Акцизы

Розничная продажа алкогольной продукции

Алкогольная продукция пользуется высоким спросом у покупателей. Наши сограждане по-прежнему верят, что «алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве». Чтобы сохранить их здоровье, законодатели оговаривают правила его продажи. О них читайте в статье.
40 тыс. 13,2 тыс.

Алкогольная продукция пользуется высоким спросом у покупателей. Наши сограждане по-прежнему верят, что «алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве». Чтобы сохранить их здоровье, законодатели оговаривают правила его продажи. О них читайте в статье.

Т.В. Демченкова, эксперт АГ «РАДА»

Значительную часть доходов многих магазинов составляют деньги, полученные от продажи алкоголя. Торговать им выгодно, но не все могут себе это позволить. Для начала продавец должен получить лицензию. Об этом сказано в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

Торговец, получивший лицензию, должен маркировать алкоголь, подтверждать его качество и строго соблюдать установленные правила продажи.

Как получить лицензию

Лицензию выдают региональные лицензионные палаты. Для ее получения нужно представить следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии. В нем надо указать название фирмы, ее организационно-правовую форму, место нахождения, название банка и номер открытого в нем счета, а также срок, в течение которого фирма будет заниматься розничной продажей алкоголя;
  • копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации фирмы (если копии не заверены нотариусом, то вместе с ними нужно показать оригиналы);
  • справку о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • документ об оплате сбора за выдачу лицензии;
  • справку из налоговой инспекции о том, что у фирмы нет просроченной задолженности по уплате налогов и сборов;
  • письменное согласие местных властей на осуществление торговли алкоголем;
  • копию информационного письма федеральных властей о включении фирмы в Единый государственный реестр предприятий и организаций;
  • заключение местного отделения ОВД, Государственной противопожарной службы о том, что на фирме есть охранная и охранно-пожарная сигнализации;
  • заключения о том, что складские помещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам, а также требованиям техники безопасности.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня подачи заявления. За это время чиновники проверяют все сведения, указанные в документах. Этот срок может быть продлен, если потребуется дополнительная экспертиза. Однако его нельзя увеличивать более чем на 30 дней.

В течение трех дней после принятия положительного решения вам направят письменное уведомление. Если вам откажут в выдаче лицензии, то в уведомлении будут указаны причины отказа. В частности, отказ может быть обусловлен тем, что в документах обнаружится недостоверная или искаженная информация.

Лицензия выдается на срок не менее чем три года. Однако он может быть продлен или уменьшен по просьбе фирмы.

Какую алкогольную продукцию можно продавать

Продавать можно только те спиртные напитки, которые изготовлены законным способом.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1019 (далее – постановление № 1019) утвержден Перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ. Он включает в себя:

  • копию сертификата соответствия, заверенную печатью владельца продукции;
  • товарно-транспортную накладную;
  • справку к товарно-транспортной накладной (ее форма приведена в приложении к постановлению № 1019);
  • акт об отгрузке и приемке спирта или вина и виноматериалов.

Перечисленные документы должны сопровождать алкогольную продукцию независимо от того, закупается она у ее производителя или у оптовика.

Если алкоголь ввозится из-за рубежа, то при нем должны быть грузовая таможенная декларация и справка к ней.

Маркировка алкоголя

Спиртные напитки маркируются в соответствии с требованиями статьи 12 Закона № 171-ФЗ.

Маркировать нужно алкоголь, в котором содержится более 9 процентов спирта. Проводить маркировку обязан производитель алкогольной продукции. Для этого он закупает федеральные специальные марки в МНС.

На импортный алкоголь марки должна наклеивать фирма, которая ввозит его в страну. Она покупает у таможенников акцизные марки. Одна марка стоит у них 0,75 рубля. При этом фирма должна отчитаться обо всех купленных марках. Неиспользованные или поврежденные марки возвращаются таможенникам.

Обратите внимание: не нужно клеить марки на импортный алкоголь, который упакован в тару емкостью до 0,05 и более 25 литров. На это указано в постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. № 1008.

Алкоголь, который изготовлен в России для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта РФ, где он будет продаваться. Такие марки у местных властей покупают фирмы, учредившие акцизные склады.

Обратите внимание: маркировать можно только ту продукцию, которая прошла контроль качества. На это указано в статье 12 Закона № 171-ФЗ.

Цена одной марки любого вида (федеральные и региональные специальные марки, а также акцизные марки) не может быть больше 1,14 рубля.

Если фирма будет продавать немаркированные спиртные напитки, то ее руководство могут оштрафовать на сумму от 4000 до 5000 рублей. Кроме того, сама фирма заплатит штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей. Немаркированную продукцию при этом конфискуют. Такая ответственность установлена статьей 15.12 КоАП.

