Кассовые операции

О новом порядке ведения кассовых операций

1 июня вступило в силу Указание Банка России N 3210-У, утвердившее новый порядок ведения кассовых операций. Что он нам принес?

1 июня вступило в силу Указание Банка России N 3210-У, утвердившее новый порядок ведения кассовых операций. Что он нам принес?

У предпринимателей праздник - теперь они вправе не устанавливать лимит остатка наличных, могут не вести кассовую книгу и, соответственно, не выписывать приходники с расходниками. Условие одно - вести учет доходов, расходов либо физических показателей для целей налогообложения. Это, конечно, делают все предприниматели в силу НК.

И их можно только поздравить - здравый смысл восторжествовал. Скажем, выписывание предпринимателем самому себе РКО на часть денег, изымаемых из кассы для личных нужд, выглядело престранно. Я уже молчу об абсурдности требования в полном объеме вести кассовые операции в каком-нибудь ларьке с шаурмой. Смех смехом, а ведь штрафовали ИП на 4000-5000 рублей по части 1 статьи 15.1 КоАП за нарушение этой обязанности, что называется, только в путь! Загляните, например, в Постановление 13 ААС N А26-7286/2013.

Есть хорошие новости и для малых предприятий - с 1 июня им разрешили не устанавливать лимит кассы. То есть они вправе накапливать любые суммы наличности, если, конечно, не боятся хищений. Только не забудьте отменить старый приказ об утверждении лимита. Иначе будет считаться, что он действует, и ИФНС сможет опираться на него, пытаясь оштрафовать вас за "сверхлимит".

Для остальных фирм порядок расчета лимита тот же. Если есть наличная выручка, применяем одну формулу из приложения к Указанию N 3210-У. Когда выручки нет, а есть только "наличные" расходы - другую. Формулы совершенно такие же, как в старом Положении N 373-П. Для обособленных подразделений (ОП) считаем лимит отдельно. Если ОП само сдает деньги в банк, у него отдельный лимит. Если нет, лимит ОП - составная часть общего лимита фирмы. Затем утверждаем лимит (или лимиты) приказом директора и храним его копии во всех подразделениях, имеющих дело с наличными.

Кстати об ОП. Банк России окончательно закрепил обязательность иметь отдельную кассовую книгу в каждом подразделении, выдающем или принимающем наличные деньги. Для этого достаточно создать там хотя бы одно рабочее место. Из старого порядка это напрямую не вытекало, и все держалось на дополнительных разъяснениях ЦБ. С 1 июня все разночтения уходят - есть ОП, есть наличность в нем, должна быть и своя кассовая книга. Разумеется вместе с выпиской ПКО и РКО. Нарушение этого требования, как и раньше, обойдется компании в 40 000-50 000 рублей штрафа по части 1 статьи 15.1 КоАП. В обоснование своих слов сошлюсь на Постановление 15 ААС N 15АП-4779/2014.

В Указании N 3210-У написано, что ОП, ведущие кассовые операции, теперь представляют копию листа своей кассовой книги в головное подразделение (ГП) в срок, установленный последним с учетом, цитирую, "срока составления юридическим лицом бухгалтерской... отчетности". То есть кажется, что делать это можно хоть вообще раз в год, если организация не формирует квартальную отчетность.

В принципе, для ОП, сдающих деньги напрямую на расчетный счет, а также для малых предприятий, которые теперь могут жить без лимита кассы, так и есть: когда хотите, тогда и передавайте. Но для порядка лучше побыстрее.

Если предприятие не малое и ОП деньги на банковский счет не сдает, передавать копию листа или хотя бы сообщать об остатке в кассе ОП нужно как можно скорее. Иначе организация может превысить кассовый лимит. Ведь для таких ОП лимит по-прежнему устанавливается единый, на организацию целиком, включая все подобные ОП. Например, лимит кассы - 100 000 рублей. Остаток денег на конец дня в ГП - 80 000 рублей, в ОП - 30 000. Если в ГП не узнают о полученной в ОП сумме и не сдадут лишнее в банк, налицо превышение лимита на 10 000 рублей.

Следующее заметное отличие нового порядка от старого: руководитель может больше не подписывать РКО. Достаточно подписи главбуха или уполномоченного бухгалтера и "автографа" кассира. Правда, в одном случае росчерк директора все же понадобится - речь о заявлении работника, просящего деньги под отчет. В таком случае расходник, как и до 1 июня, оформляется на основании этого заявления, завизированного руководителем.

В продолжение темы подписей. Электронная революция добралась и до кассы. В Указании N 3210-У закреплено право организации вести кассовую документацию только на компьютере при условии, что у лиц, ответственных за это, есть электронные подписи. Разумеется, полноценно это право можно реализовать только в отношении кассовой книги и книги учета принятых и выданных денежных средств, которая ведется, если у фирмы несколько кассиров, один из которых - старший. Выписать лишь виртуально, например, РКО вряд ли получится, ведь там, помимо "кассовых" работников компании, должны расписаться те, кто получает деньги. Сомнительно, что все эти люди обзавелись электронными "автографами".

Если же возможности вести кассовую документацию только на компьютере у фирмы нет либо она в принципе не хочет связываться с этим, организация по-прежнему должна распечатывать все документы.

В остальном, коллеги, порядок ведения кассовых операций особо не изменился.

Попутно Указанием N 3073-У, которое также вступило в силу 1 июня, Банк России освежил перечень целей, на которые можно расходовать наличную выручку.

Самое главное изменение - отныне оплатить аренду недвижимости наличными можно, только если предварительно деньги получены в кассу с банковского счета. Ранее такого ограничения не было и проверяющие за оплату аренды из наличной выручки не преследовали.

Аналогично с займами - выдавать, возвращать их или уплачивать проценты по ним с 1 июня разрешается лишь строго за счет денег, снятых с банковского счета. До Указания N 3073-У это можно было сделать, например, из средств, полученных в качестве финансовой помощи от участника организации или возвращенных в кассу подотчетником.

Далее. До 1 июня среди разрешенных целей расходования наличной выручки числились командировочные затраты, теперь же говорится о выдаче денег под отчет в общем смысле. На практике, конечно, и до поправок деньги выдавались под отчет на любые хознужды, а не только командировки. В то же время формулировка Указания N 1843-У позволяла возмещать из наличной выручки командировочные расходы и тогда, когда работник оплатил их за свой счет, например, потому, что выданных перед поездкой денег не хватило. С 1 июня эта возможность под вопросом.

И последнее по новому Указанию N 3073-У. Оно разрешило предпринимателю брать деньги из наличной выручки на свои нужды, не связанные с коммерческой деятельностью. Конечно, многие ИП так поступали и раньше, но напрямую это не допускали ни прежний порядок ведения кассовых операций, ни Указание N 1843-У. С 1 июня, как видим, кассовая нормативка в этой части просто приведена в соответствие с жизнью.

А вот "наличный" лимит расчетов между организациями, ИП, организациями и ИП не изменится - 100 000 рублей по одному договору. Разве что банкиры прямо в Указании N 3073-У уточнили: лимит применяется независимо от того, когда стороны рассчитываются таким образом - в период действия договора или после его окончания, но во исполнение условий документа. В общем-то, так было и до поправок в силу пункта 2 Официальных разъяснений Банка России от 28.09.2009 N 34-ОР.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга.Конференцзал" 2014, № 03

Начать дискуссию

При определении ставки НДФЛ хотят учитывать выплаты по ипотеке

Для семей с двумя и более детьми могут сохранить ставку 13% при доходе до 5 млн рублей, а ветеринарному бизнесу предложили установить нулевую ставку НДС.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

«Вы не сдали декларацию, которую и не должны были сдавать» и еще четыре причины, по которым вам «заморозят» деньги на счете: как разблокировать средства

Узнайте, нет ли риска, что вашу компанию/ИП лишат возможности свободно распоряжаться денежными средствами на своем счете. Причем причины, по которым сейчас могут приостановить операции на счете, довольно оригинальны. Например, если компания не сдала декларацию, которую и не должна была сдавать. Как обезопасить бизнес от «заморозки» средств и что делать, если это все-таки произошло, узнайте из нашей статьи.

«Вы не сдали декларацию, которую и не должны были сдавать» и еще четыре причины, по которым вам «заморозят» деньги на счете: как разблокировать средства

Собственникам сносимых помещений предоставят жилье, их круг расширят

Если дом снесут или отправят на реконструкцию, власти предоставят малоимущим муниципальное жилье. Причем право на квартиру от государства будет и у бывших членов семьи.

Лучшие спикеры, новый каждый день

ФНС будет сокращать количество своих онлайн-сервисов

Налоговики будут сокращаться количество мелких электронных сервисов, чтобы создать крупный продукт для налогового администрирования. Например, такой как приложение «Мой налог» для самозанятых.

Суд не арестовал директоров по делу об отравлении готовой едой

Под стражу взяли только повара компании «Савон-К», который не соблюдал санитарные требования во время приготовления еды.

Кадровый учет

Справка о доходах сотрудника: по какой форме выдавать в 2024 году

В 2024 году справку о доходах и суммах налога физлицам выдавайте по новой форме. Рассказываем, когда и как оформлять такую справку.

Справка о доходах сотрудника: по какой форме выдавать в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ЕФС-1 подают на членов совета директоров, даже если нет выплат

Закон о персонифицированном учете обязывает подавать сведения не о факте заключения гражданско-правового договора (ГПД, ГПХ), а о дате его заключения и прекращения.

Отпуска

Чтобы отправить сотрудника в отпуск, нужен график, уведомление и приказ: таблица с перечнем документов

Лето – традиционно пора отпусков. В общем случае в отпуск сотрудники должны ходить по графику, который на текущий год утверждают в конце прошлого года. Но если работодатель не против, можно дать отпуск и вне графика.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

💥 ФНС откажется от декларации 3-НДФЛ. Но полного упразднения самостоятельного декларирования дохода пока не будет — налоговый консультант

Налоговики автоматически рассчитают НДФЛ на основании данных, которые они получат в процессе межведомственного взаимодействия. Подавать декларации будет не нужно.

Брокеры просят Минфин внести поправки к налоговой реформе

Участники фондового рынка не согласны, что инвесторы должны платить налоги при продаже акций, которые они держали в портфеле больше пяти лет.

Бесплатно с Индивидуальный предприниматель

Какие отчеты может сдавать ИП через свой личный кабинет на сайте ФНС. Мини-курс

Какие формы отчетности может сдать ИП через свой личный кабинет на сайте ФНС и как это сделать, рассказываем в сегодняшнем мини-курсе.

Какие отчеты может сдавать ИП через свой личный кабинет на сайте ФНС. Мини-курс
Бесплатно с УСН

По УСН не будет повышенных ставок и будет НДС: обзор поправок в НК-2025

Лимит дохода по УСН вырастет до 450 млн рублей, но при доходах от 60 млн не получится избежать НДС.

По УСН не будет повышенных ставок и будет НДС: обзор поправок в НК-2025
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Шесть аргументов для ФНС: не дробление, а структурирование

Результат проверки на дробление зависит от обоснованности доказательств для налоговой. В определенных случаях бизнес, даже состоящий из отдельных компаний, нельзя обвинить в дроблении. Разберем положительную для налогоплательщиков судебную практику.

Шесть аргументов для ФНС: не дробление, а структурирование

Как запатентовать дизайн быстро сменяющейся линейки одежды

Многие говорят, что все свои дизайны нужно патентовать, чтобы их не украли. Так ли это и возможно ли запатентовать то, что быстро меняется?  

Как запатентовать дизайн быстро сменяющейся линейки одежды
6-НДФЛ

Излишне удержанный НДФЛ отражают в строке 180 формы 6-НДФЛ

Сотрудник может подать заявление на стандартный вычет в середине года, но предоставляют его с начала года за все месяцы. Поэтому может быть ситуация, когда налог излишне удержан.

ВЭД

Предприниматели нашли способ рассчитаться с поставщиками из Китая

Российские бизнесмены договорились с небольшими банками в Китае и решили проблему с платежами по внешнеэкономическим контрактам.

Сервисы для работы с самозанятыми: обзор лучших платформ в 2024 году

В нашем обзоре мы собрали сервисы, которые помогают бизнесу и самозанятым решать все задачи – поиск исполнителей, расчеты, обмен документами, проверка партнеров и т. д. Кроме того, многие из таких площадок работают с обычными физиками и ИП. Так что можно закрыть вопросы сотрудничества с любыми исполнителями.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
УСН

Налоговики выявляют упрощенцев, которые не сдают уведомления по ЕНП

По УСН надо платить не только годовой налог, но и авансовые платежи. Некоторые бизнесмены эту обязанность игнорируют. Но налоговики на чеку.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию
Кадры

«Клерк» ищет таланты! Стань частью нашей команды

Любите «Клерк» также как и мы? Хотите стать частью нашей команды? Это возможно! Мы создали сообщество «Клерк Работа» в ВКонтакте, в нем мы будем размещать вакансии, которые сейчас есть в «Клерке». Подписывайтесь и следите за объявлениями! Делай то, что любишь вместе с нами!

3

Интересные материалы

Маркетинг

Как продвигать юридическую компанию: стратегия от эксперта

Получение высшего юридического образования — это лишь начало пути в юридической профессии. Из университетов юристы выходят с багажом юридических знаний. А практические навыки приходится нарабатывать. И чему точно не учат в вузах — так это тому, как вести юридический бизнес и продвигать собственную компанию.