Налог на прибыль

Нормы расхода топлива – теперь в новой редакции

Минтрансом (Распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р) утверждены методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – Нормы расхода топлива). Необходимость применения этого документа на протяжении многих лет вызывает споры у бухгалтеров: все ли коммерческие организации обязаны учитывать нормы, им установленные, либо его положения касаются только автотранспортных предприятий?

Источник: Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"

Минтрансом (Распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р) утверждены методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – Нормы расхода топлива). Необходимость применения этого документа на протяжении многих лет вызывает споры у бухгалтеров: все ли коммерческие организации обязаны учитывать нормы, им установленные, либо его положения касаются только автотранспортных предприятий? Не оставим без внимания также факт внесения существенных поправок в названный документ.

Обязано ли торговое предприятие применять Нормы расхода топлива?

Этот вопрос является спорным. В самом документе (п. 1) указано, что Нормы расхода топлива обязаны применять следующие организации:

  • автотранспортные предприятия;
  • организации, занятые в системе управления и контроля (в том числе ФНС);
  • предприниматели;
  • другие лица, независимо от форм собственности, эксплуатирующие автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.

Обозначены и цели применения документа (п. 3):

  • для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;
  • для определения себестоимости перевозок;
  • при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • для ведения статистической и оперативной отчетности.

Иными словами, положениями указанного документа регламентировано, что утвержденные нормы должны применяться всеми организациями, которые в рамках предпринимательской деятельности расходуют топливо и смазочные материалы при эксплуатации автомобилей, в том числе в целях налогообложения.

На том, что данные нормы должны в обязательном порядке применяться всеми коммерческими предприятиями, ранее настаивал и Минфин (Письмо от 03.09.2010 №03 03 06/2/57), и налоговики (Письмо УФНС по г. Москве от 30.12.2009 №16-15/139308). В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, чиновники рекомендовали налогоплательщику руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, представляемой изготовителем транспортного средства, и разрабатывать нормы самостоятельно.

Но существует и другая позиция, которую зачастую отстаивают коммерческие предприятия, основанная на положениях НК РФ. Дело в том, что Налоговый кодекс не налагает на предприятия обязанности нормировать расходы на приобретение ГСМ: в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива. А к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Применять нормативы следует лишь в случае использования сотрудниками организаций в ходе выполнения ими служебных обязанностей личных автомобилей1. Таким образом, кроме указания на экономическую оправданность расходов, НК РФ не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов при использовании личного транспорта в служебных целях. Кроме того, Минтранс не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст. 4 НК РФ).

По понятным причинам по порядку применения Норм расхода топлива сложилась обширная арбитражная практика. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 05.04.2012 по делу №А27-8757/20112суд, согласившись с налоговым органом об экономической неоправданности расходов на ГСМ, указал, что в гл. 25 НК РФ не предусмотрено нормирования расходов на ГСМ. Такие расходы могут учитываться в полном объеме при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.

В настоящее время финансисты уже не настаивают, а рекомендуют пользоваться утвержденными нормами: при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (письма от 27.01.2014 №03 03 06/1/2875, от 03.06.2013 №03 03 06/1/20097, от 30.01.2013 №03 03 06/2/12). Это уже третья позиция, которая, по мнению автора, свидетельствует о том, что разработанные Нормы расхода топлива могут применяться в целях налогообложения торговой организацией в добровольном порядке (ссылку на применение норм в этом случае целесообразно привести в учетной политике).

Почему Минфин сменил гнев на милость? Полагаем, мы знаем ответ на этот вопрос.

Документ требует серьезной доработки…

На Минэкономразвития возложена обязанность проводить экспертизу нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в указанных актах положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской деятельности (Постановление Правительства РФ от 29.07.2011 №633). С целью реализации этой обязанности, а также в соответствии с планом проведения экспертизы нормативных правовых документов Минэкономразвития провело экспертизу Распоряжения №АМ-23-р, которым утверждены Нормы расхода топлива.