Когда нельзя продавать алкоголь

Запрещено продавать спиртные напитки:

  • без подтверждения легальности их производства и оборота (речь идет об отсутствии марок или документов из Перечня, утвержденного постановлением № 1019);
  • без информации о сертификации;
  • некачественные и опасные для здоровья людей. Имеется в виду алкоголь, не соответствующий ГОСТам, санитарным правилам и гигиеническим нормам, с признаками недоброкачественности. Кроме того, запрещено продавать напитки с неустановленным или истекшим сроком годности;
  • в упаковке из полистирола, жести или в упаковке типа «тетрапак» при содержании спирта в напитках более 18 процентов;
  • иностранного производства, маркированные товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера лицензии на использование этих товарных знаков.

Кроме того, запрещена продажа алкогольной продукции:

  • лицам младше 18 лет;
  • в детских, учебных, лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;
  • в местах скопления граждан, вблизи источников повышенной опасности, а также на прилегающих к ним территориях. Речь идет о вокзалах, аэропортах, станциях метро и объектах военного назначения (этот запрет касается только напитков, содержащих более 13 процентов спирта).

Фирма, которая продает алкоголь с содержанием спирта более 13 процентов, должна иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты. В противном случае она не имеет права торговать крепкими спиртными напитками.

Как продавать алкоголь

Реализация спиртных напитков регулируется Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. № 987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» (далее – Правила продажи).

Продавец алкогольной продукции обязан дать покупателю полную информацию о ней. В частности, он должен сообщить сведения:

  • наименование и цену алкогольной продукции;
  • подтверждение сертификации алкоголя;
  • наименование и адрес производителя продукции;
  • ГОСТы, которым должен соответствовать алкоголь;
  • объем товара в таре;
  • перечень ингредиентов, которые влияют на вкус и аромат алкоголя;
  • содержание вредных веществ (по сравнению с требованиями ГОСТов);
  • противопоказания к применению алкоголя;
  • дату изготовления алкоголя и срок его годности.

На образец каждого спиртного напитка нужно прикрепить ценник с его названием и стоимостью. При продаже напитков в розлив в ценнике пишется цена 1 литра и 0,1 литра.

Пример

ООО «Актив» учитывает товары по продажным ценам. Организация закупила алкогольную продукцию на сумму 360 000 руб. (в том числе НДС – 60 000 руб.). Торговая наценка на товар составляет 30 процентов (без НДС и налога с продаж).

Сумма наценки равна:

(360 000 руб. – 60 000 руб.) х 30% = 90 000 руб.

Сумма НДС, включаемая в продажную цену товара, составит:

(360 000 руб. – 60 000 руб. + 90 000 руб.) х 20% = 78 000 руб.

Сумма налога с продаж, учитываемая в продажной цене, составит:

(360 000 руб. – 60 000 руб. + 90 000 руб. + 78 000 руб.) х 5% = 23 400 руб.

Общая сумма торговой наценки равна 191 400 руб. (90 000 + 78 000 + 23 400).

Продажная цена алкогольной продукции составит:

360 000 руб. – 60 000 руб. + 191 400 руб. = 491 400 руб.

В отчетном периоде «Актив» продал всю алкогольную продукцию.

Покупку алкогольной продукции бухгалтер «Актива» отразил в учете записями:

Дебет 41 Кредит 60

– 300 000 руб. (360 000 – 60 000) – оприходована алкогольная продукция, полученная от поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

– 60 000 руб. – учтена сумма НДС по оприходованной продукции;

Дебет 60 Кредит 51

– 360 000 руб. – оплачена поставщику алкогольная продукция;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 60 000 руб. – принят к вычету НДС по оприходованной и оплаченной продукции;

Дебет 41 Кредит 42

– 191 400 руб. – начислена торговая наценка на оприходованную алкогольную продукцию.

При продаже продукции бухгалтер сделал записи:

Дебет 50 Кредит 90-1

– 491 400 руб. – поступила выручка от продажи алкогольной продукции в кассу магазина;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 491 400 руб. – списана стоимость проданной продукции;

Дебет 90-2 Кредит 42

– 191 400 руб. – сторнирована реализованная торговая наценка;

Дебет 90 субсчет «Налог с продаж» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж»

– 23 400 руб. – начислен налог с продаж, подлежащий уплате в бюджет;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 78 000 руб. – начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 90 000 руб. (191 400 – 23 400 – 78 000) – определен финансовый результат от продажи алкогольной продукции.

–конец примера–

Покупатель возвращает алкогольную продукцию

Порядок возврата алкогольной продукции определен в Правилах продажи.

Если фирма продала алкоголь ненадлежащего качества, покупатель вправе потребовать:

  • замены напитка ненадлежащего качества на качественный;
  • соразмерного уменьшения цены на некачественный напиток;
  • возврата уплаченных денег. Однако в этом случае по требованию продавца он обязан вернуть некачественный напиток.

Если покупатель захотел получить деньги, продавец обязан вернуть их в полном размере. Он не вправе уменьшать первоначальную стоимость напитка из-за его полного или частичного использования, потери товарного вида и т. п. То есть, следуя логике Правил продажи, фирма обязана выплатить деньги, даже если покупатель вернет пустую тару из-под спиртного напитка. В данном случае непонятно, как можно определить, что напиток был некачественным. По нашему мнению, покупатель должен представить дополнительные доказательства того, что ему продали некачественный товар, хотя это не предусмотрено Правилами продажи.

Кроме того, покупатель не обязан предъявлять кассовый или товарный чек либо другой документ, подтверждающий покупку алкогольной продукции. Он может сослаться на свидетельские показания. Законодателям следовало бы более строго подойти к вопросу возврата денег за некачественный алкоголь и оградить продавцов от недобросовестных граждан.

Начать дискуссию

Мошенники выдают себя за сотрудников ФНС и требуют прислать налоговые декларации

Сотрудники ФНС не рассылают электронные сообщения о задолженности и не требуют оплатить ее онлайн. Такие схемы применяют только мошенники. Декларации физлица и компании должны подавать самостоятельно.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

В статье даем пошаговую инструкцию по регистрации кабинета в ЕГИСЗ и подсистемах ФРМР и ФРМО для медорганизаций.

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

«Тинькофф» стал оператором по выпуску цифровых финансовых активов

Теперь банк «Тинькофф» может обеспечивать заключение сделок с ЦФА по купле-продаже активов, их обмену и другим операциям.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?

Раннее я указал, что только найдя ключевую разовую проблему низкой производительности интеллектуального труда, мы сможем разработать действенный способ по её преодолению.

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?
20

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024

Опубликован официальный ежегодный рейтинг операторов фискальных данных России.

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024

Стало известно, на сколько выросла выручка ИТ-компаний в России

По предварительным данным Минцифры выручка ИТ-компаний составила 5,5 трлн рублей и увеличилась на 43% за 2023 год.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Акцизы

В декларации по акцизам появятся новые коды для алкоголя

Для заполнения декларации по акцизам с 1 мая нужно указывать новые коды для алкогольной продукции с содержанием спирта.

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Предприниматели часто по незнанию допускают бухгалтерские ошибки, которые ведут к печальным последствиям: штрафам, доначислениям, пеням и даже закрытию бизнеса. Рассказали в статье о четырех самых актуальных правилах, которых следует придерживаться в сегодняшних реалиях и что предпринять, если их нарушили.

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Для НКО продлят пониженные тарифы страховых взносов

Минфин предлагает на 2 года продлить пониженные тарифы страховых взносов, которые могут применять некоммерческие организации.

Принят закон о свободном доступе провайдеров в многоквартирные дома

Теперь жители могут свободно выбирать нужного им провайдера и заключать индивидуальный договор.

2
116

Расходы на ремонт служебных автомобилей выросли на 25%

Общая сумма госконтрактов по ремонту и обслуживанию автомобилей выросла до 30 млрд рублей, а число торгов увеличилось на 5%.

УСН

Минфин: при торговле через маркетплейсы на УСН агентское вознаграждение тоже идет в доход

При УСН есть закрытый перечень доходов, которые не учитывают для налогообложения. Эта норма не предусматривает уменьшение доходов принципалов на вознаграждение, которое они платят агентам.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Основные изменения по НДС в 2023–2024 

Большинство последних новаций по налогу на добавленную стоимость являются «отраслевыми». Поправки касаются застройщиков, экспортеров, рестораторов, туроператоров, продавцов детских товаров и даже перекупщиков б/у авто. В статье собрали для вас самые важные изменения на 2023–2024 гг.

Основные изменения по НДС в 2023–2024 
1
54

Будут изменения по имущественным налогам: обзор от ФНС

В НК внесут поправки, направленные на повышение эффективности налогообложения имущества.

Верховный суд РФ может изменить практику назначения выездных налоговых проверок

Мнение налогового адвоката о судебном иске к ФНС о незаконности налоговой проверки.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
4
105

Бухотчетность составляют в тысячах рублей. Опрос про ошибки из-за округлений

До 1 апреля компании должны сдать бухотчетность за 2023 год.

212
Кадры

Четверть компаний отказывают в найме соискателям с долгами

Чаще всего кредитную историю проверяют у менеджеров по работе с клиентами, специалистов по продажам и закупкам.

119

💥Госзакупки. Как компании не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Компания выиграла тендер на госзакупку, но по каким-то причинам не смогла выполнить контракт — это прямая дорога в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Расскажем, какие аргументы и обстоятельства помогут избежать реестра, сохранить репутацию и деньги компании. Забирайте подсказки от редакции.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
7
140

В сервис «Прозрачный бизнес» ФНС добавила спецрежим ИП. Пользователи: наконец-то! + опрос

Теперь через сервис ФНС «Прозрачный бизнес» любой желающий может узнать, какие специальные налоговые режимы применяет ИП.

57

Интересные материалы

Нашлась биржа, которая сфокусируется на IPO попавших под санкции промышленных компаний

СПБ Биржа начала заниматься IPO российских промышленников, попавших в те же санкционные списки, что и СПБ Биржа.