Обособленные подразделения

В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места*. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Обособленные подразделения
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места*.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

*Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Соответственно, если компания создает рабочие места вне места своего нахождения, то у нее появляется обособленное подразделение, о котором необходимо уведомить ИФНС. При этом, создание такого обособленного подразделения может не влиять на учредительные документы компании, если оно не является филиалом или представительством.

Согласно положениям ст.55 ГК РФ, представительством является обособленное подразделение юридического лица:

  • расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица:

  • расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал может иметь свое название, включающее в себя наименование организации.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Представительства и филиалы действуют от имени создавшей их организации и не выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота, вследствие чего ответственность за их деятельность несет создавшая их компания.

Все обособленные подразделения организаций, отвечающие признакам филиала (представительства), вне зависимости от их названия(дополнительный офис, отделение и т.п.), подчиняются правовому режиму филиала или представительства.

В статье будут рассмотрены часто возникающие вопросы, касающиеся обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством.

Сроки уведомления ФНС

Согласно пп.3 п.2 ст.23 НК РФ, организации обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации:

  • Обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
  • в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
  • в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

О прекращении деятельности организации через обособленное подразделение ИФНС необходимо уведомить в течении трех дней со дня такого прекращения (пп.3.1 п.2 ст.23 НК РФ).

Обособленное подразделение или командировка?

Согласно ст.209 ТК РФ, рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Согласно п.1 ст.83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом, если у налогоплательщика возникают затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе, то решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом (п.9 ст.83 НК РФ).

Налоговые органы принимают указанное решение, исходя из представленных организацией документов, на основании которых она осуществляет соответствующую деятельность:

  • либо по месту нахождения организации,
  • либо по месту осуществления деятельности организации.

Как отмечает Минфин в своем Письме от 02.08.2013г.№03-02-07/1/31001:

«Обособленное подразделение признается таковым независимо от формы организации работы, от конкретных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте.»

При этом, никакого определенного ответа на вопрос, нужно ли создавать обособленное подразделение в случае:

  • длительных командировок сотрудников,
  • оказания услуг заказчикам в других регионах,
  • и т.п.

ведомство не дает, отсылая к вышеприведенным нормам НК РФ.

Соответственно, если компания не имеет собственной четкой позиции по вопросу возникновения обособленного подразделения, она может обратиться в свою налоговую, которая и будет решать – быть обособленному подразделению или не быть.

Аналогичной позиции придерживается Минфин, отвечая на вопросы о создании обособленных подразделений в случае заключения трудовых договоров с дистанционными работниками.

Так, в своем Письме от 17.07.2013г. №03-02-07/1/27861 Минфин пишет следующее:

«Согласно ст. 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодатели, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенное в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

В определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных признаков обособленного подразделения организации, указанных в п. 2 ст. 11 Кодекса.

В соответствии с п. 9 ст. 83 Кодекса в случае возникновения у налогоплательщика затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе решение на основе представленных им сведений принимается налоговым органом.

Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации, который принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов о выполнении ее работниками дистанционной работы.»

Такой же позиции Минфин придерживается и в своем Письме 04.07.2013г.  №03-02-07/1/25829.

На наш взгляд, никаких обращений по этому вопросу в налоговые органы не нужно, чтобы сделать простой и очевидный вывод:

  • В связи с тем, что трудовая функция дистанционного работника выполняется вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя, заключение трудового договора с дистанционным работником не приводит к образованию стационарного рабочего места, а значит, у компании-работодателя не возникает обособленного подразделения, так как не выполняются требования п.2 ст.11 НК РФ.

Касса обособленного подразделения

Если в обособленном подразделении совершаются кассовые операции, то оно обязано вести кассовую книгу.

Делать это необходимо на основании абз.9 п.2.5 Положения Банка России от 12.10.2011г. №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» в соответствии с которым:

  • листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.

Согласно п.5.2 Положения №373-П записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному и расходному кассовому ордеру, оформленному на полученные и выданные наличные средства.

На основании п.5.6 Положения №373-П, обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня должно передать лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.

Как отмечает ФНС в своем Письме от 17.05.2013г. №АС-4-2/8827О:

«Таким образом, Положением №373-П установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги, не только организацией, но и каждым обособленным подразделением организации.

Вышеизложенное подтверждается постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013г. по делу №А56-59643/2012.

Нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании наличных денежных средств, в связи с неведением (неоформлением) кассовой книги и кассовых документов обособленными подразделениями организации, в соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»

Порядок оформления документов, выставляемых обособленным подразделением

  • Счета фактуры.

На основании п.3 ст.169 НК РФ,налогоплательщик НДС обязан:

  • составлять счета-фактуры,
  • вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур,
  • вести книги покупок и книги продаж.

При этом, согласно ст.143 НК РФ, обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками по НДС.

Таким образом, в случае, если товары/работы/услуги реализуются организациями через свои обособленные подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам могут выписываться обособленными подразделениями только от имени организаций.

Как указывает Минфин в своем Письме от 03.04.2012г. №03-07-09/32:

«При заполнении счетов-фактур по товарам, реализованным обособленными подразделениями организаций, в строке 2б указываются ИНН организации и КПП соответствующего обособленного подразделения организации, а в строке 3 - наименование и почтовый адрес этого обособленного подразделения.»

Необходимо отметить, что компании, имеющие обособленные подразделения, не могут устанавливать порядок нумерации счетов-фактур, выставляемых обособленными подразделениями, самостоятельно.

Порядковый номер счету-фактуре, выставляемому обособленным подразделением присваивается в общем хронологическом порядке и дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Такой порядок нумерации счетов-фактур установлен п.1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011г. №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», в случае если организация реализует:

  • товары (работы, услуги),
  • имущественные права

через обособленные подразделения, при составлении такими обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительную черту дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

  • Товарные накладные и доверенности.

Согласно положениям ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Не смотря на то, что с 2013 года многие первичные документы унифицированных форм можно не применять, составлять «первичку» все же необходимо. А составляя, нужно помнить об обязательных реквизитах первичных документов.

В соответствии с п.2 ст.9 закона №402-ФЗ, обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо наименование должности лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи ответственных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

При оформлении обособленными подразделениями актов и накладных, они должны указывать наименование организации и наименование должностных лиц, совершающих операции по доверенности, выданной уполномоченными лицами компании.

Если в документах указывается адрес, видится разумным указать юридический адрес основной организации и адрес местонахождения обособленного подразделения.

Например, если компании используют форму товарной накладной ТОРГ-12, то в строке   «организация-грузоотправитель, адрес» указывается название компании и ее юр.адрес, а в строке «структурное подразделение» - наименование и адрес подразделения.

Что касается вопроса оформления доверенности на получение:

  • товаров,
  • документов,
  • и т.п.,

если ее оформляют на любого другого сотрудника, кроме руководителя обособленного подразделения, то она должна быть либо выдана основной организацией, либо нотариально заверена (если полномочия руководителя обособленного подразделения предусматривают передоверие).

Обоснование:

В соответствии с п.3 ст.40 закона от 08.02.1998г.№14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п.2 ст.69 закона от 26.12.1995г.№208-ФЗ «Об акционерных обществах», единоличный исполнительный орган общества:

  • директор,
  • генеральный директор,

без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества.

Соответственно, остальные сотрудники могут представлять интересы организации только на основании доверенности, выданной руководителем.

Согласно ст.185 ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Таким образом, если сотрудники обособленного подразделения представляют интересы компании перед третьими лицами, то их полномочия должны подтверждаться доверенностью, выданной руководителем организации.

Если же доверенность выдает руководитель обособленного подразделения, сам действующий по доверенности, то необходимо руководствоваться положениями ст.187 ГК РФ.

На основании п.3 ст.187 ГК РФ, доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.

Комментарии

3
  • echinaceabel

    Цитата:
    "Если в обособленном подразделении совершаются кассовые операции, то оно обязано вести кассовую книгу. "

    Это касается только представительств и филиалов (абз.2 п. 1.2 373-П), но не всех обособленных подразделений (при прочтении этой статьи у меня сложилось мнение, что имелись в виду все).

  • бух2007

    Цитата:
    "К чему в разделе о сроках уведомления ФНС указаны ИП? "

    Я так понимаю, ИП туда попали случайно из п.2 ст. 23, потому что обязаны сообщать о своих счетах. К обособленным подразделениям они конечно отношения не имеют.

    Цитата:
    "Для 373-П ОП - это только филиал или представительство! "

    Это вопрос спорный. ФНС так не считает

  • elena-gb76
    Лимит для обособленного устанавливается в случае если у него открыт расчетный счет (п. 1.2. Положение № 373-П), кассовая книга ведется по каждому отделению, находящемуся вне территории работодателя. Как быть с остатком денег по обособл. подразделению без расчет.счета?

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру