Основные средства отражают в бухгалтерском и налоговом учете по первоначальной стоимости (то есть исходя из суммы всех расходов, связанных с их покупкой).
Порядок формирования первоначальной стоимости основного средства во многом зависит от условий договора его купли-продажи. Вы можете так сформулировать условия договора, чтобы максимально снизить стоимость основного средства и при этом перечислить поставщику ту сумму денег, которая ему требуется.
Если фирма снизит первоначальную стоимость основного средства, то она получит сразу несколько преимуществ. Дело в том, что стоимость основных средств включается в расходы в течение длительного периода времени (по мере начисления на них амортизации). Снижая их стоимость в налоговом учете, вы сможете часть расходов по покупке основного средства включить в расходы единовременно и уменьшить налогооблагаемую прибыль. Более того, если стоимость основного средства понизится как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, вы сможете сэкономить и на налоге на имущество.

Первый способ

В бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость основного средства формируется по-разному. Так, некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета увеличивают его первоначальную стоимость, а по правилам налогового учета - нет.
К таким расходам, в частности, относятся отрицательные суммовые разницы.
Такие разницы возникают, если цена основного средства установлена в условных денежных единицах или иностранной валюте. Законом это не запрещено, однако цены, установленные в условных денежных единицах (иностранной валюте), нужно пересчитывать в рубли.
Как сказано в Гражданском кодексе, если цена того или иного имущества установлена в условных денежных единицах, то пересчет осуществляется либо по официальному курсу условной единицы на день платежа, либо по тому курсу, который установлен в договоре (ст. 317 ГК РФ).
Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), такой пересчет делается:
- на дату оприходования основного средства;
- на дату оплаты основного средства.
Если основные средства приходуются по одному курсу, а оплачиваются по другому (более высокому), то в учете фирмы-покупателя возникнет отрицательная суммовая разница.
По правилам бухгалтерского учета отрицательные суммовые разницы, связанные с приобретением основного средства, увеличивают его первоначальную стоимость.
В налоговом учете отрицательные суммовые разницы учитывают как внереализационные расходы. На стоимость основного средства они не влияют.
В результате в налоговом учете основное средство будет числиться по меньшей стоимости, нежели в бухгалтерском учете.
Поэтому вы можете так сформулировать условия договора, чтобы максимально снизить стоимость основного средства, по которой оно будет отражено в налоговом учете.
Для этого следует установить более низкий курс условной единицы, действующий на день оприходования основного средства, нежели курс, действующий на день его оплаты.
Например, фирма договорилась купить основное средство за 30 000 рублей. Необходимое условие договора может звучать так:
"Стоимость основного средства составляет 1000 условных единиц по курсу 20 руб./USD. Если основное средство оплачивается после его отгрузки покупателю, то оплата производится по курсу 30 руб./USD".
Если деньги за основное средство будут перечислены после его отгрузки, вы заплатите поставщику требуемую сумму денег (30 000 рублей). При этом доплата будет квалифицирована как суммовая разница.
В бухгалтерском учете суммовая разница будет включена в стоимость основного средства, а в налоговом - отражена в составе внереализационных расходов и полностью учтена при налогообложении прибыли.
Как применить этот способ на практике, покажет пример.

Пример 1. 10 мая 2003 года ООО "Пассив" купило станок. Согласно договору, стоимость станка составляет 1200 долл. США (в том числе НДС - 200 долл. США) по курсу 20 руб./USD.
По условиям договора, если деньги за станок перечисляются после 15 мая 2003 года, то оплата производится по курсу 30 руб./USD. Деньги за станок были перечислены "Пассивом" 16 мая 2003 года.
При покупке и оплате станка бухгалтер "Пассива" сделал записи:

10 мая 2003 года

Дебет 19 Кредит 60
- 4000 руб. (200 USD x 20 руб./USD) - учтен НДС по станку;
Дебет 08 Кредит 60
- 20 000 руб. (1000 USD x 20 руб./USD) - оприходован станок;

16 мая 2003 года

Дебет 60 Кредит 51
- 36 000 руб. (1200 USD x 30 руб./USD) - оплачен станок;
Дебет 19 Кредит 60
- 2000 руб. (200 USD x (30 руб./USD - 20 руб./USD)) - учтен НДС с суммы доплаты;
Дебет 08 Кредит 60
- 10 000 руб. (1000 USD x (30 руб./USD - 20 руб./USD)) - увеличена стоимость станка на отрицательную суммовую разницу;
Дебет 01 Кредит 08
- 30 000 руб. (20 000 + 10 000) - введен станок в эксплуатацию;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 6000 руб. (4000 + 2000) - принят к налоговому вычету НДС по станку.

В результате первоначальная стоимость станка составит:
- в бухгалтерском учете - 30 000 руб. (в том числе отрицательная суммовая разница - 10 000 руб.);
- в налоговом учете - 20 000 руб. Отрицательная суммовая разница (10 000 руб.) будет отражена в составе внереализационных расходов. Она полностью списывается в уменьшение налогооблагаемой прибыли "Пассива".

У этого способа есть и недостаток. Так как основное средство будет числиться в бухгалтерском и налоговом учете по разной стоимости, вам придется вести по такому имуществу дополнительные регистры налогового учета.

Второй способ

Существует и другой способ снижения первоначальной стоимости основного средства. Вы можете определить, что, если основное средство будет оплачено после той или иной даты, покупатель должен доплатить неустойку (штраф).
В бухгалтерском и налоговом учете уплаченные штрафы учитывают одинаково (как внереализационные расходы). На стоимость основного средства они не влияют.
Например, 10 мая 2003 года фирма купила основное средство за 30 000 рублей. Необходимое условие договора может звучать так:
"Стоимость основного средства составляет 20 000 рублей. Если деньги за основное средство перечисляются после 15 мая 2003 года, то покупатель уплачивает неустойку в сумме 10 000 рублей".
В результате вы заплатите поставщику ту сумму, которая ему необходима. Сумма доплаты отражается в составе внереализационных расходов и полностью списывается в уменьшение налогооблагаемой прибыли.
Преимущества этого варианта в том, что вы, во-первых, сэкономите на налоге на имущество, так как стоимость основного средства будет снижена, а во-вторых, дополнительных налоговых регистров по учету основных средств не потребуется.

Пример 2. 10 мая 2003 года ООО "Пассив" купило станок. Согласно договору, стоимость станка составляет 24 000 руб. (в том числе НДС - 4000 руб.).
По условиям договора, если деньги за станок перечисляются после 15 мая 2003 года, то "Пассив" доплачивает неустойку в сумме 12 000 руб. Деньги за станок были перечислены "Пассивом" 16 мая 2003 года.
При покупке и оплате станка бухгалтер "Пассива" сделал записи:

10 мая 2003 года

Дебет 19 Кредит 60
- 4000 руб. - учтен НДС по станку;
Дебет 08 Кредит 60
- 20 000 руб. - оприходован станок;

16 мая 2003 года

Дебет 19 Кредит 76
- 2000 руб. (12 000 руб. x 20 : 120) - учтен НДС с суммы неустойки;
Дебет 91-2 Кредит 76
- 10 000 руб. (12 000 - 2000) - начислена неустойка;
Дебет 60 Кредит 51
- 24 000 руб. - перечислены деньги за станок;
Дебет 76 Кредит 51
- 12 000 руб. - перечислена неустойка;
Дебет 01 Кредит 08
- 20 000 руб. - введено в эксплуатацию основное средство;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 6000 руб. (4000 + 2000) - принят к налоговому вычету НДС по станку и неустойке.
В результате первоначальная стоимость станка и в бухгалтерском, и в налоговом учете составит 20 000 руб.
Неустойка (10 000 руб.) будет отражена в составе внереализационных расходов. Она полностью списывается в уменьшение налогооблагаемой прибыли "Пассива".

Начать дискуссию

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.

Передача долей (акций) российских компаний в ЗПИФ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в ЗПИФ и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Проверки

Цифра дня. Про плановые проверки

В 2024 году количество индикаторов риска для предупреждения нарушений закона увеличится до 500.

Цифра дня. Про плановые проверки
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Отпуска

Кто и как решает рабочие вопросы в отпуске: итоги опроса

35% сотрудников считают, что могут выполнять рабочие задачи и не жертвовать отдыхом.

Зарплата

К каким расходам относить компенсацию за задержку зарплаты

В Трудовом кодексе закреплено, что работодатель обязан выплачивать компенсации (проценты) за задержку зарплаты и других выплат, присужденных работнику судом. Это значит, что выплаченные суммы можно относить расходам, уменьшающим базу по прибыли. А к каким именно и в каком размере? Прописали в ТК.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

📌 Расширят индикаторы риска для проверок компаний, их будет 500. Но как и когда работать бизнесу при их таком количестве — неясно, считает юрист

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

3

Должники стали больше отдавать коллекторам в месяц: сколько

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Бесплатно с Жилищное законодательство

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

С 3 апреля 2024 года вступили в силу поправки в ЖК, которые всколыхнули общественность. Арендодатели решили, что теперь сдавать жилье в аренду, в том числе посуточно, вообще нельзя, или только с согласия соседей. На самом деле революции не произошло.

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

Как уменьшить налог по УСН на взносы ИП за 2021 и 2022 год

Если эти взносы были уплачены в 2023 году, можно ли уменьшить на них налог не 2023-го, а 2024 года? Обсуждение по этой теме затеяли подписчики нашего telegram-канала «Красный уголок бухгалтера».

Нотариат

Нотариусы оказали за свой счет услуги на 3,5 млрд рублей

Специалисты оказывают поддержку населению из собственных средств, не привлекая бюджетное финансирование.

Интересные материалы

Пользователи не могут войти в приложение Райффайзенбанка

Клиенты банка не могут оплатить заказы и покупки в магазинах, а у некоторых на счету образовались нули.