Отчетность

Печать: как много в этом штампе...

В период сдачи отчетности в налоговой инспекции можно часто встретить расстроенного бухгалтера, которому «завернули» бумаги, потому что на декларации или расчете нет печати фирмы. Не расстраивайтесь по пустякам! Не всегда инспектор прав, требуя, чтобы на всех документах были проставлены оттиски.

К.В. Лунякин, заместитель генерального директора ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало»

В период сдачи отчетности в налоговой инспекции можно часто встретить расстроенного бухгалтера, которому «завернули» бумаги, потому что на декларации или расчете нет печати фирмы. Не расстраивайтесь по пустякам! Не всегда инспектор прав, требуя, чтобы на всех документах были проставлены оттиски.

Завизируйте декларации

На титульных листах деклараций стоят буквы «МП». Значит, здесь должна быть печать. А на других страницах? Часто, если инспектор не находит оттиска на каждой, он переносит прием документов на другой день. В итоге фирма может пропустить срок сдачи отчетности. А за это ей выписывают штраф по статье 119 Налогового кодекса, который составляет 5–30 процентов от задекларированной суммы налога.

Если листы декларации не «украшены» оттиском, имеет ли право инспектор не принимать бумаги? Представители ИФНС разъясняют, что все зависит от того, упоминает ли инструкция по заполнению данной декларации печать в качестве обязательного реквизита. Когда оттиск печати предусмотрен, инспектор вправе не принимать отчет; если такого требования нет, налоговику придется забрать документ. Например, в форме декларации по НДС (форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина от 28 декабря 2005 г. № 163н) «МП» стоит только на титульном листе, на остальных такой пометки нет. Более того, в порядке заполнения декларации указано, что печать нужно ставить только там. Соответственно «отмечаться» на других страницах необязательно.

Есть и судебные решения, свидетельствующие о том, что налоговые инспекторы не вправе отказывать в приеме декларации, если на каждой ее странице нет печати. Примерами могут послужить постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2003 г. № Ф09- 4165/03-АК и от 6 мая 2003 г. № Ф09-1228/03-АК. Каждый раз судьи отмечали, что подобные решения чиновников не соответствуют статьям 23 и 80 Налогового кодекса.

Печать для доверенности

Каждый бухгалтер знает: если при продаже товара его получает материально ответственное лицо покупателя, то необходима доверенность. Документ составляют по определенным формам (М-2 и М-2а). Порядок заполнения утвержден постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а. В нем определено, что доверенность нужна для подтверждения права представителя получать материальные ценности, отпускаемые поставщиком по счету, договору, заказу или соглашению. Документ фирмы должен быть подписан руководителем, печать на нем обязательна (п. 5 ст. 185 ГК).

Кстати, эту позицию уже давно озвучили судьи в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 августа 1996 г. № 1792/96. Они указали, что с момента введения в действие части первой Гражданского кодекса (с 1 января 1995 года) доверенности от имени юридического лица нужно оформлять в порядке, установленном именно в кодексе.

Таким образом, чтобы доверенность была действительной, на ней должна стоять подпись руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами. Плюс ко всему обязательно наличие печати организации.

Особо обратим внимание на доверенность, которую выдают на право представления интересов. Иногда фирмы, имеющие филиалы, ее оформляют неправильно. Вместо печати головной компании они ставят штамп подразделения. Такая доверенность недействительна. Этот же вывод сделал суд. Он признал, что регистратор правомерно отказал представителю организации в открытии лицевого счета для учета ценных бумаг, так как один из представленных документов был скреплен печатью филиала (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 апреля 2004 г. № А43-10946/2003-25-340).

Договор вне формы

Многие налоговые инспекторы считают, что сделка недействительна, если на договоре нет печати. При этом они ссылаются на статью 162 Гражданского кодекса. Однако в ней указано только то, что обязательна «простая письменная форма» сделки, о печатях же – ничего.

Что по этому поводу думают суды? Они как раз занимают позицию фирм. Примером может послужить постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2004 г. № КА-А40/799-04. В нем сказано, что «требование ИФНС о предоставлении копий договоров с подписями и печатями сторон не основано на законе».

Компании спорят о печатях на договорах не только с чиновниками, но и между собой. Так, фирма-арендатор обратилась по такому поводу: владелец недвижимости, не сообщая ей, подал документы на государственную регистрацию договора. Арендатор решил, что это незаконно, так как на договоре аренды не стоит его печать. В данном случае суд фирму не поддержал, ведь с заявлением на государственную регистрацию может обратиться любая из сторон (ст. 26 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Что касается печати, то она не является необходимым реквизитом формы сделки, совершенной в простой письменной форме (постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2002 г. № КГ-А40/384-02).

Еще один пример: бывший арендатор хотел добиться, чтобы соглашение о передаче прав и обязанностей новому арендатору признали недействительным. На том основании, что одна из сторон не поставила на договоре печать. Такой аргумент судей не впечатлил. В результате они заявили, что «скрепление соглашения печатью не является обязательным условием для соблюдения простой письменной формы сделки» (постановления ФАС Московского округа от 9 марта 2004 г. № КГ-А40/945-04 и от 19 января 2004 г. № КГ-А40/10923-03-П). Следовательно, если печати на договоре нет, то это не нарушение.

Возместить НДС без печати

В числе документов, подтверждающих право на нулевую ставку НДС и налоговый вычет, есть выписки банка. Они свидетельствуют о том, что на счет экспортера поступила выручка от иностранного покупателя. Так вот инспекторы считают, что на таких выписках должен быть банковский штамп. В противном случае возместить НДС нельзя.

В подобных ситуациях суды также становятся сторонниками предприятий, что вполне обоснованно. В Налоговом кодексе данного требования нет. Кроме того, это не предусмотрено и банковскими правилами. Выписки из лицевых счетов банк может выдавать клиентам без своих штампов и подписей сотрудников (п. 2.1 ч. III Положения Центробанка от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»). Все это учел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 11 июня 2004 г. № А56-34443/03.

Но налоговики используют не только этот повод, чтобы придраться к документам экспортеров. Они отказывают в вычете, если на договоре нет отметки и печати банка, которые подтверждают, что контракт принят на расчетное обслуживание. Но опять же такое требование в Налоговом кодексе отсутствует. Поэтому действия инспекторов неправомерны (постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. № А56-29111/03 и от 17 мая 2004 г. № А56-29782/03).

Печать для первички

Печать не включена в обязательные реквизиты первичных документов (ст. 9 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Из этого следует, что первичка будет недействительна без печати только в том случае, если та предусмотрена специальными требованиями. Например, «Товарная накладная» по форме ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132 – далее Постановление) в разделе реквизитов грузополучателя содержит пометку «МП». То есть предусматривает печать организации-грузополучателя (покупателя).

Кстати, в указаниях по заполнению формы ТОРГ-12, изложенных в Постановлении, о печатях ничего не сказано. Прописано лишь, для чего накладная предназначена и в скольких экземплярах ее составлять. Таким образом, в общем случае печать грузополучателя на накладной не предусмотрена. Но будьте внимательны: форма содержит пометку «МП». Поэтому, если у вас будет проверка, налоговый инспектор может сослаться на статью 252 Налогового кодекса, где сказано, что расходы должны подтверждать документы, оформленные в соответствии с законодательством. То есть раз в унифицированной форме есть реквизит «МП», то синий штамп там должен стоять обязательно. Иначе контролеры исключат суммы, указанные в накладной, из состава расходов.

