ЭДО

Электронные документы в сфере бухгалтерского учета и аудита

По-настоящему «безбумажный» офис, возможно, еще не скоро станет реальностью как для коммерческих и государственных организаций, так и для частных лиц. Однако цифровые документы шаг за шагом вытесняют своих традиционных, бумажных собратьев за счет своей доступности и возможности экономить время и пространство. Для создания электронного документооборота и интеграции важных документов в бизнес-процессы часто требуется оцифровывать бумажные документы за пределами офиса.

Материал предоставлен компанией PFU Imaging Solutions Ltd

По-настоящему «безбумажный» офис, возможно, еще не скоро станет реальностью как для коммерческих и государственных организаций, так и для частных лиц. Однако цифровые документы шаг за шагом вытесняют своих традиционных, бумажных собратьев за счет своей доступности и возможности экономить время и пространство. Для создания электронного документооборота и интеграции важных документов в бизнес-процессы часто требуется оцифровывать бумажные документы за пределами офиса.

Именно в этом случае мобильные сканеры могут существенно увеличить производительность, создавая цифровые документы с возможностью поиска по ним. Они занимают мало места, гибко подстраиваются под любые условия и способны передавать отсканированные документы в облако по одному нажатию кнопки. Мобильные высокопроизводительные сканеры наилучшим образом подходят, например, для бухгалтерского учета, для работы в сфере аудита, юридических компаний, или организаций, предлагающих уход на дому.

Парадокс: практически каждая организация генерирует, хранит и передает данные и документы в электронной форме. Но это правило неприменимо к важным коммерческим документам, счетам и квитанциям. Компании по-прежнему стремятся использовать бумагу, преимущественно из-за убежденности в том, что такие документы должны быть только бумажными. Компании могли бы отказаться от огромного количества лишней работы, если бы они сканировали счета сразу после их получения, интегрировали в бумажный документооборот, а бумажные оригиналы сразу же уничтожали. Эта оперативная доктрина известна как «замещающее сканирование».

В то же время компании малого и среднего бизнеса часто сохраняют оригиналы счетов, квитанций и прочих налоговых документов в бумажной форме во избежание нарушения законов. Они боятся, что не смогут представить свидетельства в суде в случае невозможности предоставить оригиналы документов. До недавнего времени в законодательстве имелись указания только лишь в отношении сканирования и электронной архивации в области коммерческого бухгалтерского учета для налоговых целей.

В России уже более 10 лет назад начался постепенный переход к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Согласно Федеральному закону от 28.06.2013 №134-Ф3, с 2014 года все плательщики НДС теперь переходят на сдачу деклараций в электронном виде. Безусловно, процесс перехода в безбумажный документооборот будет продолжаться, а значит, необходимы и технические инновации для адаптации к новым стандартам.

Бухгалтерский учет входит в цифровую эпоху

На сегодняшний день деловые операции уже во многом представлены в цифровом формате. Неважно, о каком их аспекте идет речь — офисных решениях, инструментах для повышения производительности, ПО для управления проектами или данными клиента — нет практически ни одной задачи, в решении которой выгодной роли не играли бы цифровые помощники и интернет-решения. Они действительно помогают упростить рутинные операции, ускорить их выполнение и отказаться от использования бумаги. И, тем не менее, того, что уже стало обычным делом в офисах, многие компании, особенно малого и среднего бизнеса, по-прежнему лишены. Несмотря на огромные усилия по оцифровке документооборота, счета и квитанции об оплате остаются по ту сторону «бумажного Рубикона» во многих фирмах.

В результате большинство небольших компаний по-прежнему ведут бухгалтерию с помощью Word и Excel, а затем распечатывают бухгалтерские книги. Чтобы бухгалтерский учет стал частью цифровой экосистемы, требуется комплексное ИТ-решение для таких ключевых действий, как оформление счетов, регистрация квитанций и передача электронных документов.

Сила привычки

Многие компании обеспокоены высокой стоимостью организации электронного хранилища документов. Они также не уверены, будет ли оно удовлетворять требованиям аудита. Основной вопрос — как интерпретировать юридические аспекты электронного документооборота. Что нужно сделать, чтобы такой документооборот удовлетворял требованиям налоговых и судебных органов? Именно поэтому многие компании продолжают работать с бумажными документами, поскольку для них этот подход был и остается привычным. Тем не менее, в данном случае привычка превращается в препятствие на пути перехода к цифровым технологиям. Среди других препятствий — соображения, связанные с безопасностью и надежностью электронных систем, а также с расходами на них.

Как привлечь на свою сторону бухгалтеров по налогообложению

Бухгалтеры по налогообложению указывают, документы каких форм должны существовать в большинстве небольших компаний. При этом бухгалтерская отчетность в цифровой форме еще не стала общепринятым фактом. Большей части бухгалтеров по налогообложению требуются, как обычно, классические счета, квитанции и выписки о движении средств в бумажной форме. Только небольшая часть бухгалтеров уже принимают документы по электронной почте или через Dropbox, а еще меньшая — предпочитают работать с файлами, в которых содержится вся информация, связанная с бухгалтерским учетом.

Передача документов в цифровом формате, например ZIP или CSV-файле, будет вполне достаточной на начальном этапе. Следующим шагом на пути к безбумажному офису является переход к диалогу с бухгалтерами по налогообложению. Только когда они согласятся на безбумажный обмен данными и/или документами, безбумажный офис станет реальностью.

Оцифровка как услуга

Взаимодействие с бухгалтером по налогообложению может упроститься, если станет возможным передача в цифровом виде необходимых документов. Налоговые эксперты могут помочь своим клиентам в оцифровке самых разных счетов, коммерческих документов и квитанций. Один из вариантов — предоставить клиентам мобильные сканеры, чтобы они могли оцифровывать документы самостоятельно. Это хорошая альтернатива покупке дорогих и сложных сканеров или МФУ, особенно для компаний малого и среднего бизнеса. Еще одним преимуществом такой модели является производительность, присущая современным документ-сканерам. Мобильные сканеры удобны в использовании и отличаются встроенным Wi-Fi. Это позволяет системам передавать отсканированные документы по безопасной беспроводной сети. Более того, отсканированные документы можно передавать напрямую на мобильные устройства, например на ноутбук, установив специальное соединение. А еще одной возможностью бухгалтера по налогообложению является изучение налоговой документации у клиента, а затем оцифровка наиболее важных документов на месте с помощью мобильного сканера.

Краткий вывод

Преимущества полностью электронной обработки счетов и квитанций очевидны. Бухгалтеры по налогообложению также могут воспользоваться преимуществами цифрового документооборота. Им придется просматривать и регистрировать меньшее количество документов, что сэкономит место в архиве. А это важно, учитывая, сколько стоит аренда офиса в крупных городах. И, наконец, не тратится бумага, за счет чего вы делаете свой вклад в защиту окружающей среды. Переход к электронным документам повышает мобильность и скорость бизнес-процессов, не говоря уже об экологическом имидже компании.

Покупка сканера может в скором времени окупиться. Для небольшой компании с 15 сотрудниками, например юридической фирмы или маркетингового агентства, консервативные оценки показывают, что на материалы расходуется почти 135 фунтов стерлингов ежемесячно, если каждый сотрудник делает пять копий в день и получает восемь листов бумаги. Добавьте к этому еще два распечатанных и отправленных по почте письма на сотрудника в неделю, и указанная цифра возрастет.

Оценки производителей и Ассоциации по вопросам управления информацией и изображениями (AIIM[1]) должны заставить нас задуматься: 67 процентов распечаток и копий вообще не нужны, а каждая копия стоит в среднем два пенса, по консервативным оценкам. Учитывая такие факторы, как время, потраченное сотрудниками на то, чтобы сходить к установленному в отделе принтеру и вернуться с распечаткой, мы видим, что документ-сканер может окупиться менее чем за месяц.

Рентабельность будет еще выше, если учитывать усилия, потраченные сотрудниками на архивирование и поиск «потерянных» бумажных документов. Цифры свидетельствуют о том, что сотрудник архивирует пять процентов всех бумажных документов и тратит время на поиск документа два раза в месяц. Более того, сотрудники теряют в среднем один документ в месяц, из-за чего компания теряет ежемесячно около 460 фунтов стерлингов.

[1] Отчет AIIM «Scan More, Print Less - save your small business a small fortune» («Сканируйте больше, печатайте меньше — сэкономьте своей компании небольшое состояние»). http://scanners.fcpa.fujitsu.com/scansnapit/go-green/

Начать дискуссию

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

6
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Многодетные семьи

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Ведение бизнеса

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik