Пенсии

Поможет ли будущему пенсионеру сайт госуслуг

Пенсия без права перевода.
Поможет ли будущему пенсионеру сайт госуслуг
коллаж banki.ru

Пенсия без права перевода.

С этого года перевести пенсию и узнать о возможных потерях граждане смогут через единый портал государственных услуг (ЕПГУ). Защитит ли это накопления от мошенников и неэффективных управляющих?

Фонд в мешке

Наша коллега Анжела несколько лет назад решила перевести свои пенсионные накопления из ВЭБа в частный НПФ. Испугалась ходившей в то время в народе «страшилки», что якобы пенсии тех, кто не выбрал фонд, отправят в ПФР и там трансформируют в баллы. Решив, что сохранить хоть какие-то сбережения лучше, чем просто подарить их государству, она решила отдать их в управление одному крупному НПФ. Какое-то время вопросы будущей пенсии ее как-то особо не беспокоили. Обнадеживало и то, что деньги находились в фонде, аффилированном с госбанком.

Два года назад, оформляя кредитную карту, Анжела вновь вспомнила о пенсионных накоплениях. Менеджер банка, выдававший карту, поинтересовался, где она копит на будущую пенсию. Получив ответ, он рассмеялся: «Да вы что, они же очень мало своим клиентам зарабатывают!» И тут же предложил перевести накопления в другой фонд. Как признается коллега, это было похоже на гипноз. Даже несмотря на то, что название фонда, который ей предложили, она до этого никогда не слышала.

Все было хорошо, пока не разразился скандал с банками «московского кольца». В числе фондов, инвестировавших в убыточные бумаги, оказался и фонд, в котором находились деньги Анжелы.

Возник риск, что управляющие пенсионными накоплениями просто могут списать «мусорные» бумаги и клиенты окажутся в убытке.

Чтобы не потерять деньги, Анжела решила перевести накопления обратно, в фонд, где они находились первоначально. Из 350 тыс. рублей, находившихся на тот момент на ее счете, около 100 тыс. рублей приходилось на доходы от инвестирования. «А вдруг управляющие НПФ заработали мне хоть что-то, а я все это потеряю?» — испугалась коллега и решила посмотреть, какую доходность покажет фонд по итогам 2018 года. Правда, шансов на хороший доход было не много: по данным ЦБ, за девять месяцев прошлого года ее фонд показал доходность чуть выше 1%. Фонд, в котором раньше хранились накопления Анжелы, за тот же период показал доходность более 5% годовых.

Миллиарды в подарок

Проблема в пресловутом «правиле пятилетки»: по закону смена НПФ чаще чем раз в пять лет считается досрочным переводом, и в этом случае накопленный инвестиционный доход фонды имеют право забрать себе. С этим граждане сталкиваются не первый год. Счетная палата подсчитала, что только в 2015–2017 годах граждане, менявшие управляющего пенсионными накоплениями, потеряли около 80 млрд рублей. Этот полученный инвестиционный доход они просто «подарили» НПФ.

Причем менять менее доходный НПФ на более эффективный не всегда целесообразно. Иногда лучше подождать. В докладе «Пенсионные накопления России», подготовленном Ассоциацией НПФ совместно с компанией «Пенсионные и актуарные консультации», говорится, что в условиях низких процентных ставок среднестатистическому россиянину невыгодно досрочно менять фонд. Поскольку новых поступлений на счета нет (с 2014 года эти взносы идут в ПФР), велика вероятность того, что даже самый эффективный пенсионный управляющий не успеет восполнить потери, указывает автор доклада аналитик Евгений Биезбардис. По закону НПФ имеют право начислять отрицательный доход клиенту, но в течение пяти лет управляющие все же должны показать хоть какой-то «плюс».

И понятно, что менеджера банка или агента, привлекающих клиентов в свой НПФ, больше волнует выполнение собственного KPI, чем то, будет или нет у Анжелы и ей подобных пенсия в будущем.

А в фонде, из которого клиент перевел свои деньги, об этом узнают только по факту. В итоге, чтобы выяснить сумму возможных потерь, будущий пенсионер должен обратиться в свой фонд, обязательств сообщать о потере инвестиционного дохода у НПФ до недавнего времени не было.

Сами пенсионные фонды боролись с «мисселингом» разными способами. Даже заключали «пакты о ненападении», обязуясь не переманивать друг у друга клиентов. Участники рынка и эксперты долго спорили о том, как лучше информировать будущих пенсионеров о возможных потерях. Предлагалось, например, ввести правило, чтобы при переводе накоплений клиент писал заявление в фонд, в котором они находятся на данный момент. Однако в итоге законодатели и регулятор предложили гражданам переводить накопления через ЕПГУ — портал госуслуг.

Стоп-кран для афериста

Если бы в 2016 году Анжела воспользовалась схемой перевода накоплений через портал госуслуг, которая вступила в силу с 1 января этого года, возможно, она более ясно представляла бы себе последствия смены НПФ. И менеджеру в банке было бы не так просто уговорить ее. Ведь согласно новым правилам, прежде чем забрать свои деньги из фонда (или государственной УК ВЭБа), клиент должен согласиться с потерей инвестиционного дохода. Ранее эта опция носила исключительно формальный характер, с этого года ПФР через «Госуслуги» должен предоставить точную сумму потерь. А уже затем будущий пенсионер может подать через портал заявление о смене НПФ.