В Гражданском кодексе нет каких-либо правовых норм, которые регулировали бы вопросы изготовления, учета и общие правила использования печатей. При этом общей нормы, обязывающей все фирмы иметь оттиск, нет. Такое положение содержат отдельные нормативно-правовые акты. Ими же определены требования к печатям той или иной организации. Так, например, ООО необходимо иметь круглую печать, которая должна содержать полное фирменное наименование общества на русском языке и его местонахождение. Никаких иных требований к печати ООО закон не предъявляет (ст. 2 закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Точно такие же требования установлены к печати акционерных обществ (ст. 2 закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Обратите внимание на то, что при регистрации юридических лиц представлять в регистрирующие органы эскиз печати или иные сведения о ней не нужно (закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Печать фирмы по форме, размерам и обязательной информации должна соответствовать только федеральному законодательству. Почему? Гражданское законодательство – это компетенция органов государственной власти Российской Федерации. Именно оно содержит нормы, регулирующие «печатный» вопрос. Требования иных правовых актов нельзя считать законными. Соответственно местные власти не могут обязать организацию регистрировать оттиск (эскиз) в специальном учреждении или подавать сведения в реестр печатей. Это можно сделать только на добровольных началах (то есть с согласия самой фирмы).

Другими словами, компании вправе не выполнять требования местных властей по этому поводу. Фирме, по нашему мнению, достаточно издать, например, приказ об изготовлении основной или дополнительной печати, в котором оговорить ее отличительные признаки и случаи использования.

В настоящее время в Москве регистрировать печать в ГУП «Московский реестр» не нужно, но многие компании делают это добровольно. Наличие регистрационного номера на оттиске лишний раз свидетельствует о добросовестности компании и ее серьезных намерениях в бизнесе.

Начать дискуссию

Как будут проводиться проверки деклараций по НДФЛ с 2025 года

В Бухгалтерии Ада появился третий автор - Валюшка. Это нейросеть, потому и Валя, хз девочка оно или мальчик.Сегодня Валюшке дали первое задание - просмотреть последние новости в области налогообложения и написать текст в блог.

Как будут проводиться проверки деклараций по НДФЛ с 2025 года

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

НК РФ не устанавливает какой-нибудь перечень документов, которые подтверждают фактическое нахождение лиц на территории РФ

В качестве доказательства нахождения человека на территории РФ могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней его пребывания в РФ

Бухгалтеры выбирают лучший сервис для сдачи отчетов, Роструд объяснил, как внести в трудовую книжку запись об увольнении по собственному. 👩‍💻«Ночной бухгалтер» № 1706

Бухгалтеры обсуждают, какой из сервисов сдачи отчетов лучший. И мы решили провести опрос на эту тему. Роструд объяснил, какая формулировка в трудовой книжке при увольнении по собственному желанию будет корректной. Больше половины россиян продолжают работать и в свое личное время. Стоит ли паниковать из-за падения акций.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Можно будет узнать реальные цены товаров на внутреннем рынке

Дмитрий Григоренко провел рабочую встречу с руководителем ФАС Максимом Шаскольским, который анонсировал создание в России системы ценовых рыночных индикаторов.

Россия и Белоруссия будут согласовывать налоговую политику и создавать общий финансовый рынок

Утверждены планы мероприятий по исполнению Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства между Россией и Белоруссией на 2024–2026 годы.

Налоговики уточнили дату несения расходов в виде компенсации за авто сотрудника

Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм относят к прочим расходам для целей налога на прибыль.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Отпуска

Отпуск работников детсадов могут увеличить

Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова предложила увеличить продолжительность отпуска для работников детсадов с 42 до 56 дней.

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам объяснил причины увеличения дефицита федерального бюджета-2024

Андрей Макаров заявил, что финансирование нужно на ряд вопросов, которые были озвучены президентом Владимиром Путиным.

7 шагов к эффективному контент-плану для блога или сайта

Хороший контент-план — это не просто перечень тем для публикаций, это карта, которая поможет ориентироваться в материалах сайта или блога и двигаться в правильном направлении. Без такого плана легко заблудиться среди множества тем и форматов.

Бесплатно с Отчетность в СФР

ЕФС-1 при увольнении сотрудника: образец заполнения

Увольнение сотрудника — это процесс, который требует внимания к деталям. В этой статье мы даем пошаговую инструкцию и образец заполнения ЕФС-1 при увольнении работника. Вы узнаете, какие разделы нужно заполнить, какие данные указать и какие нюансы учесть.

ЕФС-1 при увольнении сотрудника: образец заполнения

Можно ли вернуть деньги за товар, если недостаки в нем выявлены спустя несколько лет

В основном недостатки в купленном товаре обнаруживаются в первые дни после покупки. И вопрос по поводу некачественного товара решается с продавцом достаточно быстро. А как быть, если недостатки были выявлены спустя несколько лет? Вот реальный пример из судебной практики.

Можно ли вернуть деньги за товар, если недостаки в нем выявлены спустя несколько лет

💥 Шесть вебинаров по налоговой реформе-2025: готовимся к новым НДФЛ, НДС, налогу на прибыль и УСН уже сейчас

С 2025 года все изменится, и половина НК будет переписана. Поэтому важно уже сейчас понять, какими будут новые правила игры и как организовать свою работу. «Клерк» проводит серию вебинаров с ведущими экспертами: налоговыми консультантами, юристами, адвокатами, аутсорсерами. Не пропустите!

💥 Шесть вебинаров по налоговой реформе-2025: готовимся к новым НДФЛ, НДС, налогу на прибыль и УСН уже сейчас
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Санкции 2022-2024

Санкции США против НРД. Позиция EUROCLEAR

12 июня 2024 года США расширили санкционные списки в отношении российских субъектов. В числе прочих ограничения введены против Национального расчетного депозитария (НРД).

Санкции США против НРД. Позиция EUROCLEAR

За продажу детям энергетиков санкции будут, скорее всего, как за крепкий алкоголь

Вячеслав Володин поручил проработать меры ответственности для нарушителей запрета продавать энергетики несовершеннолетним.

Из-за новых ставок по НДФЛ с 2025 года Госдума приняла поправки в федеральный бюджет

Изменения связаны в том числе с реформой в налоговой системе с 2025 года. Завтра депутаты рассмотрят еще три законопроекта из этого пакета.

Родителей уравняли в правах при получении документов в госорганах

Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон об обеспечении равенства прав родителей, действующих в интересах своих несовершеннолетних детей, при получении госуслуг и документов в органах исполнительной власти.

⚡️ Итоги дня: на Wildberries можно колеровать краску, «Вкусно — и точка» выплатила компенсацию пострадавшему в «Макдоналдсе», а Nvidia стала крупнейшей компанией в США

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как систематизировать обучение в компании

В современном корпоративном обучении царит хаос: расписание — непредсказуемо, отчеты — заполняются вручную, аналитика — отсутствует. Это реальность, с которой сталкиваются многие компании. Однако, есть способы изменить ситуацию к лучшему.

Как систематизировать обучение в компании

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

Кому будет выгодна налоговая амнистия за дробление бизнеса

Не каждый готов добровольно сдаться ФНС и признать дробление. Рассказываем, кому налоговая амнистия за дробление бизнеса будет выгодна.

Кому будет выгодна налоговая амнистия за дробление бизнеса

Интересные материалы

Пенсии

МРОТ привяжут с будущего года к медианной зарплате, а работающим пенсионерам с 1 февраля возобновят индексацию пенсий

Узнайте, как изменится МРОТ в 2025 году, как на него влияет медианная зарплата и что изменилось в индексации пенсий. В нашем руководстве вы найдете подробную информацию о планируемых изменениях и их влиянии на доходы граждан.

МРОТ привяжут с будущего года к медианной зарплате, а работающим пенсионерам с 1 февраля возобновят индексацию пенсий