Тогда мы идем к вам: секреты аудита бухгалтерской отчетности

Аудит бухгалтерской отчетности и его роль в повышении эффективности деятельности компании и увеличении привлекательности бизнеса.
3 тыс. 66
Тогда мы идем к вам: секреты аудита бухгалтерской отчетности

Аудит бухгалтерской отчетности и его роль в повышении эффективности деятельности компании и увеличении привлекательности бизнеса.

Когда мы говорим о бизнесе, инструментах и критериях его эффективности и привлекательности в первую очередь на ум приходят различные финансовые показатели, бизнес-процессы продаж и закупок, квалификация персонала и многое другое. Очень редко в этой цепочке можно встретить аудит. Аудит отчетности и эффективность бизнеса, казалось бы это совершенно не совместимые и независимые понятия. Но не так. Но обо всем по порядку.

Так что же такое аудит? Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. При этом под отчетностью понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». То есть, это именно та отчетность, которая в обязательном порядке предоставляется в государственные органы (налоговая служба  и Госкомстат). А о том, как могут отреагировать представители налоговой инспекции на «подозрительную» отчетность лишний раз напоминать не нужно.

По результатам аудиторской проверки организация получает аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащий выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Не многим известно, что в определенных случаях аудит проводится в обязательном порядке:

  • если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • если организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей. На данном пункте хотелось бы остановиться отдельно, ведь под данный критерий попадают и малые предприятия, которым в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете разрешено вести учет в упрощенном порядке. Следует учесть, что малые предприятия, подлежащие обязательному аудиту вести бухгалтерский учет упрощенными способами не вправе (п.5. ФЗ «О бухгалтерском учете») – на практике этот пункт Закона соблюдается крайне редко.

Организациям, подлежащим обязательному аудиту, следует принимать во внимание ответственность за его непроведение: за непредставление в органы госстаститстики аудиторского заключения организациями, подлежащими обязательному аудиту, предусмотрена ответственность, установленная ст. 19.7 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц – от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от трех тыс. руб. до пяти тыс. руб. (письмо Федеральной службы государственной статистики от 16 декабря 2013 года № 1578/ОГ).

Для отдельных категорий экономических субъектов (например, для эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) неисполнение обязанности по публикации аудиторского заключения влечет к привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Безусловно, компаниям следует учитывать указанные выше обстоятельства, в противном случае, штрафы и излишние внимание контролирующих органов вам обеспечено.  

Существует аудит обязательный, который проводится в случаях, установленных законом, но есть еще и аудит инициативный, исполнение которого исходит от руководства компании. Еще несколько лет назад наличие аудиторского заключения практически ничего не означало для бизнеса, однако в настоящее время ситуация существенно поменялась и вот почему. По статистике практически каждая компания нуждается в привлечении финансирования, посредством получения кредита в банке и тут- то и начинаются проблемы.

В список документов, необходимых для принятия положительного решения в обязательном порядке включается достоверная бухгалтерская отчетность, та самая к составлению которой многие предприятия и их собственники относятся скептически (составляя ее исключительно в целях предоставления в органы Федеральной налоговой службы). И если владельцы компаний относятся скептически, то банкиры – нет.

По статистике, предоставление недостоверных сведений в бухгалтерской отчетности является одной из главных причин отказа банков в кредитовании организаций. «Ну и что? Не дали кредит в одном банке – получу в другом» – скажут многие владельцы бизнеса. Но не так все просто: согласно положениям Федерального закон от 28 июня 2014 г. №  189-ФЗ, который внес изменения в ФЗ «О кредитных историях», с 1 марта 2015 года кредиторы должны передавать причину отказа заемщику в получении кредита в бюро кредитных историй. Таким образом, при неполучении кредита в одном банке по причине предоставления недостоверной отчетности, аналогичным образом привлечь финансирование в другой кредитной организации будет практически невозможно. Как следствие, недостаток средств в обороте или инвестиционных средств может привести к банкротству предприятия и потере бизнеса. Предоставление в банк аудиторского заключения снимает практически все вопросы о достоверности представленных данных, увеличивает вероятность привлечения финансирования, а также повышает репутацию предприятия у банков (это, кстати, относится и ко всем иным контрагентам фирмы).

Вопрос с кредитованием решен, а как быть с проверками со стороны контролирующих органов? Здесь тоже поможет аудит. Ведь в процессе аудита специалистами анализируются еще и возможные налоговые риски и даются рекомендации по их устранению. Таким образом, у организации появляется возможность заранее подготовиться к проверке и исправить нарушения, тем самым сократив возможные потери. На практике величина устранимых налоговых рисков в российских компаниях, выявленных в процессе аудита, в среднем составляет порядка 40% от годовой выручки. Не сложно посчитать, какими санкциями все это может обернуться.