Как говорили ранее представители регулятора, такая мера должна предотвратить недобросовестные практики. В частности, случаи, когда пенсии россиян без их ведома переводят из фонда в фонд или, напротив, удерживают без их согласия. Такие случаи фиксировались, например, в 2016 году, когда аферисты массово подделывали электронные подписи. Если заявления пойдут через портал госуслуг, сделать это будет сложно. «Таким образом, в значительной мере удастся решить проблему незаконных переводов», — считает операционный директор НПФ Сбербанка Виктор Поляков.

При этом, по его словам, недобросовестным агентам будет сложно воспользоваться возможностью подать заявление через представителя с нотариальной доверенностью. Ведь это потребует нескольких действий: присутствия клиента у нотариуса, оплаты выпуска доверенности, внесения доверенности в единый реестр действующих доверенностей.

К тому же, как сообщается на сайте регулятора, при подаче в течение одного года более одного заявления о переходе без предварительной подачи уведомлений об отказе от смены страховщика ПФР откажет в удовлетворении второго и последующих заявлений. Таким образом в ЦБ рассчитывают решить проблему «повторных заявлений», с помощью которых фонды часто манипулируют пенсионными накоплениями россиян. Напомним, что в 2016 году из 12 млн заявлений ПФР принял только половину. А 2,9 млн было «забраковано» потому, что их «дублировали»: аферисты подделывали заявления граждан. Для тех, кто передумал менять НПФ, даже предусмотрен «период охлаждения». До 31 декабря можно будет подать уведомление об отказе от смены фонда.

Кому доступны госуслуги

«Переходы через ЕПГУ сделают процесс подачи заявления более прозрачным. Лицевой счет не должен „гулять“ из фонда в фонд без ведома владельца», — говорит глава Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов. Он уверен, что схема перевода пенсии через ЕПГУ существенно снизит масштабы «мисселинга» и сделает случаи незаконного перевода или незаконного удержания единичными.

Причем, как уверяют участники рынка, воспользоваться опцией подачи заявления черед ЕПГУ сможет большинство граждан, у которых есть пенсионные накопления. Это около 75–76 млн человек. Примерно столько же россиян зарегистрировано на портале госуслуг. Однако при этом в фондах говорят, что необходимо развивать не только онлайн-каналы подачи заявлений. «Далеко не все россияне имеют доступ на портал госуслуг и даже к сети Интернет. Согласно статистике, на середину 2018 года доля интернет-пользователей в России — 81% граждан, в том числе 65% выходят в Сеть ежедневно», — приводит данные ИТ-директор НПФ «Согласие» Иван Захаров.

Впрочем, в новых правилах перевода предусмотрено, что клиент может сменить фонд, подав заявление лично в отделении ПФР. Как ранее сообщила газета «Коммерсантъ», пока электронный сервис на прием заявлений о смене НПФ на портале госуслуг не работает. Однако в ПФР уверяют, что все в порядке. В Минкомсвязи на запрос Банки.ру сообщили, что 9–11 января наблюдались затруднения при получении на ЕПГУ услуги по переводу пенсионных накоплений. «Затруднения в работе сервиса возникли в информационной системе Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР России), к которой направляется значительное количество межведомственных электронных запросов от различных участников, в результате чего на вечер 10 января скопилась очередь из более чем 400 тысяч запросов, среди которых были и заявления граждан на получение государственной услуги», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Участники рынка говорят, что уже начали отсылать информацию в ПФР через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), и предполагают наличие технических проблем в самом Пенсионном фонде. Впрочем, нашей коллеге Анжеле в понедельник, 14 января, вечером все же удалось воспользоваться сервисом перевода, при этом на портале появилась надпись о возможных потерях при переводе накоплений. У некоторых пользователей, опрошенных Банки.ру, некорректно отображалась сумма на лицевом счете, а несколько человек сообщили о «задвоенных» сервисах.

Начать дискуссию

Путин: власти не будут пересматривать приватизацию

У властей не должно быть претензий к собственникам активов после приватизации. Изымать бизнесу будут только «в случае недобросовестных действий собственников».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Пришло требование с возмутительными подозрениями: вы, оказывается, маскируете трудовые отношения — заключаете договоры с плательщиками НПД. Времени на возмущение нет, но есть пять рабочих дней на то, чтобы составить ответ в ИФНС. Расскажем, как это сделать, чтобы у налоговой больше не возникало вопросов.

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Обман на маркетплейсах Wildberries и Озон: фейковые продавцы, рассылки, ночной шопинг

Почти все мы покупаем что-то на маркетплейсах: это быстро, удобно и зачастую дешевле, чем в обычном магазине. Однако там нас поджидают мошенники: аферисты создают фейковые аккаунты, притворяясь продавцами или специалистами по рекламе. Продать они ничего не могут, их цель — наши контактные данные: номера телефонов, пароли от личных кабинетов, реквизиты карт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Минцифры запретит массовые спам-звонки

Абоненты стараются не отвечать на входящие звонки, чтобы не сталкиваться с рекламными обзвонами и спамом. Власти будут с этим бороться и запретят массовые звонки, инициированные роботами.

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2
Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в 2 раза чаще.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Телеграм уже давно не просто мессенджер — это полноценная арена для маркетологов, которые каждый день соревнуются за внимание аудитории. Платформа активно развивается, предлагая все новые и новые рекламные инструменты. Но с ростом возможностей возникает и потребность в автоматизации. Здесь на сцену выходит Telega.in, превращая сложные процессы в дело пяти минут.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Интересные материалы

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС