Клерк.Ру

Результаты независимой оценки: готовимся к размещению на сайте ГМУ

Создав правовую основу для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы, законодатели готовятся сделать следующий шаг – полностью раскрыть результаты такой оценки на официальном сайте государственных и муниципальных учреждений (bus.gov.ru). С сентября 2015 года все регионы и муниципалитеты должны будут в обязательном порядке публиковать на этом портале результаты оценки, но наполнение его в тестовом режиме идет уже сейчас. Кто и что должен на нем размещать?

Курс на информационную открытость, обеспечиваемый за счет внешней оценки деятельности организаций социальной сферы, взят ради достижения двух целей: предоставить получателям услуг информацию о качестве их оказания и повысить качество самой деятельности исследуемых организаций. Для этого результаты независимой оценки должны были публиковаться на официальных сайтах органов власти, а теперь еще и на сайте bus.gov.ru[1].

Отключить рекламу

Дата 01.09.2015, с которой должен быть запущен процесс публикации на указанном сайте сведений о результатах независимой оценки, установлена в п. 9 Плана[2], утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.03.2013 № 487-р. А техническую возможность такой публикации – доработку функционала сайта – Минфин и Федеральное казначейство должны были обеспечить уже к 1 июля текущего года (п. 9(1) Плана).

Кроме того, Минфин разработал проект приказа, определяющего состав информации о результатах независимой оценки и порядок ее размещения на сайте bus.gov.ru[3]. Согласно этому документу объем раскрываемых сведений будет четко очерчен и систематизирован и их станут публиковать непосредственно органы власти по каждому оцениваемому учреждению.

Отключить рекламу

Кто и как должен публиковать сведения?

Проектом приказа Минфина предусмотрено, что обязанность по размещению на сайте bus.gov.ru необходимой информации будет возложена на органы власти, к которым относятся:

  1. федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование в соответствующей сфере (культура, здравоохранение, образование и социальное обслуживание);
  2. органы государственной власти субъектов РФ;
  3. органы местного самоуправления.
Для этого уполномоченное лицо органа власти направляет в орган Федерального казначейства электронную заявку на регистрацию на сайте (форма заявки включена в проект приказа Минфина), причем сделать это нужно с помощью информационной системы «Электронный бюджет». Если технической возможности для электронной регистрации нет, орган власти подает в Федеральное казначейство заявку в бумажном виде. После ее рассмотрения казначейство должно зарегистрировать орган власти и его представителей на официальном сайте (в течение семи рабочих дней после дня получения заявки).

Отключить рекламу

Размещать сведения о результатах независимой оценки предстоит посредством заполнения экранных форм сайта и прикрепления к ним электронных образов документов. Выставляемую информацию нужно подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа власти.

Проект приказа Минфина устанавливает и срок, в течение которого необходимо публиковать сведения, – пять рабочих дней со дня утверждения (изменения, отмены) соответствующих документов, на основе которых эти данные формируются.

Что нужно публиковать?

С 1 сентября текущего года на сайте bus.gov.ru предстоит размещать большой объем информации, касающейся результатов независимой оценки. Согласно проекту приказа Минфина сюда входят сведения, в частности:

  • об органе власти, общественном совете и операторе, осуществляющем проведение независимой оценки качества оказания услуг;
  • о показателях и критериях оценки качества оказания услуг;
  • об организациях, в отношении которых проводится (не проводится) независимая оценка;
  • о результатах независимой оценки и предложениях об улучшении качества деятельности оцениваемых организаций;
  • о проведенных опросах;
  • о контрольных мероприятиях.
Таким образом, публикация перечисленных сведений должна сделать процесс независимой оценки полностью прозрачным. Из них будет понятно, когда создан тот или иной общественный совет, какими полномочиями он обладает, кто в него входит (планируется публиковать даже биографии членов совета и информацию об их деятельности в рамках этого органа), какая организация является оператором оценки, каков срок ее полномочий, какие работы стали предметом государственного (муниципального) контракта, заключенного с оператором, и в какие сроки данные работы должны выполняться. По учреждениям, в отношении которых проводится (либо не проводится) независимая оценка, также нужно будет опубликовать исчерпывающую информацию (в частности, о том, какова доля организаций, подлежащих оценке и включенных в соответствующий перечень, в общем количестве организаций, осуществляющих свою деятельность в той или иной сфере).

Отключить рекламу

На базе собранных сведений будут формироваться многочисленные справочники, призванные систематизировать большой массив данных и упростить работу по их занесению на сайт. К примеру, предполагается ввести справочники:

  • общественных советов;
  • организаций, включенных в перечень организаций, в отношении которых проводится независимая оценка;
  • показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг (такие показатели установлены федеральными министерствами в своих сферах регулирования);
  • дополнительных критериев оценки качества оказания услуг (если такие критерии установлены соответствующим общественным советом);
  • источников информации, необходимых для расчета значений показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг.
Но самое важное заключается в том, что на сайте станут размещаться сведения о результатах независимой оценки. Помимо количественных результатов предполагается раскрывать и способы, благодаря которым они получены. Например, нужно будет указывать информацию о проведенных опросах: их виде (интервью, экспертный опрос, анкета), степени охвата (сплошной либо выборочный), категориях респондентов (потребители услуги, работники оцениваемой организации), содержании вопросов и перечне ответов, предусмотренных в опросе, и др.

Отключить рекламу

Отметим, что сведения, внесенные в предложенные сайтом экранные формы, должны быть подкреплены электронными версиями документов, составленных общественным советом (непосредственно результаты независимой оценки и предложения по улучшению качества деятельности организаций) и органом власти (результаты рассмотрения решений общественного совета).

Выводы для учреждений

Публикация рассматриваемых данных на сайте bus.gov.ru (на нем появится отдельная вкладка «Результаты независимой оценки») сделает общедоступными сведения не только о качестве деятельности учреждений, но и обо всех этапах процесса оценки: работе общественного совета, оператора и органа власти. При этом роль изучаемых учреждений по-прежнему будет сводиться к обеспечению открытости первоначальной информации, необходимой для проведения оценки.

Отключить рекламу

Органы власти

 

Общественные советы

 

Операторы

 

Учреждения

¯

 

¯

 

¯

 

¯

Регистрируются на сайте bus.gov.ru, размещают на нем информацию о результатах проведения независимой оценки

 

Проводят независимую оценку

 

Осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг

 

Являются объектом оценки

 

Отключить рекламу

Вступление в силу обязанности органов власти размещать информацию на общероссийском портале будет сопровождаться расширением и регламентацией ее состава, ведь в настоящее время он не конкретизирован (у органов власти существует лишь общая обязанность по раскрытию результатов независимой оценки). В то же время публиковаться будут не все результаты, а только те, которые получены при изучении сервисной составляющей услуг. Это значит, что на сайте bus.gov.ru не станут размещаться результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся, которая проводится в отношении образовательных учреждений. А вот результаты второго вида независимой оценки (качества образовательной деятельности) образовательные организации будут раскрывать наравне с учреждениями других отраслей социальной сферы.

Как видим, сам процесс размещения информации на общероссийском портале не затронет государственные и муниципальные учреждения. Однако они в первую очередь заинтересованы в том, какие именно сведения будут выставлены на этом интернет-ресурсе, и своими действиями (раскрытием необходимой информации о деятельности, улучшением процессов предоставления услуг) могут повлиять на содержание данных, публикуемых на сайте. Ведь в ближайшем будущем с результатами независимой оценки получат возможность ознакомиться все желающие, и это обстоятельство в перспективе способно повлиять на решение части потребителей обратиться за предоставлением услуг именно в это, а не в другое учреждение.

Отключить рекламу


[1] См. статью 36.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1, ч. 13 ст. 23.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ч. 12 ст. 79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 10 ст. 95.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[2] План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 – 2015 годы.

[3] «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядке ее размещения».

Отключить рекламу

Источник: Журнал "Руководитель автономного учреждения"

Отключить рекламу