Бухгалтерия

Что и как изменилось в правилах применения печатей

Почти год назад, 7 апреля 2015 года, вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ. Документ изменил порядок применения печати хозяйственными обществами. Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества теперь вправе, но не обязаны обзаводиться печатью. Нововведение до сих пор вызывает много вопросов у компаний - когда печать все же нужна, что говорить налоговой, требующей поставить печать, как оформлять первичку без печати?
Что и как изменилось в правилах применения печатей
Фото Тимура Громова, Кублог

Почти год назад, 7 апреля 2015 года, вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ. Документ изменил порядок применения печати хозяйственными обществами. Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества теперь вправе, но не обязаны обзаводиться печатью. Нововведение до сих пор вызывает много вопросов у компаний - когда печать все же нужна, что говорить налоговой, требующей поставить печать, как оформлять первичку без печати?

Как отказаться от применения печати

Если компания решила отказаться от применения круглой печати, например, чтобы снизить расходы на изготовление печатей, то это решение обязательно нужно зафиксировать в Уставе. Как это сделать? Первым делом необходимо провести собрание участников/акционеров общества, на котором вынести решение о том, что круглая печать в компании более не используется. По итогам собрания составить протокол, который подпишут все участники. А затем внесенные изменения следует зарегистрировать в налоговой инспекции. По истечении 6 рабочих дней инспекция выдаст документ, подтверждающий факт отказа от печати.

Не стоит забывать, что формы своих первичных документов компания фиксирует в учетной политике. В нее придется внести изменения, поскольку в утвержденных формах первички фигурирует реквизит «м.п.».

Если компания решила продолжить применение печати, но прежде о печати в уставе ничего не говорилось, изменений устава не избежать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества  -  это прямая норма Закона № 82-ФЗ. Формулировка может быть, к примеру, такой: «Общество имеет круглую печать, содержащую  его полное фирменное   наименование  на  русском  языке».

Первичка без печати

Расходы для целей налогового учета, напомним, можно принять только на основании документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства (ст.252 НК РФ). Требования к обязательным реквизитам первичных учетных документов поименованы в ст.9 Федерального закона от 06.12.2011№402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и среди них не упоминается оттиск печати организации. Это значит, что отсутствие печати, например, на акте выполненных работ, не является основанием для отказа в признании понесенных затрат в расходах. Такая позиция изложена, например, в письме ФНС России от 13.01.2016 № СД-4-3/105.

Чтобы инспекция не сомневалась в проявлении компанией должной осмотрительности, можно порекомендовать запрашивать у компании-поставщика копию устава, а также сопроводительное письмо с указанием, что печать организацией не применяется.

Когда печать по-прежнему нужна

В настоящий момент организации самостоятельно определяют формы первичных учетных документов (ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Более того, компании самостоятельно решают, будут ли использовать в утверждаемых формах документов реквизит «печать».

Если организация не внесла изменений в учетную политику об исключении реквизита "печать" из первичных документов, и в утвержденной форме предусмотрено наличие печати, то оттиск печати необходимо проставить.  Это позволит избежать спора с налоговой инспекцией.

Напомним, требования к оформлению определенных документов регламентированы отдельными подзаконными актами. К примеру, кадровые документы находятся в ведении Минтруда, а оформление кассовых и расчетных документов таких, как платежно-расчетная ведомость, платежная поручение, расходно-кассовый ордер регламентируется Центральным Банком России.

Требования о применения печати до сих пор действуют для кассовых операций (при оформлении квитанции к ПКО, платежной и расчетно-платежной ведомостей), для расчетных документов, по которым происходит перечисление денег (платежное поручение/требование, аккредитивы, чеки, инкассовое поручения). Печать применяется и в бланках строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, при оформлении кадровых документов (трудовая книжка, справка о сумме заработка за предшествующие два года году увольнения). Для заверения этих документов можно разработать свою форму оттиска печати, например, отдельно для кадровой службы.

В ряд федеральных законодательных актов уже внесены поправки о том, что печать проставляется при ее наличии. Например, согласно изменениям, внесенным 6 апреля 2015 года в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на копиях юридических документов, предоставляемых для госрегистрации прав юридического лица на имущество, печать организации ставится только при ее наличии.

