Бухгалтерия

Учет и отражение в отчетности резерва под снижение стоимости материалов

Действующее законодательство не предусматривает переоценки стоимости материалов (в отличие от основных средств или нематериальных активов). Однако позволяет создавать резерв под их обесценение. Так, материалы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость или стоимость продажи которых снизилась, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение их стоимости (*). () п. 25 ПБУ 5/01.
2,3 тыс. 105

Действующее законодательство не предусматривает переоценки стоимости материалов (в отличие от основных средств или нематериальных активов). Однако позволяет создавать резерв под их обесценение. Так, материалы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость или стоимость продажи которых снизилась, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение их стоимости (*).

() п. 25 ПБУ 5/01.

Создание резерва

Сумма резерва равна разнице между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов. Согласно пункту 20 Методических указаний по учету МПЗ резерв не создают, если рыночная цена готовой продукции, для изготовления которой используются материалы, равна или превышает их фактическую себестоимость. Кроме того, резерв не формируют, если рыночная цена материалов равна или ниже их фактической себестоимости.

Формирование резерва возможно либо по каждой единице материалов, либо по их однородной и аналогичной группе. При этом компания должна документально подтвердить расчет текущей рыночной стоимости материалов. Создавать резервы по укрупненным группам (материалы для строительства, основные материалы, вспомогательные материалы и т.п.) нельзя.

Сумму резерва учитывают на счете 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" и включают в состав прочих расходов компании (счет 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 2 "Прочие расходы").

Пример

В учете компании числятся однородные материалы. Их первоначальная стоимость составляет 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.). По результатам инвентаризации, проведенной на конец отчетного периода, выяснилось, что рыночная цена на это имущество снизилась. Она составила 400 000 руб. Компанией принято решение создать резерв под обесценение материалов.

Сумма резерва составит:

1 180 000 - 180 000 - 400 000 = 600 000 руб.

При оприходовании материалов делают записи:

Дебет 19 Кредит 60

- 180 000 руб. - учтен "входной" НДС по материалам;

Дебет 10 Кредит 60

- 1 000 000 руб. - оприходованы материалы;

Дебет 68 Кредит 19

- 180 000 руб. - принят к вычету НДС по материалам.

При создании резерва компания должна сделать запись:

Дебет 91-2 Кредит 14

- 600 000 руб. - создан резерв под обесценение материалов.

В результате этих операций стоимость материалов, по которой они должны быть отражены по строке 1210 унифицированной формы бухгалтерского баланса, будет равна их рыночной цене и составит:

1 000 000 - 600 000 = 400 000 руб.

Списание резерва

Если текущая рыночная стоимость материалов повысилась, то сумму резерва пересматривают. Разницу между прежним резервом и его суммой, рассчитанной исходя из новых цен, включают в состав прочих доходов (счет 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 1 "Прочие доходы"). Резерв списывают и по выбывшим ценностям. Например, по тем из них, которые были отпущены в производство, утрачены в результате естественной убыли или проданы на сторону.

Пример

Вернемся к условиям предыдущего примера. Предположим, что на конец отчетного периода, следующего за периодом создания резервов, рыночная цена материалов повысилась и составила 750 000 руб.

Следовательно, по данным материалам резерв должен составлять:

1 180 000 - 180 000 - 750 000 = 250 000 руб.

Разница между прежней (600 000 руб.) и новой (250 000 руб.) суммой резерва составит:

600 000 - 250 000 = 350 000 руб.

Списание излишней суммы резерва отражают записью:

Дебет 14 Кредит 91-1

- 350 000 руб. - частично списана сумма резерва.

Стоимость материалов, по которой они должны быть отражены по строке 1210 бухгалтерского баланса, как и в предыдущем примере, будет равна их рыночной цене и составит:

1 000 000 - 250 000 = 750 000 руб.

По материалам книги-справочника "Годовой отчет"под общ. редакцией В.Верещаки

Начать дискуссию

Теперь подключить оплату по СБП через QRService могут клиенты СБЕРа и ВТБ

Два крупнейших банка — СБЕР и ВТБ — вошли в доверенную зону НСПК. Теперь огромное число клиентов этих банков могут подключить прием платежей по СБП через QRService и пользоваться всеми преимуществами сервиса — о них расскажем подробнее.

Теперь подключить оплату по СБП через QRService могут клиенты СБЕРа и ВТБ

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В WhatsApp будет можно писать заметки к контактам

Владельцы бизнес-аккаунтов смогут писать пояснения к контактам. Заметки появятся в разделе информации о чате. Затем новый функционал будет доступен обычным пользователям WhatsApp.

Принципы и технологии поиска линейного персонала

В современном динамичном бизнесе эффективный подбор линейного персонала является одним из ключевых факторов успеха. От качества рядовых сотрудников напрямую зависят производительность, уровень сервиса и в конечном счете прибыль компании. В то же время, найм персонала — это зона серьезной ответственности работодателя как в правовом, так и в этическом плане. 

Принципы и технологии поиска линейного персонала
Лучшие спикеры, новый каждый день

«Ашан» не собирается уходить с российского рынка

Компания заявила, что будет расширять сферы своей деятельности и увеличивать прибыль. Об уходе из РФ речи не идет.

Курс доллара превысил 94 рубля

Впервые с 30 октября 2023 года курс доллара на Мосбирже поднялся выше 94 рублей.

Планка "крупности" ущерба поднята. Что дальше?

Президент России Владимир Путин подписал закон о повышении пороговых значений при определении крупного и особо крупного ущерба по части экономических статей в Уголовном кодексе РФ

Планка "крупности" ущерба поднята. Что дальше?
1
33
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ЭДО

Оптимизация документооборота: как упростить и ускорить работу с документами в компании

Документооборот — важный процесс в любом бизнесе. Руководители и сотрудники работают с большим объемом документов: это занимает много времени, увеличивает затраты на хранение и обработку информации. Расскажем, как упростить и ускорить работу с документами с помощью электронного документооборота (ЭДО).

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Госкомпании заказали у самозанятых товары и услуги на 2,2 млрд рублей

Крупнейшие заказчики нарастили объем закупок у самозанятых на 160%.

Трудовой патент иностранца. Как уменьшить НДФЛ на сумму патента.

Чтобы снять недоразумения, касающиеся оформления возможности уменьшения НДФЛ на сумму уплаченных взносов, Ассоциация клининговых и фасилити операторов направила официальное письмо в ФНС России с просьбой дать разъяснения относительно необходимого перечня документов.

Трудовой патент иностранца. Как уменьшить НДФЛ на сумму патента.

Как упростить учет в логистике

Грамотная организация логистических процессов, оперативный документооборот и автоматизация на всех этапах грузоперевозок сводят к минимуму рутинные операции, позволяют бухгалтеру вовремя и корректно отражать в учете факты ФХД.

Как упростить учет в логистике

Один маркетплейс начал продавать золотые слитки ручной работы

Сейчас на Мегамаркете представлено 160 золотых слитков 999-й пробы. Изделие можно забрать на пункте выдачи заказов или оформить курьерскую доставку.

Чек от самозанятого: отвечаем на самые популярные вопросы

Несмотря на то, что спецрежим «Налог на профессиональный доход» появился ещё в 2019 году, до сих пор у бизнеса возникают вопросы по работе с самозанятыми. И большинство популярных вопросов связано с чеками. На них эксперты в работе с самозанятыми подготовили понятные и подробные ответы.

Чек от самозанятого: отвечаем на самые популярные вопросы
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Какие документы нужны для работы с персональными данными

Все без исключения организации, которые хотя бы однажды работали с частными лицами, рассматриваются как операторы персональных данных (ПД). Все они обрабатывают ПД частных лиц — клиентов, работников и т.п. Для корректной работы с ними необходимо сформировать пакет документов для регистрации в Роскомнадзоре.

Какие документы нужны для работы с персональными данными

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок

Не пропустите бесплатный урок, который откроет вам глаза на новые возможности для бухгалтеров. Это ваш шанс поднять свою профессиональную квалификацию на новый уровень и значительно увеличить доход!

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок
НДС

РЭО: магазины нужно освободить от НДС за передачу товаров малоимущим

Отказ от НДС за передачу излишков продуктов малоимущим позволит сократить число пищевых отходов.

39

Как оплачивать налоги при получении товара вместо оплаты как самозанятый

Представим ситуацию, когда самозанятый получает в качестве вознаграждения за свою работу услугу или товар. Возникает вопрос: необходимо ли в таком случае уплачивать налог с этого дохода? И если да, то как это сделать?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Камчатку включили в список регионов-участников программы стимулирования занятности

Сотрудники оборонно-промышленного комплекса на Камчатке смогут бесплатно получить дополнительное образование. Такое обучение организуют и для всех желающих найти работу.

Электронные накладные: что, как и зачем

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, бизнес-процессы становятся все более автоматизированными. Одна инновация, которая успела завоевать популярность в логистике и в ресторанном бизнесе, — электронные накладные. Рассказываем, как работают электронные накладные и почему стоит уже сейчас использовать их в заведении общепита.

Электронные накладные: что, как и зачем
49
Банки

ФАС выявила нарушения в рекламе ипотеки от Альфа-Банка

Банк не рассказал в рекламе о дополнительных условиях, которые могут повлиять на ставку по ипотеке в размере 5,6% годовых.

Интересные материалы

Туристический налог, больничный для НПД, прогрессивный УСН. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.