Клерк.Ру

Закон о блогерах: зачем он нужен и почему не работает

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Наверное, почти каждый помнит, сколько шума в прошедшем году наделал так называемый “закон о блогерах”. Кто его только не критиковал, и в чем только не обвиняли наших законодателей! Например, говорили о наступлении на интернет цензуры, нарушении конституционных прав граждан и ущемлении свободы слова.

Ходили слухи даже о скором закрытии в нашей стране всех популярных социальных сетей и информационных площадок. Всем мерещилось страшное и все готовились к худшему. И вот, наконец, в марте текущего года Роскомнадзор, призванный следить за исполнением нового закона, озвучил первые итоги своей “плодотворной” работы.

Как выяснилось, за 7 месяцев действия закона в реестре оказалось всего 500 популярных блогов, за которыми государство вроде как должно установить пристальный надзор. При этом было зарегистрировано порядка полусотни нарушений, связанных с распространением в указанных блоргах мата и экстремистских призывов. В итоге ни один блогер, что называется, не пострадал – никому так и не было выписано ни единого штрафа. Все блогеры остались при своем, а интернет по-прежнему наполнен матом, непонятными лозунгами, взаимными оскорблениями и прочей прелестью. 

Как мы видим, все опасения просвещенной общественности оказались напрасными. Закон не работает и работать, судя по всему, не будет. Причем большинству граждан так до сих пор и непонятно, для чего требовалось принятие скандального акта и какой сакральный смысл он в себе несет. Поэтому давайте попробуем разобраться, почему же он не работает и зачем он вообще нужен (и нужен ли?) в нашей стране.

Отключить рекламу

Начнем с функций закона. Для начала напомним, что он из себя представляет и к чему обязывает популярных блогеров.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ распространяет свое действие далеко не на всех блогеров. Его интересуют лишь популярные блоги – где более 3 тысяч посетителей в день. Такие блоги вносятся в специальный реестр, а сам блогер обязуется соблюдать ряд ограничений, присущих нынешним СМИ.

Например, популярный блогер обязан проверять достоверность публикуемой информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию. Он обязан не допускать распространение информации о частной жизни граждан, соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах.

Кроме того, блоги не могут быть использованы в целях нарушения закона, в том числе и уголовного. Они не вправе использоваться для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

В них недопустимо размещение мата, оскорблений и клеветы. При этом блогер обязан немедленно реагировать на нарушения данных требований со стороны его читающей аудитории. Проще говоря – удалять со своей странички мат, оскорбления и незаконную агитацию, размещаемую пользователями. За ослушание предусмотрены штрафы. Как мы видим, ни о каких ограничениях свободы слова в законе не говорится. Соблюдай ряд вышеуказанных требований, и тебя никто не оштрафует.

Отключить рекламу

Другой вопрос - нужен ли нам подобный закон или нет? Чтобы ответить на него, следует помнить, что поправки принимались с целью защиты детей от информации, способной причинить им вред. Ни для кого ни секрет, что столкнуться с подобной информацией на страницах информационных сайтов довольно трудно. Разумеется, если сам сайт не заточен под нарушение законов (онлайн-казино, реклама наркотиков, интим-услуги и так далее). Серьезные сайты модерируются, редактируются и жестким образом следят за появляющейся на них информацией и действиями посетителей.

Другое дело – популярные блоги. Здесь тебе и мат, и оскорбления, и клевета. Не то, чтоб каждый день, но бывают. Все это в блогах представлено в широком ассортименте и за всем этим не существует почти никакого контроля. Даже в том случае, если блогер пишет вполне себе безобидные заметки, действия его читателей просчитать невозможно. Под статьей, скажем, о путешествии в Африку могут появиться лозунги, посвященные насильственному свержению конституционного строя, реклама наркотиков или призывы к убийству определенных групп населения.

Что характерно, все вышеперечисленное чушь может оставаться в блоге годами. Блогеру бывает просто недосуг модерировать отзывы своих читателей – пусть себе резвятся, главное чтобы просмотры росли, а ответственности он не несет. Все законно! Между тем, иные блоги по числу своей аудитории сравнимы с приличными масс-медиа. Читают и высказывают свое мнение в блогах миллионы людей, в том числе и детей, вынужденных сталкиваться с запрещенной информацией.

Отключить рекламу

Так может уже пора признать, что, как в том анекдоте, хоть иногда банан что-то и значит, но порой банан - это просто банан. Что закон принимался все же с целью ограждения детей от незаконной информации, что популярных блогеров хотели заставить хоть как-то отслеживать и фильтровать информацию, появляющуюся в их дневниках. Идея была именно такой.

Конечно, известным блогерам, которые практически все, мягко говоря, люди сложные, приятнее считать, что закон принимался в целях задушить свободу слова и ввести цензуру, в целях борьбы с “пятой колонной” и тлетворным влиянием запада и прочим. Но знаете, хотели бы задушить свободу и ввести цензуру - задушили бы и ввели. А тут полгода прошло после принятия закона, а в блогах ничего не поменялось. Ни одному блогеру появление этого закона никаких неудобств не доставило. 

В общем, не только предполагаемых ограничений свободы слова не появилось, но и главной официальной цели всего этого – заставить блогеров следить за “базаром” своих читателей, ну, и по мере сил за своим собственным, - не достигли. Закон напрочь отказывается работать.

Дело в том, что сам Роскомнадзор не может привлекать блогеров к ответственности за нарушение законодательных запретов. Этим занимаются совсем другие ведомства. В частности, прокуратура уполномочена на привлечение граждан к ответственности за экстремизм, ФСКН – за торговлю наркотическими средствами, ФАС – за ненадлежащую рекламу. В свою очередь полиция может штрафовать популярных блогеров за мат и прочее мелкое хулиганство.

Отключить рекламу

Как водится, взаимодействие между этими структурами до сих пор не налажено. Кроме того, за самое частое нарушение в сети, а именно за мат, привлечь сейчас вообще невозможно. Штраф следует только за сквернословие в общественных местах, а в законе не прописано, что интернет является общественным местом. Такие дела.

 

Отключить рекламу