Полный перечень законодательных актов, в которые уже внесены аналогичные изменения, можно найти в Законе № 82-ФЗ (ГК РФ, ТК РФ, законы о рынке ценных бумаг, об ипотеке и другие). А вот если соответствующая поправка не внесена в закон, регламентирующий оформление документов, то обойтись без печати не получится.

Стоит также отметить, что позиция судов по этому вопросу не однозначна. Например, в отношении необходимости проставления печати на квитанции к ПКО существует два противоположных решения. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.07.2008 № Ф09-4813/08-С4 сказано, что факт оплаты не может быть подтвержден без печати. Напротив, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.01.2009 № А33-11360/07-Ф02-7117/08 проставление печати на квитанции к ПКО расценивается как не обязательное.
Пока споры не утихли, рекомендуем использовать печати, разработанные специально для таких случаев.

Информация о компании в печатях

Каких-либо даже минимальных требований к форме печати или к ее содержанию в Законе 82-ФЗ нет. Значит, на печати может присутствовать та информация, которую участники (акционеры) общества посчитают нужным указать, что и зафиксируют в уставе.

По вопросу использования «обновленных» печатей судебная практика пока еще не сложилась. Большинство организаций пока настороженно относятся к данному нововведению. В любом случае, если компания приняла решение использовать печать, в ее интересах разработать и утвердить такую форму печати, по которой можно было бы безошибочно идентифицировать организацию.  Стоит также отметить, что в пояснительной записке к Закону № 82-ФЗ взамен круглой печати предлагается использовать специальные бланки, голографические печати и прочее. Но законодательной базы для реализации такой возможности пока нет.

Как реагировать на требования инспекции проставить печать

Процедура подачи налоговой декларации регламентирована пунктом 3 статьи 80 НК РФ. Там предлагается два способа подачи налоговой декларации в органы ФНС: по установленной форме на бумажном носителе или в установленном формате в электронной форме. И если порядок заполнения деклараций на бумажном носителе предусматривает наличие печати, то при ее отсутствии налоговый орган вправе отказать в приеме документа. Такой позиции придерживается Минфин в своем письме от 01.02.2013 № 03-02-07/1/2031.

Что касается наличия печати на копиях документов, которые компания представляет по требованию налогового органа, то оно не обязательно. В Письме от 05.08.2015 № БС-4-17/13706@ "О наличии в документах печати общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества" ФНС России доводит до сведения нижестоящих налоговых органов свою точку зрения. Она состоит в том, что инспекторы обязаны принимать документы вне зависимости от наличия или отсутствия в них печати. Копия каждого документа при этом заверяется подписью руководителя организации с указанием даты заверения.

Если объем документов, запрошенных инспекцией, более одного листа, то подборку необходимо прошить. При этом заверительная надпись на сшиве опечатывается печатью организации лишь при ее наличии (письмо Минфина России от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336).

Инспектор может настаивать на проставлении печати на копиях документов. И если на спор времени совсем нет, организация может в соответствии с ГОСТР 6.30-2003 использовать печать по своему усмотрению (не круглую).

Если организация представляет документы в ФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заверять их печатью нет необходимости, поскольку они визируются электронной подписью (письмо ФНС России от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421).

Обратите внимание, 8 мая 2015 года  ФНС России были утверждены формы, используемые налоговыми органами для реализации своих полномочий. Заверение печатью этих документов приказом налоговой службы не предусмотрено. Поэтому если документы из налоговой пришли без печати, отказаться от изложенных в них требований у компании нет никаких оснований (письмо ФНС России от 15.07.2015 № ЕД-3-2/2739).

Комментарии

2
  • Тамри

    Кому усложняла? Это Вы в налоговую встречки не сдавали листов по 200. И на каждом листе не только штамп "КОПИЯ ВЕРНА" и подпись, а еще и печать требовали. Теперь же безобразие закончилось.

  • Надежда

    Тамри, Вы писали:

    Кому усложняла? Это Вы в налоговую встречки не сдавали листов по 200. И на каждом листе не только штамп "КОПИЯ ВЕРНА" и подпись, а еще и печать требовали. Теперь же безобразие закончилось.

    зато теперь надо каждому покупателю (клиенту) распечатывать пояснительную записку. вот уж экономия, так экономия ))


Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру