ЭДО

Переход на электронный документооборот (на примере Белгородской сбытовой компании

Крупные коммерческие организации, особенно с холдинговой и разветвленной структурой, генерируют настолько большой объем документооборота, что его невозможно контролировать традиционными методами. Именно поэтому крупный бизнес давно уже является основным заказчиком и пользователем систем электронного документооборота (СЭД) и управления корпоративными знаниями (ECM-системы). Таким образом, компании закрывают все критические задачи внутреннего документооборота.

Крупные коммерческие организации, особенно с холдинговой и разветвленной структурой, генерируют настолько большой объем документооборота, что его невозможно контролировать традиционными методами. Именно поэтому крупный бизнес давно уже является основным заказчиком и пользователем систем электронного документооборота (СЭД) и управления корпоративными знаниями (ECM-системы). Таким образом, компании закрывают все критические задачи внутреннего документооборота. Однако много нерешенных задач остается в области внешнего обмена документами, который остается в бумажном виде.

Энергосбытовые компании выделяются среди других представителей крупного бизнеса исключительными объемами исходящих документов – десятки тысяч контрагентов ежемесячно получают платежные документы. Даже при наличии СЭД управлять такими потоками отправляемых документов чрезвычайно сложно и затратно, учитывая, что энергосбыт еще имеет ряд важных отраслевых особенностей.

В чем особенности перехода на обмен электронными документами энергосбытовой компании, рассказывает Сергей Четвериков, начальник департамента информационных технологий ОАО «Белгородэнергосбыт».

Бизнес-условия ОАО «Белгородэнергосбыт»

У нас достаточно богатый опыт использования ИТ-решений в работе. Первичные документы по энергосбытовой деятельности у нас формируются в биллинговой системе «Стек-Энерго», она используется для расчета с потребителями и работы с их лицевыми счетами. Хозяйственный учет ведется в 1С.

Хозяйственная деятельность и энергосбытовая для нас практически независимые источники документов, мы не ставили перед собой задачу интегрировать их в единое информационное пространство. Это привело к тому, что к моменту перехода на электронные документы, у нас было несколько баз данных.

На данный момент наша компания является Гарантирующим  поставщиком электроэнергии и мощности на все территории Белгородской области. Для обеспечения клиентского сервиса по всей территории области развернуто 22 центра обслуживания. И все они являются генераторами трафика финансово-учетных документов, каждый для своей группы контрагентов, в зависимости от территориальной принадлежности и потребляемой мощности.

Организационная структура компании насчитывает в общей сложности 60 подразделений. В бизнес-процессах подготовки, обработки и отправки, исходящих первичных бухгалтерских документов контрагентам последовательно задействовано до 4 подразделения. В бизнес-процессе приема и обработки входящих бухгалтерских документов таких подразделений 6.

Центральный офис Белгородской энергосбытовой компании

Также ключевые особенности работы нашей компании кроются в отраслевом и федеральном законодательстве, регулирующем порядок продажи электроэнергии на розничном и оптовом рынке. Есть определенные разночтения, к которым нам приходится приспосабливаться.

Например, в соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, счет-фактура должен быть выставлен в течение 5 календарных дней с момента отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). То есть в нашем случае, не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным. До этого момента нам требуется собрать и обработать массу информации: данные о тарифах, которые меняется ежемесячно, об электропотреблении, мощности в часы пиковой нагрузки области потребителями за расчетный период. Вопрос – как все быстро собрать, обработать, сформировать и выставить первичный документ – для нас крайне актуален.

Потому решение о переходе на электронные документы стало для нас закономерным и очевидным.

Выбор решения

После принятия решения о переходе на электронный обмен, нас в первую очередь интересовало следующее:

  • сокращение прямых издержек: на доставку документов контрагентам и на печать документов, обеспечение их хранения и уничтожения;
  • сокращение трудозатрат на подготовку к налоговым и аудиторским проверкам:
  1. просмотр содержания первичных учетных документов, принятых через системы обмена или созданных в учетной системе, формирование комплектов документов;
  2. выборка и предоставление документов в электронном виде, истребованных ФНС в рамках камеральных и встречных проверок;
  • разграничение прав доступа к документам в соответствии с полномочиями должностных лиц;
  • сокращения рисков доначисления НДС и налога на прибыль, связанных с возможной утратой документов в ходе обмена с контрагентами;
  • снижения стоимости процессов занесения информации из входящих первичных учетных документов в учетную систему.

При этом мы не забывали о необходимости интеграции внутреннего и внешнего документооборота. И о том, что решение должно закрывать потребность одновременно обрабатывать сразу несколько потоков документов – как бумажных, так и электронных, приходящих из разных сервисов обмена,

В итоге нами был взят курс на переход к электронным документам, работу с которыми просто организовать и структурировать. Мы смотрели в сторону комплексных продуктов, позволяющих полностью закрыть наши задачи по работе с первичкой с оглядкой на то, что не все наши контрагенты смогут быстро перейти на электронный обмен, то есть, бумажные документы будут сохраняться какое-то время. Мы остановили выбор на решении «Межкорпоративный финансово-учетный документооборот» на платформе системы DIRECTUM и сервиса Synerdocs.

Проект стартовал в ноябре 2013 года и был разделен на четыре основных этапа общей продолжительностью 6 месяцев. Внедрение производилось силами специалистов DIRECTUM и Synerdocs.

Финансово-учетный документооборот

В части внутренних процессов был создан архив электронных документов. В электронный вид были переведены ключевые документы по энергосбытовой и хозяйственной деятельности. Была осуществлена интеграция DIRECTUM с биллинговой и финансово-учетной системами, произведена бесшовная интеграция с сервисом Synerdocs с возможностью роуминга с другими операторами.

Во внутреннем контуре автоматизации в DIRECTUM перешли процессы формирования, согласования, учета, выставления и последующего архивного хранения первичной финансовой документации (счет-фактура, акт выполненных работ, акт сверки, накладная, счет на оплату, договор), разработаны специализированные шаблоны документов и настроены типовые маршруты согласования по входящим и исходящим первичным документам. На будущее заложили перспективу автоматизации работы с перепиской, согласование и утверждение служебных записок, согласование и утверждение приказов и распоряжений.

На сегодняшний день с решением «Межкорпоративный финансово-учетный документооборот» работают более 130 сотрудников ОАО «Белгородэнергосбыт». Внедрение решения позволило упорядочить работу с первичными финансовыми документами, сократить время согласования и выставления первичных документов, снизить затраты на отправку и хранение, а также ускорить поиск и подготовку первичных документов для проверки органами ФНС.

Особенности форматов документов

Понятно, что к неформализованным документам в электронном виде вопросов у нас не возникало. Но  самые интересные задачи нам предстояло решать в части формализованных документов. Мы должны были еще раз внимательно проверить соответствие форматов электронных актов и счетов-фактур  требованиям ФНС. Акты у нас обладают рядом уникальных черт, поэтому они создаются в формате .pdf и отправляются через Synerdocsкак неформализованные документы. Мы считаем, что .pdf – достаточно удобный формат, документ можно просто просмотреть и без специальных инструментов.

Акт приема-передачи электроэнергии в .pdf-формате

Другая интересная особенность открылась в ходе аудита электронных форм актов сверки. Ранее они были переведены нами в .xml-формат, и мы считали их формализованными. Однако приняли решение все-таки перевести их в электронный вид как неформализованные документы, что решило сразу массу проблем.

Контрагенты

Самой нетривиальной задачей перехода на обмен в электронном виде для нас стал перевод контрагентов. Хотя в целом процесс перевода контрагентов в продуктивное использование сервиса ЭДО достаточно прост.

Мы структурировали его следующим образом. Для небольших компаний достаточно пройти самостоятельную регистрацию в сервисе Synerdocs – это довольно просто, нашего участия здесь не требуется, кроме организации рассылки информационных сообщений. Для крупных же компаний необходимо более глубокое погружение в тему: здесь задействованы специалисты оператора, для которых подключение каждого такого контрагента – это отдельный проект, со своим комплексом мероприятий  по исследованию бизнес процессов и обучению пользователей.

Важный нюанс в том, что контрагенты не платят за документы, поступающие от нас. Сегодня  все  документы в нашем обороте – это только исходящие. Контрагенты получают и подписывают акты – на этом их участие в обмене заканчивается. Весь исходящий трафик оплачивается Белгородской сбытовой компанией. Таким образом, мы решаем вопрос с мотивацией контрагентов, для которых переход на обмен электронными документами выглядит только как приобретение ЭП и подключение к Synerdocs – без дополнительных расходов.

Более того, небольшая часть контрагентов уже пользовалась услугами других операторов обмена документами, следовательно, для них возникла потребность развивать роуминг с Synerdocs. Для этой части наших потребителей дополнительных мероприятий не требовалось.

***

Главная особенность перехода Белгородской сбытовой компании на электронный документооборот в том, что параллельно с автоматизацией внутренних процессов, мы переводили в электронный вид взаимодействие и с внешними контрагентами. Это потребовало от всех участников проекта особого внимания к различным юридическим и техническим нюансам – от тонкой настройки платформы до скрупулезного изучения форматов первичных документов.

Внедрение решения «Межкорпоративный финансово-учетный документооборот» на платформе системы DIRECTUM и сервиса Synerdocs позволило закрыть целый комплекс проблем, связанных со своевременным выставлением документов, контролем их возврата, а также с эффективной работой с первичкой в целом.  Мы приобрели уникальный опыт и готовы активно делиться  другим компаниям отрасли опытом перехода на обмен электронными документами.

Комментарии

1
  • ovchinnikov_ps

    Аноним, Вы писали:
    "врут?"

    Когда говорят, что роуминга нет)

Увеличат размер декретных для уволенных женщин

Минтруд начал разработку проекта с поправками в закон о детских пособиях. Увеличат пособие по беременности и родам для женщин, уволенных при ликвидации компании или закрытии ИП.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

Праздник дня. День 50-процентной вероятности встречи с динозавром

Это праздник возник как день, когда надо вспомнить о вероятности случайных событий.

Праздник дня. День 50-процентной вероятности встречи с динозавром
Зарплата

Как майские праздники влияют на выплату зарплаты за апрель: таблица

В начале мая много выходных и праздничных дней. Если срок выплаты аванса или зарплаты за 2-ую половину месяца выпадает на эти дни, то выплатить надо накануне.

Лучшие спикеры, новый каждый день
3-НДФЛ

🔌 Если просрочили сдачу 3-НДФЛ из-за технических ограничений, штрафа не будет. Но бухгалтеры не верят

Налоговики разъяснили, что будет, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Переход на авансы по фактической прибыли в 2024 году

Отечественные компании имеют возможность переходить на уплату авансов по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли. Кто может это сделать и в каком порядке, рассказывается в нашей статье.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Как осуществляется обмен сведениями с СФР для больничных листов в 2024 году, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

По каким признакам налоговики определяют незаконные схемы с самозанятыми

Из тех компаний, которые сотрудничают с самозанятыми, около 4% имеют признаки незаконной минимизации зарплатных налогов.

Не забудьте уплатить налоги до 2 мая

28 апреля – выходной день, поэтому срок уплаты налогов переносится на ближайший рабочий день 2 мая.

Число индивидуальных предпринимателей побило рекорд

240 000 новых ИП появилось только в первом квартале 2024 года. Число юридических лиц сократилось на 0,3%.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития
НДФЛ

Как считать НДФЛ при продаже квартиры по заниженной цене

Если продать квартиру до истечения минимального срока, надо платить НДФЛ. Причем при расчете базы доход может быть не тот, что указан в договоре, а рассчитанный из кадастровой стоимости.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
8
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

ФНС: параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса почти готовы

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.

Кейс. Как рекламное агентство победило Google Таблицы и выстроило управленческую отчётность

Бесконечные листы в Google Таблицах, отсутствие выстроенной отчётности и путаница в проектах — сразу несколько проблем, которые стали головной болью рекламного агентства. В этом кейсе рассказываем, как удалось разобраться со сложностями.

Кейс. Как рекламное агентство победило Google Таблицы и выстроило управленческую отчётность

Фиксированные взносы за 2023 год не уменьшают налог по УСН за 2024, даже если уплачены с опозданием

Срок уплаты фиксированных взносов за 2023 год – 09.01.2024, но не все ИП уплатили их вовремя. Это не имеет значения, когда речь идет об уменьшении налог по УСН «доходы» на эти взносы.

Работодатели в 1,5 раза увеличили предложения о подработке

Около 15-20% от всех занятых останутся работать или пойдут на подработку. В отпуск собираются 23% сотрудников.

Отчет декомпенсации на Озон: что это, как отражать в 1С и в КУДиР

Озон все чаще стал присылать отчеты о декомпенсации. С логистической точки зрения все понятно, а как это корректно отразить в 1С и внести в КУДиР? Разбираем в статье.

Отчет декомпенсации на Озон: что это, как отражать в 1С и в КУДиР

Всем трудящимся: сегодня НЕ сокращенный рабочий день

По ТК работаем на 1 час меньше, если за этим рабочим днем именно сразу идет нерабочий праздничный день. То есть государственный праздник.

5
Сальдо ЕНС

👈 Налоговики автоматически делают зачет сальдо ЕНС в счет имущественных налогов физлиц

Если к моменту формирования налогового уведомления на уплату налогов за квартиру, авто, дачу и участок на вашем ЕНС есть какие-то деньги, то их автоматически засчитывают в счет предстоящей обязанности по уплате этих налогов. И назад хода нет.

Интересные материалы

Как новичку открыть пункт выдачи заказов маркетплейсов

Покупатели выбирают ПВЗ по многим критериям. Первый и самый главный — расположение, второй — комфорт, третий — обслуживание и т. д. Рассказываем, с чего начать подготовку к открытию, какие ресурсы нужны, как запустить бизнес и создать успешный ПВЗ, который быстро окупится.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру