Бухгалтерия

Замена по гарантии ОС, введенного в эксплуатацию: как отразить в учете

Если имуществом, требующим замены по гарантии, оказалось основное средство, которое было введено в эксплуатацию, как правильно отразить в налоговом учете эту операцию?
3,5 тыс.
Замена по гарантии ОС, введенного в эксплуатацию: как отразить в учете

По гражданскому законодательству в случае обнаружения покупателем неустранимых недостатков в приобретенном имуществе, он вправе в течение гарантийного срока обратиться к продавцу с требованием заменить это имущество.

Предположим, таким имуществом, требующим замены по гарантии, оказалось основное средство, которое было введено в эксплуатацию. Как правильно отразить в налоговом учете эту операцию?

Замена по гарантии не признается отдельной сделкой

Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям ст. 469 ГК РФ в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

В соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара[1] покупатель вправе по своему выбору:

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

– потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Таким образом, считает Минфин (письма от 14.06.2016 № 03‑03‑06/3/34278, от 03.06.2015 № 03‑07‑11/31971), если производится замена по гарантии бракованного основного средства на исправное, эта операция не признается отдельной сделкой, а осуществляется в рамках первоначального договора поставки, поэтому в учете организации не происходит ошибок (искажений), не возникает доходов и расходов.

Итак, организация-покупатель приходует ОС, принимает к вычету НДС, вводит в эксплуатацию, учитывает в расходах сумму амортизационной премии, начинает начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете. Если до окончания гарантийного срока она обнаруживает существенные недостатки ОС, то согласно условиям договора купли-продажи имущество возвращается продавцу, а он взамен предоставляет такое же или аналогичное имущество.

Как организации-покупателю отразить указанные операции в налоговом учете? Специальных норм в НК РФ для этого не предусмотрено, а подробных разъяснений контролирующие органы на эту тему не давали. В одном из вышеупомянутых писем ( 03‑07‑11/31971) говорится только, что у организации не возникает необходимости восстанавливать в составе доходов начисленную ранее по бракованному основному средству амортизацию и амортизационную премию.

Однако остается открытым вопрос, как покупателю, вернувшему продавцу бракованное ОС и получившему взамен исправное ОС (такое же или аналогичное), начислять амортизацию в дальнейшем. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Далее в примерах для удобства будем называть основное средство, которое изначально было приобретено и впоследствии выбыло по причине брака, как ОС № 1, а основное средство, пришедшее ему на смену – ОС № 2.

Амортизация после замены: пример 1

В январе 2017 года организация приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию основное средство (ОС № 1) стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). ОС относится к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно).

Продавец основного средства установил гарантийный срок – один год с момента реализации ОС, в течение которого он обязуется в случае обнаружения неустранимых недостатков произвести замену или вернуть деньги.

В июле 2017 года был обнаружен брак и основное средство было возвращено продавцу, который заменил его на новое (ОС № 2) по той же стоимости – 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). В этом же месяце новое ОС было введено в эксплуатацию.

ОС № 1. Первоначальная стоимость основного средства равна 200 000 руб. (236 000 - 36 000). Амортизационная премия для третьей амортизационной группы применяется в размере 30%. Она составила 60 000 руб. (200 000 x 30%), то есть стоимость, с которой начисляется амортизация, равна 140 000 руб. (200 000 - 60 000).

Установлен СПИ – 40 месяцев, норма амортизации – 2,5% (1 / 40 мес.).

Сумма амортизации в месяц – 3 500 руб. (140 000 руб. x 2,5%).

До того момента, как был обнаружен брак, амортизация по ОС начислялась на протяжении шести месяцев (февраль – июль) и сумма начисленной амортизации составила 21 000 руб. Остаточная стоимость на момент возврата ОС равнялась 119 000 руб. (200 000 - 60 000 - 21 000).

ОС № 2. Применять амортизационную премию по новому ОС оснований нет, ведь эта премия не что иное, как 30% расходов на капвложения (п. 9 ст. 258 НК РФ), а в данном случае (при замене бракованного ОС) они не осуществлялись.

Если применять минфиновский подход (замена бракованного ОС не признается отдельной сделкой, а осуществляется в рамках первоначального договора поставки), то полагаем, что СПИ должен остаться прежним (ведь он изменяется только в случаях реконструкции, модернизации и аналогичных случаях). Таким образом остается прежней и норма амортизации (2,5%).

Остается выяснить, к какой первоначальной стоимости эта норма должна применяться:

– вариант 1 – к стоимости старого ОС № 1 за вычетом амортизационной премии (140 000 руб.);

– вариант 2 – к стоимости нового ОС № 2 (200 000 руб.).

В любом случае организация должна учесть в расходах для целей налогообложения ту сумму, которую она фактически потратила (а на приобретение ОС она потратила без учета НДС 200 000 руб.). До замены ОС в расходах было учтено 81 000 руб. (60 000 + 3 500 руб. х 6 мес.), значит, после замены в расходы должно быть включено 119 000 руб. (200 000 - 81 000).

В первом варианте ежемесячная сумма амортизации составит ту же величину, как и до замены брака, – 3 500 руб. Амортизация будет начисляться в течение 34 мес. (40 - 6).

Во втором варианте ежемесячная сумма амортизации составит 5 000 руб. (200 000 руб. х 2,5%) и будет начисляться начиная с августа 2017 года до тех пор, пока не спишется остаточная стоимость – 119 000 руб. (23 месяца по 5 000 руб. и 1 месяц – 4 000 руб.).

Какой вариант выбрать? Полагаем, что правильнее применять второй вариант, кроме того, он более выгоден для налогоплательщика. Однако здесь возможны разногласия с налоговыми инспекторами, которые могут посчитать, что расходы за 24 месяца его применения завышены по сравнению с первым вариантом.

В данном примере стоимость ОС № 2 равнялась стоимости первоначально полученного ОС № 1. Однако возможна и иная ситуация: продавец в документах на ОС № 2 указывает более высокую, по сравнению с ОС № 1, цену, при этом (в качестве моральной компенсации) отказывается от требования с покупателя возмещения разницы в ценах? Полагаем, что в этом случае для целей исчисления налога на прибыль разницу следует учитывать как безвозмездное получение и отражать во внереализационных доходах.

Амортизация после замены: пример 2

Воспользуемся данными примера 1, изменив только одно условие: стоимость ОС № 2 составила 259 600 руб. (в том числе НДС – 39 600 руб.). В двустороннем соглашении закреплено, что продавец отказывается требовать от покупателя возмещения разницы в ценах.

Первоначальная стоимость ОС № 2 составит 220 000 руб. (259 600 - 39 600).

В июле 2017 года организация должна учесть во внереализационных доходах разницу в ценах в размере 20 000 руб. (220 000 - 200 000).

Применять амортизационную премию по этому ОС у налогоплательщика нет оснований (см. пример 1). Значит, амортизация будет начисляться по норме амортизации 2,5%. Норма будет применяться к первоначальной стоимости ОС № 2 (220 000 руб.), ежемесячная сумма амортизации составит 5 500 руб. (220 000 руб. х 2,5%).

Организация в общей сложности должна учесть в расходах для целей налогообложения ту сумму, которую она фактически потратила, плюс разницу в ценах, учтенную во внереализационных доходах (220 000 руб.). Амортизируя ОС № 1, организация уже отразила в расходах 81 000 руб. (60 000 + 3 500 х 6). Осталось учесть 139 000 руб. (220 000 - 81 000).

Амортизация будет начисляться до тех пор, пока не спишется 139 000 руб. (25 месяцев по 5 500 руб. и 1 месяц – 1 500 руб.).

Обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.

Комментарии

ヽ( ゚ ∀ ゚ )ノ
Вот это удача! Да это же отличный шанс стать первым, кто !
    Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .

    🙊 ФНС возвращает на ЕНС бизнеса деньги по отрицательным ЕНП-уведомлениям, даже если они превышают положительные

    Уменьшить налог по УСН можно, подав отрицательное уведомление. Но есть строгое правило: сумма с минусом не должна быть больше сумм с плюсом в предыдущих уведомлениях. Но на практике это правило не работает. Кроме того, отрицательные уведомления задваиваются.

    17

    Праздничные подарки сотрудникам: налоги и страховые взносы

    Грядут многочисленные торжества, и становятся все более актуальными вопросы — как правильно вручать презенты сотрудникам, какие ограничения при этом нужно соблюсти. Еще один важный вопрос — как исчислить и уплатить налоги и страховые взносы так, чтобы аттракцион щедрости не привлек критического внимания налоговой инспекции.

    Праздничные подарки сотрудникам: налоги и страховые взносы

    Мероприятия

    Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие
    Зарплата

    Путин: реальные зарплаты выросли на 7%

    Реальные доходы россиян увеличились на 4,4%, а работодатели стали платить сотрудникам на 7% больше.

    25
    Бухгалтеры

    Бухгалтерская Клерк.Конференция в Краснодаре: изменения в законодательстве 2023-2024, воинский учет, отчетность, налоговые схемы и защита при проверках

    Засыпаете на скучных семинарах? Получите заряд настоящего драйва! Посетите главное событие года — Бухгалтерскую Клерк.Конференцию, которая пройдет 14 декабря в Краснодаре и онлайн. Вас ждет масса полезной информации, а еще новогодняя атмосфера и подарки, общение с коллегами и экспертами, кофе-брейки и сюрпризы от Деда Мороза.

    Бухгалтерская Клерк.Конференция в Краснодаре: изменения в законодательстве 2023-2024, воинский учет, отчетность, налоговые схемы и защита при проверках

    🎓Вебинар: Как не допустить блокировки счета по 115-ФЗ. Банки ужесточают контроль. 8 декабря в 11:00 мск!

    Многие организации и ИП сталкивались с блокировкой счетов. Как не попасть под подозрение банка и что делать в такой ситуации, разберемся на вебинаре.

    Как провести индексацию заработной платы в 2024 году

    Цены на продукты повышаются все время. Чтобы реальные доходы людей не падали, работодатели обязаны регулярно повышать зарплату сотрудникам — то есть, индексировать. Расскажем, какие компании обязаны это делать и зависит ли индексация от прибыльности бизнеса. 

    Как провести индексацию заработной платы в 2024 году

    Что бухгалтеру-кадровику нужно успеть сделать до Нового года. Топ-10 важных обязанностей

    Поговорки про «поспешай медленно», про «поспешишь — насмешишь»  и про «тише едешь — дальше будешь» лучше на время забыть. Потому что «дальше» просто оштрафуют.

    Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
    44
    Новые видео от экспертов каждый день

    Нужно ли подавать уведомление в ИФНС о зачете УСН на страховые взносы?

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста: ИП на УСН 6% доходы. Взносы за себя 45842 весь год не платил и собирается оплатить их полностью в декабре 2023. Но в течение 2023 года ИП оплатил аванс по УСН за 1 кв. 2023 в сумме 8000. Оплатил его платежкой уведомлением с кодом 02.

    УСН

    Если ИП на УСН выгодно продал валюту, надо заплатить налог

    Налогом по УСН облагаются не только доходы от реализации, но и внереализационные. К таким, в частности, относится курсовая разница.

    Размеры детских пособий в 2024 году

    В следующем году госорганы собираются проиндексировать размеры детских пособий. Рассказываем, как поменяются условия их получения и какие документы нужно подготовить.

    Иллюстрация: Yan Krukau/pexels
    ФСБУ НМА

    Минфин дал лаконичные разъяснения про НМА: читайте ФСБУ 14/2022, там все ответы

    Не знаете, относится ли актив к нематериальным? Читайте ФСБУ 14/2022, там все написано.

    Управленческий учет

    Финансовое планирование на предприятии: инструменты для бухгалтера

    Все чаще работодатели требуют от бухгалтеров все больше навыков в смежных отраслях, например, финансовом и управленческом учете. Так что же учить, бюджетирование? Финансы? Или все сразу?

    Финансовое планирование на предприятии: инструменты для бухгалтера

    🎅🏻Узнайте о новшествах в бухгалтерии и налогах-2024 на «Новогодней Бухгалтерской Клерк.Конференции» в Краснодаре!

    За один день вы сможете подготовиться к новым правилам, избежите налоговых проверок и штрафов, предотвратите критические ошибки и неверные решения.

    ЭДО

    🎉 Новогоднее волшебство для бухгалтеров: скидка 10 000 рублей от Entera!

    С Наступающим Новым Годом, уважаемые бухгалтеры! С приближением новогодних праздников, мы решили добавить немного волшебства в вашу рабочую рутину.

    Маркетплейсы

    Топ ошибок селлера на маркетплейсах: почему у меня маленькие продажи

    Неправильное ценообразование, нехватка данных о целевой аудитории и неверная стратегия продвижения — лишь некоторые из причин низких продаж селлеров на маркетплейсе. Рассказываем, какие ошибки чаще всего ведут к неуспеху бизнеса на онлайн-площадках, а также дадим рекомендации, как этих ошибок избежать.

    Топ ошибок селлера на маркетплейсах: почему у меня маленькие продажи
    Бухгалтеры

    Клерки предложили заменить словосочетание «бухгалтер-аутсорсер». Главный вопрос — на что?

    Коллеги, мы просим вас провести мозговой штурм и придумать замену словосочетанию «бухгалтер-аутсорсер». Выяснилось, что не всем нравится и его надо заменить. Мы бы рады, но не знаем на что! Нужна ваша помощь!

    228
    IT-компании

    Разработали новую справку о доходах IT-компании

    Чтобы получить аккредитацию, IT-компания должна подтвердить, что доля профильных доходов составляет не менее 30%. Для этого в Минцифры надо направить справку.

    🐢 В низкой производительности труда обвинили бухгалтеров

    Бухгалтеры и охранники малопродуктивны. Об этом сказал глава Минэкономразвития Максим Решетников.

    1,2 тыс.

    Сроки сдачи и правила заполнения отчета о финансовых результатах в 2024 году

    По итогам прошедшего периода бухгалтеры формируют отчет о финансовых результатах (ОФР). Документ отражает все доходы и расходы организации, прибыли и убытки от ведения деятельности. Отчет необходим для анализа финансовых показателей компании, для разработки, планирования экономической политики предприятия. Документ ежегодно предоставляется в налоговую.

    Нотариат

    Госдума: дарственные на жилье чужим людям можно будет оформить только через нотариусов

    В Госдуму внесен законопроект, обязывающий оформлять через нотариуса подаренное чужим людям жилье. Соответствующие поправки предлагается внести в Гражданский кодекс.

    125