Еще один немаловажный фактор, который говорит о необходимости проведения аудита – это репутация организации на рынке. Аудит – это престижно, аудит – это солидно, аудит – это одна из главных гарантий вашей добросовестности, как контрагента (а как любят налоговые органы проверять фирмы на добросовестность всем известно). А от хорошей репутации в наше кризисное время зависит если не все, то очень многое, в том числе и прибыльность компании.

Древнее латинская мудрость гласит: «Предупрежден – значит вооружен» - готовьтесь  к возможным проверкам заранее, минимизируйте риски, повышайте привлекательность своего бизнеса,  а аудит вам в этом обязательно поможет! Аудит поможет, но здесь самое пристальное внимание необходимо уделить вопросу, кто этот аудит будет проводить. В данный момент на рынке сложилась парадоксальная ситуация: аудит можно провести за очень небольшие деньги, однако качество таких услуг, безусловно, окажется сомнительным, а полученное таким образом заключение и вовсе может быть признано судом заведомо ложным, признать его таковым могут по заявлению любого заинтересованного лица (ст.6. ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Следовательно, если вы хотите получить качественную услугу, достичь всех своих целей и минимизировать возможные риски и потери следует обращаться только в надежные и проверенные аудиторские компании, имеющие в своем штате высококвалифицированных специалистов.

Источник: kskgroup.ru

Начать дискуссию

По какой ставке ЦБ надо рассчитывать неустойку за несданный вовремя строительный объект

После длительных судебных разбирательств Верховный суд РФ занял сторону ответчика-застройщика, который нарушил срок передачи жилья по ДДУ, из-за неправильно указанной истцом ключевой ставки ЦБ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность в СФР

Как легко узнать регистрационный номер страхователя в СФР по ИНН. Мини-курс

Для чего нужен регистрационный номер в СФР и как его узнать, рассказываем в сегодняшнем мини-курсе.

Как легко узнать регистрационный номер страхователя в СФР по ИНН. Мини-курс

Правительство, регионы и инвесторы готовятся к созданию круглогодичных морских курортов России

Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышеко заявил, что «Пять морей и озеро Байкал» — это сейчас самый масштабный туристический проект в новейшей истории России.

21
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как инвестору проводит проверку бизнеса перед заключением договора инвестирования

Инвестиции в бизнес путем предоставления займа — один из способов пополнения оборотных средств для заемщика, приобретение новой линии оборудования или открытие нового филиала в другом регионе без изъятия финансов из оборота.

Как ИП не слететь с патента и другие хитрости, связанные с патентной системой налогообложения

Как ИП не оказаться на грани лишения преимуществ патентной системы налогообложения. Узнайте из статьи, как соблюдать установленные лимиты и о возможностях сэкономить. А также выясните как оптимально снижать размер платежей по патенту на страховые взносы.

Как ИП не слететь с патента и другие хитрости, связанные с патентной системой налогообложения
3
43

Роскомнадзор дал 3 памятки, как настроить приватность и ограничить сообщения от незнакомцев

При общении в мессенджерах и социальных сетях Роскомнадзор рекомендует проявить особую осторожность, так как их часто используют злоумышленники для вовлечения в противоправные действия: террористическую деятельность и другие серьезные преступления.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Автоматизация для многих бухгалтеров кажется чем-то сложным и непонятным, но компания Северсталь ЦЕС в своем блоге докажет, что цифровые продукты и IT-сервисы существенно облегчают бизнес-процессы.

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Можно ли удержать с сотрудников стоимость обучения

Работодатели готовы оплачивать учебу, но встает вопрос и о защите средств. Часто — если сотрудник увольняется преждевременно, с него пытаются возместить стоимость. Законно ли это?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Штрафы за неправильное ведение кадрового делопроизводства достигают в некоторых случаях 200–500 тыс. руб., а проверки ГИТ в последнее время происходят все чаще. 

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Верховный суд: ВТБ будет платить НДС за лицензии Microsoft

Поставщик программного обеспечение выиграл суд с банком ВТБ. После изменения налогового законодательства ему пришлось заплатить НДС по сублицензионному договору. Теперь программный НДС будет возмещать ВТБ.

47

Часть команды, часть корабля? Как теперь сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений в налоговую: 3 совета от юриста

С первого марта вступил в силу новый приказ Минтруда, и он серьезно затронет ваш бизнес, если вы работаете с самозанятыми. Государство решило заняться теми, кто пытается обходить налоги, и ваши отношения с самозанятыми исполнителями будут под особым контролем.

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Крайний срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024 включительно.

70
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

138

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

В 2023 году количество малых и средних предприятий в России увеличилось на 500 тыс. — до 6,3 млн. Это стало рекордом за всю историю существования реестра МСП.

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

63

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

159

Руководители рассказали, почему готовы отказаться от должности. Исследование

Больше трети руководителей в России готовы отказаться от своей должности, чтобы начать строить карьеру в новой профессии.

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

43

Интересные материалы

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Перевод бизнес-процессов в цифровое поле — больше, чем просто тренд. Это принятие вызовов времени и необходимость для тех компаний, которые ориентированы на масштабирование и активное развитие.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию