Налог на прибыль

Новый год - за счет представительских расходов

Представительские расходы - реальная возможность списать в налоговом учете необоснованные на первый взгляд затраты. А значит, воспользоваться таким правом можно и нужно по максимуму.

Представительские расходы - реальная возможность списать в налоговом учете необоснованные на первый взгляд затраты. А значит, воспользоваться таким правом можно и нужно по максимуму.

Близится Новый год, который многие фирмы по традиции отмечают шумной вечеринкой для сотрудников и партнеров. Веселье, как правило, выливается в немалые суммы. Естественное желание руководителя и главбуха — уменьшить на эти затраты свою налогооблагаемую прибыль. Налоговый кодекс этому только содействует. На основании пункта 2 статьи 264 в состав представительских можно списать львиную долю "непроизводственных" расходов, в том числе расходы на проведение новогоднего банкета.

Однако инспекторы на проверках уделяют данной статье расходов особое внимание. Они то и дело предъявляют к списанию таких затрат дополнительные требования. Нередко возникают у проверяющих претензии и к документам, которыми оформлены представительские. В то же время большинства возможных споров с ревизорами можно избежать, оформив представительские так, чтобы нареканий у контролеров они не вызывали.

Разрешите представиться

Какие же расходы можно считать представительскими? В статье 264 Налогового кодекса приведен исчерпывающий перечень: проведение официального приема, расходы на транспортировку участников встречи, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг внештатных переводчиков. В налоговом учете данные затраты включаются в состав прочих расходов. В бухучете такие затраты списываются как расходы по обычным видам деятельности (п.5, 7 ПБУ 10/99).

Следует помнить, что в бухгалтерском и налоговом учете фактическая величина представительских будет различна. В первом случае они учитываются в сумме фактически произведенных затрат. Во втором — не более 4 % от расходов на оплату труда за отчетный период (п. 2 ст. 264 НК). Возникающая разница должна быть отражена в соответствии с ПБУ 18/02. В данном случае придется начислить постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02). Если в следующем отчетном периоде все представительские расходы окажутся в пределах нормы, постоянное налоговое обязательство нужно будет сторнировать.

Обратите внимание: фирмы на "упрощенке" учесть в расходах затраты на прием своих деловых партнеров не могут. Дело в том, что такая статья как представительские расходы, пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса не предусмотрена. На этом основании ревизоры принимать их при расчете единого налога запрещают (письмо Минфина России от 31 июля 2003 г. № 04-02-05/3/61).

Без норм — никуда

Как уже было сказано, при налогообложении прибыли не учитываются представительские расходы в части, превышающей установленный лимит (п. 42 ст. 270 НК). И коль доходы и расходы при расчете налога учитываются нарастающим итогом в течение года, пересчитывать сумму расходов, укладывающихся в норматив, нужно по итогам каждого отчетного периода.

Однако указанный норматив влияет не только на расчет налога на прибыль. Его нужно соблюдать и при зачете "входного" НДС. Так, фирма вправе принять к вычету только ту часть налога, которая относится к расходам, признанным в налоговом учете (п. 7 ст. 171 НК). При этом списать на налоговые расходы часть НДС, не принятого к вычету, нельзя. Запрещает пункт 1 статьи 170 Налогового кодекса. Но если к концу года представительские расходы уложатся в норматив, списанный ранее НДС можно будет зачесть. При этом корректировок в прошлых налоговых периодах делать не нужно. Налог следует принять к вычету в том периоде, в котором представительские расходы оказались в пределах нормы. Ведь именно тогда у предприятия появилось право на вычет.

Представительские — не представительские

Итак, как мы уже сказали, в Налоговом кодексе перечень затрат, которые могут быть включены в состав прочих расходов, носит исчерпывающий характер. Кроме того, здесь четко прописан следующий запрет: нельзя отнести к представительским суммы, истраченные на развлечение, отдых и лечение гостей фирмы. Вместе с тем существует целый перечень не упомянутых законодателями затрат, которые контролеры ни при каких условиях не позволяют принять в налоговом учете. Расскажем о них подробнее.

