Учет доходов от предоставления имущества в аренду в бюджетном и автономном учреждении

Как бюджетное, так и автономное учреждение вправе вести деятельность, приносящую доход (в том числе сдавать имущество в аренду), если :

  • это служит достижению целей, ради которых организация создана, и соответствует таким целям;
  • подобная деятельность указана в учредительных документах учреждения.
При этом учреждение обязано получить согласие собственника на сдачу в аренду имущества, которое закреплено за организацией на праве оперативного управления или получено за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение, в отношении:

  • недвижимости;
  • особо ценного движимого имущества.
Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (если иное не установлено законом).

Доходы от сдачи имущества в аренду поступают в распоряжение учреждения и могут быть им использованы в рамках утвержденного Плана финансово-хозяйственной деятельности. Однако нужно учитывать, что с момента сдачи имущества в аренду собственник организации (учредитель) прекращает финансирование затрат на его содержание . Поэтому подобные доходы, в первую очередь, должны быть направлены на содержание данных ценностей (оплату текущего, среднего и капитального ремонта, коммунальные платежи, уборку и т. д.).

Начисление доходов от сдачи имущества в аренду отражают по дебету счета 0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности» и кредиту счета 0 401 10 120 «Доходы от собственности». При этом учет подобных доходов ведется по методу начисления . Это означает, что их отражают в учете учреждения в тот момент, когда у организации появилось право на их получение. Факт поступления денежных средств от арендатора значения не имеет.

В общем случае подобные доходы облагают НДС. Сумму начисленного налога учитывают по дебету счета 0 401 10 120 и кредиту счета 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». Начисление налога осуществляется на основании счета-фактуры, выставленного учреждением арендатору. Сумму «входного» налога по расходам, связанным с содержанием имущества, переданного в аренду, принимают к вычету в общем порядке.

Пример

С согласия учредителя учреждение сдает в аренду часть неиспользуемого помещения. Сумма арендной платы, установленная в договоре, составляет 212 400 руб. (в том числе НДС — 32 400 руб.). За отчетный период сумма расходов, связанная с оплатой коммунальных услуг и работ по его содержанию, составила:

- оплата услуг отопления, водоснабжения и предоставления электроэнергии — 31 860 руб. (в том числе НДС — 4680 руб.);

- оплата вывоза мусора и твердых бытовых отходов — 8260 руб. (в том числе НДС — 1260);

- оплата расходов на уборку помещения, выполняемую силами работников учреждения (включая взносы на соцстрахование с дохода таких работников), — 10 416 руб.

Операции по сдаче имущества в аренду будут отражены в учете учреждения записями (для упрощения порядок забалансового учета денежных средств не приводится):

Дебет 2 205 21 560 Кредит 2 401 10 120

– 212 400 руб. — начислена сумма арендной платы;

Дебет 2 401 10 120 Кредит 2 303 04 730

– 32 400 руб. — начислена сумма налога на добавленную стоимость с арендной платы;

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 21 660

– 212 400 руб. — поступила арендная плата на лицевой счет учреждения в казначействе;

Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 23 730

– 4680 руб. — учтены сумма «входного» НДС по услугам отопления, водоснабжения, предоставления электроэнергии и кредиторская задолженность перед поставщиками;

Дебет 2 109 60 223 Кредит 2 302 23 730

– 27 180 руб. (31 860 – 4680) — учтены расходы по оплате услуг отопления, водоснабжения, предоставления электроэнергии и кредиторская задолженность перед поставщиками;

Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660

– 4680 руб. — принят к вычету «входной» НДС по коммунальным услугам;

Дебет 2 302 23 830 Кредит 2 201 11 610

– 31 860 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату коммунальных услуг;

Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 25 730

– 1260 руб. — учтены сумма «входного» НДС по услугам, связанным с вывозом мусора и твердых бытовых отходов, и кредиторская задолженность перед подрядчиком;

Дебет 2 109 60 225 Кредит 2 302 25 730

– 7000 руб. (8260 – 1260) — учтены расходы по вывозу мусора и твердых бытовых отходов и кредиторская задолженность перед поставщиками;

Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660

– 1260 руб. — принят к вычету «входной» НДС по услугам, связанным с содержанием имущества;

Дебет 2 302 25 830 Кредит 2 201 11 610

– 8260 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату услуг по содержанию имущества;

Дебет 2 109 60 225 Кредит 2 302 11 730 (2 303 02 730, 2 303 06 730 ...)

– 10 416 — учтены расходы по заработной плате (и соцвзносов с нее), начисленной работникам учреждения, занятым в уборке помещений, сданных в аренду.

При списании расходов, связанных со сдачей имущества в аренду, в учете учреждения делают записи:

Дебет 2 401 10 120 Кредит 2 109 60 223

– 27 180 руб. — списаны расходы на оплату коммунальных услуг;

Дебет 2 401 10 120 Кредит 2 109 60 225

– 17 416 руб. (7000 + 10 416) — списаны расходы на оплату услуг по содержаниюимущества, сданного в аренду.

По материалам книги-справочника "Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений" под редакцией В.Верещаки

Гость, Подготовься к сдаче отчетности за 6 месяцев!

ВЕБИНАР про сдачу отчетности за II—квартал 2022 года

Проверь все ли изменения в налогах и учете учтены!

На вебинаре «Новое в отчетности за 6 месяцев 2022 года: как отчитаться без штрафов» вы узнаете:

  • как будет сделан обзор изменений и разъяснений ФНС по НДС;
  • про налог на прибыль и налог на имущество организаций
  • а также об информационных письмах и рекомендациях Минфина по применению новых ФСБУ.

Успей занять место на вебинаре!

Записаться (Осталось 10 мест)