В ходе работы были выяснены как положительные, так и отрицательные эффекты от использования норм. Так, к числу возможных положительных эффектов (в целях учета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) отнесено упрощение процедур администрирования (в том числе проверки) правильности исчисления субъектами предпринимательской деятельности расходов по налогу на прибыль. К негативным эффектам от применения предусмотренных методическими рекомендациями нормативов отнесена невозможность учета фактически понесенных расходов при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, что увеличивает себестоимость производимой продукции (оказываемых услуг) и таким образом необоснованно ухудшает положение отдельных участников рынка.

Кроме того, в названном документе были выявлены существенные недочеты. Например, нормативы установлены для многих марок и моделей автомобильного транспорта отечественного и зарубежного производства, которые сняты с производства или выведены из эксплуатации. Поскольку автопарк компаний постоянно обновляется, требуется периодическая актуализация некоторых положений. Другой недочет – наличие противоречий в части порядка утверждения и изменения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива.

По итогам проведенных консультаций Минэкономразвития пришло к выводу о наличии в нормативном акте положений, в части упоминания в нем о применении его для расчетов по налогообложению предприятий, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской деятельности. По результатам экспертизы распоряжения Минэкономразвития посчитало необходимым:

  • исключить из п. 3 упоминание о том, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению;
  • определить однозначный порядок утверждения и изменения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива;
  • указать на рекомендательный характер распоряжения;
  • утвердить порядок проведения периодической актуализации положений распоряжения в отношении используемого парка автомобильной техники;
  • учесть предложения коммерческих организаций, представленные в справке о результатах публичных консультаций, при доработке распоряжения (в их числе следующие претензии: в методических рекомендациях не учтено влияние пробок на расход смазочных материалов; определен короткий период использования зимних надбавок к нормам расхода топлива (для северных и восточных территорий) и др.).

Полагаем, что Минфин изменил свою точку зрения с «применять в обязательном порядке» на «рекомендовано к применению» именно в связи с проведением экспертизы комментируемого документа, публикацией на сайте Минэкономразвития заключения от 20.04.2012 и ожиданиями внесения поправок в названный документ.

Нормы расхода топлива – теперь в новой редакции

Распоряжением Минтранса РФ от 14.05.2014 №НА-50-р внесены существенные изменения в Нормы расхода топлива. В частности, введены пп. 7.1.1 и 7.2.1, в которых указаны базовые нормы расхода топлива для 91 модели (с модификациями) легковых автомобилей российского производства и более 800 иностранного производства выпуска с 2008 года. Среди существенных критериев поиска значатся число и расположение цилиндров, мощность двигателя (л. с.), рабочий объем двигателя (л), тип коробки перемены передач (КПП).

Однако в текстовую часть Распоряжения №МА-23-р (о том, что названные нормы являются рекомендованными, что они не применяются в целях налогообложения прибыли, и др.), о чем было отмечено в рекомендациях Минэкономразвития по результатам проведения экспертизы комментируемого документа, изменения внесены не были. А это значит, что все спорные вопросы о порядке применения (неприменения) этого документа сохраняются.

Более того, те предприятия, которые пользуются утвержденными нормами при учете расходов на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль, могут столкнуться с ситуацией, что разработанные ими самостоятельно нормы расхода ГСМ по тем автомобилям, которые не значились в старой редакции документа, не совпадают с вновь утвержденными нормами. В этом случае организация должна начать использовать новые нормы. С какого периода? Полагаем, что с даты вступления поправок в силу: для актов Минтранса – с момента их подписания (утверждения) (Приказ Минтранса РФ от 02.11.2004 №28).

* * *

Вопрос о том, обязаны ли торговые предприятия в целях исчисления налога на прибыль применять Нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, разрабатывать нормы расхода ГСМ самостоятельно либо списывать осуществленные расходы по факту (в размере фактических затрат), на протяжении многих лет является предметом спора. Но с учетом рекомендаций Минэкономразвития, Минфина, а также наличия положительной арбитражной практики можно констатировать, что даже при неприменении Норм расхода топлива, в случае если предприятиям со стороны проверяющих предъявлены претензии, есть большие шансы отстоять право на учет расходов на ГСМ в размере фактических затрат в вышестоящем налоговом органе либо суде (конечно, при условии их документального подтверждения).

Тем предприятиям, которые применяют Нормы расхода топлива, спешим сообщить, что в названный документ внесены существенные поправки, в частности установлены нормы расхода для автомобилей отечественного и иностранного производства выпуска с 2008 года (всего для более чем 900 моделей автомобилей).

1 Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.

2 Определением ВАС РФ от 09.07.2012 № ВАС-8327/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Начать дискуссию

Банки

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

Клиенты Модульбанка могут выпустить цифровую Маркет Карту мгновенно в личном кабинете банка.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Нужно ли уведомлять сотрудников о начале отпуска, если он вне графика

По общему правилу в отпуск работники ходят по графику, а за 2 недели до его начала работодатель уведомляет об этом. Уведомлять надо и в том случае, если сам сотрудник попросил отпуск вне графика.

Отличие субсидиарки от убытков

Почему кому-то конкурсный предъявляет иск об убытках, а кому-то субсидиарку?Чем они отличаются? Какие последствия наступают для ответчиков по таким искам?

Лучшие спикеры, новый каждый день

Банки начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента»

Пять банков, Центробанк и Росфинмониторинг участвуют в пилотном проекте по выявлению связей обычных денег с криптовалютой.

Роструд разъяснил, в каких случаях работодатель вправе привлекать работников к работе в выходные и праздничные дни

В каких случаях работодатель вправе привлекать сотрудников к работе в выходные и праздничные дни? Как такая работа должна оплачиваться?

Если при расчете налога на прибыль учитывать прошлые убытки, надо хранить всю старую первичку

Пока убытки прошлых лет идут на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль текущего года, документы, подтверждающие этот убыток, должны храниться.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Финансовый директор — ключевая фигура в управлении финансами бизнеса, которая отвечает за долгосрочное благополучие предприятия. Но даже самые умелые специалисты могут совершать ошибки, которые мешают компании расти и развиваться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Дробление бизнеса

Вопросы «дробления бизнеса» остаются предметом повышенного внимания налоговых органов, такие риски активно выявляются и реализуются. Рассказываем, какие признаки дробления бизнеса выявляет ФНС и что делать, если у группы компаний есть основания для разделения.

Дробление бизнеса
УСН

Если ИП на УСН уведомление по ЕНП сдал, а на взносы 1% не уменьшил: что делать

Письмо ФНС с разрешением уменьшать налог по УСН за 2024 год на взносы 1% за 2024 год вышло в начале апреле. Но некоторые ИП узнали о новых правилах, когда уже посчитали налог и сдали уведомление.

1

❗ Важно: сегодня последний день сдачи налоговой отчетности

По календарю бухгалтера на 25 апреля попадает последний день представления множества основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО еще и платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

3

Совет Федерации не хочет убирать алкоголь из прикассовых зон супермаркетов

Сенаторы указали депутатам на то, что в законе нет термина «прикассовая зона».

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков: научитесь вест кадровый и управленческий учет, узнайте особенности бухучета при ведении ВЭД и выходите на новый уровень дохода! Сегодня последний день, когда вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Приведите знания в форму! Воспользуйтесь акцией и пройдите топовые онлайн-курсы «Клерка» по ВЭД, кадровому и управленческому учету за 3 690 рублей! Получите повышение и увеличьте свой доход с новыми навыками. Кроме этого, вы можете освоить профессию бухгалтера с нуля также за 3 690 рублей.

Как работать над несколькими проектами одновременно и ничего не упустить

Как управлять кучей проектов и выживать — с советами от медиаменеджера Паши Федорова, CEO мессенджера «Пачка» Григория Любачёва, ведущего подкаста «Потом доделаю» Ильи Вахмистрова и директора музыкальной группы «Свидание» Катерины Павловой.

Право

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

Ростовская областная коллегия адвокатов «Советник» начала вести свой блог на «Клерке». Правозащитники уже рассказали, как правильно работать по госконтрактам и не попасть под уголовную ответственность.

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

При выполнении нацпроектов обнаружены ценовые соглашения

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.

💥Обзор к утру четврега: нашли лекарство от болезни Бехтерева, цены на хлеб взлетели, в Perrier нашли бактерии

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Интересные материалы

Какие меры принудительного исполнения можно применить к должнику

Рассказал о мерах применяемых к должнику, которые помогут быстрее исполнить решение суда.