Отчетность

Печать: как много в этом штампе...

В период сдачи отчетности в налоговой инспекции можно часто встретить расстроенного бухгалтера, которому «завернули» бумаги, потому что на декларации или расчете нет печати фирмы. Не расстраивайтесь по пустякам! Не всегда инспектор прав, требуя, чтобы на всех документах были проставлены оттиски.

К.В. Лунякин, заместитель генерального директора ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало»

В период сдачи отчетности в налоговой инспекции можно часто встретить расстроенного бухгалтера, которому «завернули» бумаги, потому что на декларации или расчете нет печати фирмы. Не расстраивайтесь по пустякам! Не всегда инспектор прав, требуя, чтобы на всех документах были проставлены оттиски.

Завизируйте декларации

На титульных листах деклараций стоят буквы «МП». Значит, здесь должна быть печать. А на других страницах? Часто, если инспектор не находит оттиска на каждой, он переносит прием документов на другой день. В итоге фирма может пропустить срок сдачи отчетности. А за это ей выписывают штраф по статье 119 Налогового кодекса, который составляет 5–30 процентов от задекларированной суммы налога.

Если листы декларации не «украшены» оттиском, имеет ли право инспектор не принимать бумаги? Представители ИФНС разъясняют, что все зависит от того, упоминает ли инструкция по заполнению данной декларации печать в качестве обязательного реквизита. Когда оттиск печати предусмотрен, инспектор вправе не принимать отчет; если такого требования нет, налоговику придется забрать документ. Например, в форме декларации по НДС (форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина от 28 декабря 2005 г. № 163н) «МП» стоит только на титульном листе, на остальных такой пометки нет. Более того, в порядке заполнения декларации указано, что печать нужно ставить только там. Соответственно «отмечаться» на других страницах необязательно.

Есть и судебные решения, свидетельствующие о том, что налоговые инспекторы не вправе отказывать в приеме декларации, если на каждой ее странице нет печати. Примерами могут послужить постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2003 г. № Ф09- 4165/03-АК и от 6 мая 2003 г. № Ф09-1228/03-АК. Каждый раз судьи отмечали, что подобные решения чиновников не соответствуют статьям 23 и 80 Налогового кодекса.

Печать для доверенности

Каждый бухгалтер знает: если при продаже товара его получает материально ответственное лицо покупателя, то необходима доверенность. Документ составляют по определенным формам (М-2 и М-2а). Порядок заполнения утвержден постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а. В нем определено, что доверенность нужна для подтверждения права представителя получать материальные ценности, отпускаемые поставщиком по счету, договору, заказу или соглашению. Документ фирмы должен быть подписан руководителем, печать на нем обязательна (п. 5 ст. 185 ГК).

Кстати, эту позицию уже давно озвучили судьи в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 августа 1996 г. № 1792/96. Они указали, что с момента введения в действие части первой Гражданского кодекса (с 1 января 1995 года) доверенности от имени юридического лица нужно оформлять в порядке, установленном именно в кодексе.

Таким образом, чтобы доверенность была действительной, на ней должна стоять подпись руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами. Плюс ко всему обязательно наличие печати организации.

Особо обратим внимание на доверенность, которую выдают на право представления интересов. Иногда фирмы, имеющие филиалы, ее оформляют неправильно. Вместо печати головной компании они ставят штамп подразделения. Такая доверенность недействительна. Этот же вывод сделал суд. Он признал, что регистратор правомерно отказал представителю организации в открытии лицевого счета для учета ценных бумаг, так как один из представленных документов был скреплен печатью филиала (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 апреля 2004 г. № А43-10946/2003-25-340).

Договор вне формы

Многие налоговые инспекторы считают, что сделка недействительна, если на договоре нет печати. При этом они ссылаются на статью 162 Гражданского кодекса. Однако в ней указано только то, что обязательна «простая письменная форма» сделки, о печатях же – ничего.

Что по этому поводу думают суды? Они как раз занимают позицию фирм. Примером может послужить постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2004 г. № КА-А40/799-04. В нем сказано, что «требование ИФНС о предоставлении копий договоров с подписями и печатями сторон не основано на законе».

Компании спорят о печатях на договорах не только с чиновниками, но и между собой. Так, фирма-арендатор обратилась по такому поводу: владелец недвижимости, не сообщая ей, подал документы на государственную регистрацию договора. Арендатор решил, что это незаконно, так как на договоре аренды не стоит его печать. В данном случае суд фирму не поддержал, ведь с заявлением на государственную регистрацию может обратиться любая из сторон (ст. 26 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Что касается печати, то она не является необходимым реквизитом формы сделки, совершенной в простой письменной форме (постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2002 г. № КГ-А40/384-02).

Еще один пример: бывший арендатор хотел добиться, чтобы соглашение о передаче прав и обязанностей новому арендатору признали недействительным. На том основании, что одна из сторон не поставила на договоре печать. Такой аргумент судей не впечатлил. В результате они заявили, что «скрепление соглашения печатью не является обязательным условием для соблюдения простой письменной формы сделки» (постановления ФАС Московского округа от 9 марта 2004 г. № КГ-А40/945-04 и от 19 января 2004 г. № КГ-А40/10923-03-П). Следовательно, если печати на договоре нет, то это не нарушение.

Возместить НДС без печати

В числе документов, подтверждающих право на нулевую ставку НДС и налоговый вычет, есть выписки банка. Они свидетельствуют о том, что на счет экспортера поступила выручка от иностранного покупателя. Так вот инспекторы считают, что на таких выписках должен быть банковский штамп. В противном случае возместить НДС нельзя.

В подобных ситуациях суды также становятся сторонниками предприятий, что вполне обоснованно. В Налоговом кодексе данного требования нет. Кроме того, это не предусмотрено и банковскими правилами. Выписки из лицевых счетов банк может выдавать клиентам без своих штампов и подписей сотрудников (п. 2.1 ч. III Положения Центробанка от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»). Все это учел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 11 июня 2004 г. № А56-34443/03.

Но налоговики используют не только этот повод, чтобы придраться к документам экспортеров. Они отказывают в вычете, если на договоре нет отметки и печати банка, которые подтверждают, что контракт принят на расчетное обслуживание. Но опять же такое требование в Налоговом кодексе отсутствует. Поэтому действия инспекторов неправомерны (постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. № А56-29111/03 и от 17 мая 2004 г. № А56-29782/03).

Печать для первички

Печать не включена в обязательные реквизиты первичных документов (ст. 9 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Из этого следует, что первичка будет недействительна без печати только в том случае, если та предусмотрена специальными требованиями. Например, «Товарная накладная» по форме ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132 – далее Постановление) в разделе реквизитов грузополучателя содержит пометку «МП». То есть предусматривает печать организации-грузополучателя (покупателя).

Кстати, в указаниях по заполнению формы ТОРГ-12, изложенных в Постановлении, о печатях ничего не сказано. Прописано лишь, для чего накладная предназначена и в скольких экземплярах ее составлять. Таким образом, в общем случае печать грузополучателя на накладной не предусмотрена. Но будьте внимательны: форма содержит пометку «МП». Поэтому, если у вас будет проверка, налоговый инспектор может сослаться на статью 252 Налогового кодекса, где сказано, что расходы должны подтверждать документы, оформленные в соответствии с законодательством. То есть раз в унифицированной форме есть реквизит «МП», то синий штамп там должен стоять обязательно. Иначе контролеры исключат суммы, указанные в накладной, из состава расходов.

В Гражданском кодексе нет каких-либо правовых норм, которые регулировали бы вопросы изготовления, учета и общие правила использования печатей. При этом общей нормы, обязывающей все фирмы иметь оттиск, нет. Такое положение содержат отдельные нормативно-правовые акты. Ими же определены требования к печатям той или иной организации. Так, например, ООО необходимо иметь круглую печать, которая должна содержать полное фирменное наименование общества на русском языке и его местонахождение. Никаких иных требований к печати ООО закон не предъявляет (ст. 2 закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Точно такие же требования установлены к печати акционерных обществ (ст. 2 закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Обратите внимание на то, что при регистрации юридических лиц представлять в регистрирующие органы эскиз печати или иные сведения о ней не нужно (закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Печать фирмы по форме, размерам и обязательной информации должна соответствовать только федеральному законодательству. Почему? Гражданское законодательство – это компетенция органов государственной власти Российской Федерации. Именно оно содержит нормы, регулирующие «печатный» вопрос. Требования иных правовых актов нельзя считать законными. Соответственно местные власти не могут обязать организацию регистрировать оттиск (эскиз) в специальном учреждении или подавать сведения в реестр печатей. Это можно сделать только на добровольных началах (то есть с согласия самой фирмы).

Другими словами, компании вправе не выполнять требования местных властей по этому поводу. Фирме, по нашему мнению, достаточно издать, например, приказ об изготовлении основной или дополнительной печати, в котором оговорить ее отличительные признаки и случаи использования.

В настоящее время в Москве регистрировать печать в ГУП «Московский реестр» не нужно, но многие компании делают это добровольно. Наличие регистрационного номера на оттиске лишний раз свидетельствует о добросовестности компании и ее серьезных намерениях в бизнесе.

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?