Клерк.Ру

Если клиент аннулировал тур

Суть спора

Туристы приобрели через турагента путевку в Болгарию на троих, заплатив за нее 48 425 руб. А через некоторое время заказчик обратился к турагенту с заявлением о расторжении договора реализации турпродукта в связи с госпитализацией его дочери.

Турагент согласился вернуть клиенту агентское вознаграждение в размере 3160 руб., а туроператор был готов вернуть 199 евро, что в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ составляло 7953,07 руб.

Однако заказчик посчитал предлагаемую сумму возврата заниженной, предъявив турагенту претензию о возврате уплаченной денежной суммы. Однако его требование о возврате денег за путевку не было выполнено.

На основании решения мирового судьи с турагента в пользу клиента было взыскано в счет возмещения материального ущерба 31 851,73 руб., в счет компенсации морального вреда – 2000 руб. Считая, что эти суммы нужно было взыскать с туроператора, турагент обратился с иском в суд.

Отключить рекламу

Решение суда

Арбитры удовлетворили иск турагента.

Согласно абзацу 1 статьи 9 Закона о туризме, туристский продукт формирует туроператор. Он же обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в турпродукт.

И не важно, кто именно их оказывает – сам туроператор или третьи лица (абз. 2 ст. 9 Закона о туризме).

В данном случае, несмотря на то, что никаких услуг туроператором оказано не было, денежные средства, полученные от заказчика, остались у него.

В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452, под исполнителем понимаются: туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта, а также турагент, действующий на основании договора с туроператором, сформировавшим туристский продукт, и заключающий с потребителем договор о реализации турпродукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора.

Отключить рекламу

Таким образом, исполнителем услуги является не только агент, как установлено в Правилах, но и туроператор, что прямо указано в Законе о туризме.

При реализации турпродукта турагентом от своего имени турист может предъявить претензии именно к нему, что и было сделано в данном случае.

Но при этом туроператор несет ответственность перед туристом или иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени (абз. 5 ст. 9 Закона о туризме).

В агентском договоре, заключенном турагентом с туроператором, предусмотрено, что в случае невозможности совершения путешествия туристом по независящим от него обстоятельствам (болезнь, отказ в выдаче визы) возврат денежных средств, уплаченных агентом принципалу за путешествие, осуществляется принципалом с удержанием убытков и штрафных санкций.

Отключить рекламу

Таким образом, туроператор не освобождается от обязанности по оказанию туристам всех услуг, входящих в турпродукт, либо возврату денежной суммы при отказе заказчика от таких услуг. Отсутствие вины туроператора в данном случае значения не имеет.

Важно запомнить

Оплаченная госпошлина за подачу иска в суд взыскивается затем с проигравшей стороны.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый онлайн-курс «Все про управление дебиторкой для бухгалтера: прокачаем ваши юридические навыки».

Записывайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Отключить рекламу