Прежде всего это относится к затратам на проживание гостей в гостиницах и арендованных квартирах. Инспекторы указывают, что под официальным приемом понимаются лишь завтраки, обеды или иные аналогичные мероприятия. Оплата же проживания гостей выходит за рамки этого понятия. Некоторым коммерсантам удается оспорить данное мнение. Примером может послужить, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 мая 2004 г. № А56-21571/03. Арбитры согласились с тем, что фирма, по договоренности с партнером взявшая на себя расходы по проживанию его делегации, вправе списать истраченные деньги на представительские расходы. Но положительный исход подобного дела скорее исключение, нежели правило. Еще один спорный момент касается дополнительных расходов на прием гостей. Так, по мнению налоговых работников, в составе представительских нельзя учитывать подарки для партнеров, аренду помещения, в котором проводится банкет. Кроме того, не считают инспекторы экономически обоснованными и затраты на оформление помещения, где проводится прием (письмо УМНС по г. Москве от 22 января 2004 г. № 26-08/4777). При желании с данной позицией инспекторов можно поспорить.

У тех, кто на конфликт с проверяющими идти не хочет, тоже есть выход. Избежать разногласий с инспекцией можно, поручив организацию приема специализированной фирме или провести встречу в хорошем ресторане, где договариваться о дополнительном оформлении и не потребуется. Ведь приличное заведение и так украсит ваш столик. А ограничений по месту проведения переговоров Налоговый кодекс не содержит: это может быть как отдельный кабинет в офисе, так и шикарный ресторан в центре города.

Если же на ресторан вы тратиться не желаете, а офисное помещение хотите украсить, тогда можно провести дополнительные затраты (сувениры, цветы) как рекламную акцию. Только не забудьте, что и на рекламные расходы есть свой норматив. Напомним, он составляет всего 1 процент от выручки.

Алкоголь на прибыль не влияет

Долгое время "камнем преткновения" между предприятиями и контролерами были расходы на алкогольные напитки. Не секрет, что редкая встреча деловых партнеров обходится без бокала хорошего коньяка. Но налоговые работники долгое время настаивали, что учесть в налоговых расходах стоимость спиртного нельзя (например, письмо Управления МНС России по Московской области от 10 марта 2004 г. № 04-27/03000). По их мнению, если "алкогольные" расходы не предусмотрены исчерпывающим перечнем расходов на представительские цели, их нельзя учитывать в составе представительских расходов.

Однако жесткая позиция ревизоров шла вразрез с мнением судей. Арбитражной практикой не раз подтверждалось, что затраты на алкогольные напитки и табак — полноправная составляющая представительских расходов (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. № А56-34683/03).

Очевидно, стойкая позиция арбитров сыграла свою роль, и прошлым летом по этому поводу высказалось финансовое ведомство. Авторы письма от 9 июня 2004 г. № 03-02-05/1/49 категорично заявили, что "расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы". Единственная оговорка, которую сделало ведомство, — такие расходы не должны превышать размеров, "предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок)". Не совсем понятно, какие именно размеры имели в виду финансисты. Ведь такого понятия, как "обычай делового оборота", налоговое законодательство не содержит. Однако это не исключает возможности отнесения к представительским расходам затрат на алкоголь.

Приняли гостей — посчитайте их доход

Обычно, принимая своих деловых партнеров, фирма не только устраивает им обеды в ресторанах, но и организует транспортные перевозки. То есть фактически они получают доход в натуральной форме (ст. 211 НК). А с него надо удерживать НДФЛ. Так вот, некоторые контролеры требуют включать стоимость аналогичных услуг в доход принимаемых гостей. Правда, официальных разъяснений по данному вопросу пока нет. Зато подобная мысль нередко встречается в ответах на частные вопросы. Например, руководитель Департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц ФНС Валентина Михайловна Акимова высказала такую точку зрения. Согласно статье 211 Налогового кодекса НДФЛ облагаются услуги и товары, оплаченные предприятием за представителей других фирм, как то: проживание в гостинице, сувениры и т.д. На стоимость же представительских расходов, поименованных в пункте 2 статьи 264 кодекса, если они подтверждены первичными документами и произведены в пределах сметы на проведение официального приема, налог не начисляется. Соглашаться с такой позицией или нет — решать вам. Однако если вы ей последуете, о сумме налога со стоимости услуг, которые к представительским не относятся (например, предоставление жилья), и о невозможности его удержать надо сообщить в свою налоговую инспекцию (п. 5 ст. 226 НК).

Экономически обоснуем…

Известная истина: расходы должны быть обоснованны. Не являются исключением и представительские. Инспекторы требуют для их обоснования представить какой-либо документ, указывающий на положительный результат переговоров: договор, протокол о намерениях и т. п. А если таких документов нет, представительские расходы ревизоры считают необоснованными и доначисляют на их сумму налог на прибыль, пени и штраф.

Правомерны ли такие действия? Нет, и вот почему. В Налоговом кодексе сказано, что при расчете налога учитываются затраты фирмы на прием деловых партнеров "в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества". О том, что учесть можно лишь те представительские, которые привели к заключению контракта, здесь нет. Напрашивается закономерный вывод: для налогового учета результат переговоров не важен. Заметьте, подтверждает это и сложившаяся арбитражная практика (постановление ФАС Уральского округа от 17 июня 2004 г. № Ф09-2441/04-АК).

… и задокументируем

Теперь разберемся с оформлением документов. Они должны подтверждать, что фирма действительно проводила встречу. На практике для этого достаточно:

  • программы проведения встречи с указанием приглашенных партнеров, участников со стороны фирмы, вопросов, подлежащих рассмотрению на встрече и предварительной суммы представительских расходов;
  • исполнительной сметы встречи с указанием фактически израсходованных средств;
  • акта на списание продуктов питания (если встреча проходила в ресторане, этот документ не нужен).

Если же из всех необходимых документов у организации имеются только смета на проведение встречи, утвержденная руководителем, акт о ее проведении с указанием наименования организации-партнера и количества участников встречи, а также счет предприятия общественного питания, то подобные представительские расходы нельзя считать документально подтвержденными. Следовательно, признать такие затраты обоснованными в целях налогообложения прибыли организация не вправе.

Справедливости ради следует отметить, что документы, необходимые для списания представительских, достаточно просты и не требуют участия партнеров в их составлении. Единственное требование, предъявляемое к ним законом, — наличие всех обязательных для "первички" реквизитов (п. 1 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Надо сказать, многие используют это в своих целях. Так, если потраченная на приемы делегаций сумма оказывается меньше, чем допустимый лимит, бухгалтеры маскируют под представительские какие-либо другие расходы. Для этого они составляют отчет о якобы проведенной встрече с одним из постоянных партнеров. Проверить, была ли эта встреча на самом деле, практически невозможно. Зато за ее счет можно списать, например, расходы на новогодний банкет или просто на покупку чая и кофе для всего офиса.

С. И. Ярошенко, налоговый юрист

Начать дискуссию

В Роскомнадзоре назвали риски развития искусственного интеллекта без достаточного регулирования законом

Советник гендиректора Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) по научно-техническому развитию Евгения Рыжова рассказала, что одна из сегодняшних тенденций в области ИИ – развитие технологий управления эмоциями.

Отпуска

СФР: работник может оформить отпуск на один период только по одному основанию

Родителю, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, ежегодный оплачиваемый отпуск в это время не предоставляется.

При назначении единого пособия в расчете доходов учитывают пенсии по потере кормильца

В доход семьи при комплексной оценке нуждаемости также входят трудовой заработок, пособия, алименты, проценты по вкладам, суммы от продажи имущества и т. п.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Минпромторг аккредитовал 19 объектов промышленной инфраструктуры и 7 промкластеров

Министерство промышленности и торговли во втором квартале 2024 года включило в федеральный реестр 26 промышленных кластеров, индустриальных парков и технопарков.

Центробанк будет по-новому определять курс доллара и евро

Банк России отсечет крайние значения курса, которые выбиваются из среднего диапазона. Данные будут получены на основании сведений о внебиржевых торгах между банками.

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

Разбираем, по каким правилам платят зарплату за работу в выходные и праздничные дни.

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 1 марта 2025 материнский капитал можно тратить на строительство жилых домов

Деньги на строительство жилого дома будут лежать на счете-эскроу. Подрядчик сможет их забрать после сдачи объекта.

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается

В Налоговом законодательстве действует термин «региональные налоги» (РН). Это обязательный сбор, который ФЛ и предприятия уплачивают в бюджет субъекта РФ: республики, края, области. Налог на имущество организаций – один из трех РН. По факту это налоговый сбор на недвижимое имущество, движимая собственность налогом не облагается.

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок

Вывести свой продукт на новый рынок — ответственное решение. Неважно, хотите вы оказывать услуги за рубежом, продавать товары или продвигать собственное приложение / игру / сервис, нужно позаботиться о защите интеллектуальной собственности. 

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
НДС

Какие разделы декларации по НДС заполняют экспортеры

Экспортеры заполняют «экспортные» разделы декларации по НДС, исходя из правил, установленных для подтверждения нулевой ставки НДС.

Какие разделы декларации по НДС заполняют экспортеры

У «ВкусВилла» появился свой платежный сервис EshPay

Покупатели смогут в пять раз быстрее оплачивать покупки через QR-код в мобильном приложении «ВкусВилл».

Чем руководитель отличается от лидера, и есть ли у них что-то общее?

В современном мире бизнеса все чаще звучат термины «руководитель» и «лидер». И многие предполагают, что у этих понятий одинаковый смысл. Однако на практике данные роли отличаются друг от друга и требуют особенных навыков и подходов.

Чем руководитель отличается от лидера, и есть ли у них что-то общее?

⚡️ Итоги дня: сотрудника посадили в темную комнату и заставили уволиться, школьники поехали на отдых в Северную Корею, а детей будут снимать на свидетельство о рождении

Подготовили обзор главных событий дня — 22 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как перевести ТМЦ из необлагаемой деятельности в облагаемую при ведении раздельного учета НДС в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Если говорить обобщенно и не вдаваясь в нюансы – раздельный учет применяется тогда, когда организация совмещает облагаемую и необлагаемую НДС деятельность. Применение раздельного учета позволяет выделить «входной» НДС, который относится к облагаемым операциям, и в дальнейшим предъявить эту сумму к вычету. Оставшуюся часть налога следует включить в стоимость приобретаемых товаров (услуг, работ).

Как перевести ТМЦ из необлагаемой деятельности в облагаемую при ведении раздельного учета НДС в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Остатки материнского капитала начислят как единовременную выплату

Сейчас у 750 тысяч семей накопились остатки материнского капитала на сумму 1,5 млрд рублей.

Экспорт

Более 530 экспортных лицензий Минпромторга выдано через платформу «Мой экспорт»

Государственная цифровая платформа «Мой экспорт» с сентября 2023 года значительно облегчила процедуру получения экспортных лицензий Минпромторга для российских компаний.

Верховный Суд инициировал изменения в Гражданский процессуальный кодекс

Пленум ВС РФ одобрил проект постановления о внесении в Госдуму проекта федерального закона с изменениями в ГПК.

Кадры

Цифра дня. Про «отличников»

Россияне рассказали, в каком возрасте чувствуют себя эффективнее всего на работе.

Цифра дня. Про «отличников»

Интересные материалы

Может ли работодатель вызвать сотрудника из отпуска

С согласия сотрудника работодатель может прервать отпуск. Если работник не согласен вернуться раньше положенного, к нему нельзя применять санкции.