Основные средства

Активы требуют ремонта

При нынешнем достаточно сложном состоянии экономики у предприятий мало возможностей регулярно обновлять основные средства. Остается поддерживать их работоспособность с помощью ремонта. Как грамотно это сделать, дабы избежать или хотя бы минимизировать негативные налоговые последствия, рассказывает ведущий эксперт "АКДИ ЭЖ" ТАТЬЯНА КРУТЯКОВА

     При нынешнем достаточно сложном состоянии экономики у предприятий мало возможностей регулярно обновлять основные средства. Остается поддерживать их работоспособность с помощью ремонта. Как грамотно это сделать, дабы избежать или хотя бы минимизировать негативные налоговые последствия, рассказывает ведущий эксперт "АКДИ ЭЖ" ТАТЬЯНА КРУТЯКОВА

     Сегодня существует всего два способа учета расходов на ремонт:
     списание фактических затрат на себестоимость;
     создание резерва на ремонт.
     Выбор конкретного способа зависит в том числе от масштабов предприятия.
     Безусловно, небольшим фирмам с маленьким объемом ремонтных работ выгоднее сразу включать затраты в себестоимость. Крупным же предприятиям, на которых предусмотрены плановые ремонты и их проведение слишком дорогостоящее, чтобы не искажать себестоимость продукции, целесообразно использовать возможность создания резерва.
     Тем более что формирование на предприятии такого резерва фактически позволяет изменить сроки уплаты налога на прибыль.
     Ведь предприятие в течение всего года равномерно списывает отчисления в резерв в затраты (прочие расходы), тем самым уменьшая текущие платежи по названному налогу.
     Затраты на текущий ремонт списываются в течение года за счет средств резерва.

ФОРМИРУЕМ РЕЗЕРВ

     В соответствии со ст. 324 НК РФ резерв формируется за счет отчислений, производимых в течение года, на последний день соответствующего отчетного периода (месяца, квартала). Их размер должен рассчитываться исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых самим предприятием в приказе по учетной политике.
     Совокупная стоимость - сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до начала года, в котором образуется резерв.
     При определении норматива отчислений в резерв предприятие должно установить предельную сумму отчислений исходя из периодичности ремонта, частоты замены тех или иных элементов основных средств (узлов, деталей) и его сметной стоимости.
     Суммы резерва не могут превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.
     Для правильного формирования резерва на текущий год организации необходимы следующие данные:
     * первоначальная стоимость амортизируемых основных средств на начало года <*>;

     ------------------------

     <*> Эта величина будет складываться из двух составляющих: первоначальная стоимость всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2002 г., и восстановительная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г. Обе величины определяются на основании данных налогового учета по состоянию на 1 января текущего года.

     * фактическая сумма расходов на ремонт за предыдущие три года;
     * количество ремонтов, в том числе приходящихся на текущий год;
     * сметная стоимость указанных ремонтов.
     Покажем на примере, как правильно сформировать резерв.

     Пример
     Организация осуществляет резервирование сумм на ремонт основных средств.
     Первоначальная стоимость всех амортизируемых основных средств на начало года - 2 000 000 руб.
     Предполагаемый объем ремонтных работ на 2003 г. - 250 000 руб.
     Сумма фактических расходов на ремонт основных средств за предыдущие три года:
     2002 г. - 200 000 руб.;
     2001 г. - 300 000 руб.;
     2000 г. - 100 000 руб.
     Предельная сумма резерва на 2003 г. составит 200 000 руб. (200 000 + 300 000 + 100 000) : 3 = 200 000).
     В этом случае норматив отчислений в резерв составит 10% (200 000 : 2 000 000 5 100 = 10). Этот норматив и должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике для целей налогообложения на 2003 г.

     Общая сумма резерва в течение года списывается на расходы равными долями на последующий день соответствующего отчетного (налогового) периода, то есть в зависимости от того, как налогоплательщик рассчитывается с бюджетом по налогу на прибыль, сумма резерва включается в состав расходов ежемесячно по 1/12 либо ежеквартально по 1/4.
     Если организация уплачивает налог на прибыль ежемесячно (отчетным периодом является месяц), то ежемесячная сумма отчислений в резерв составит 16 667 руб. (200 000 : 12 = 16 667). Эта сумма будет включаться в состав прочих расходов, принимаемых для целей налогообложения.
     Если отчетным периодом для организации является квартал, то отчисления в резерв следует производить ежеквартально по 50 000 руб. в квартал (200 000 : 4 = 50 000).

ЕСЛИ СТОИМОСТЬ РЕМОНТА... ...БОЛЬШЕ РЕЗЕРВА

     По окончании года предприятие должно сравнить сумму начисленного в течение года резерва и сумму фактических расходов на ремонт.
     Если фактическая сумма расходов на ремонт за год превысит сумму созданного резерва, то 31 декабря предприятие должно включить сумму превышения в состав прочих расходов. При этом по строке 080 Приложения 2 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль показывается годовая сумма отчислений в резерв, увеличенная на сумму превышения фактических расходов на ремонт над суммой созданного резерва.

...МЕНЬШЕ РЕЗЕРВА

     Если сумма фактических расходов на ремонт за год окажется меньше суммы созданного в течение года резерва, то по общему правилу неиспользованный остаток резерва подлежит включению в состав внереализационных доходов организации на последнюю дату текущего налогового периода.

     Ситуация
     Сумма фактических расходов на ремонт основных средств по итогам 2003 г. составила 220 000 руб. Сумма созданного резерва - 200 000 руб.
     В этом случае в конце декабря 2003 г. организация списывает в состав прочих расходов сумму в размере 20 000 руб. (величину превышения фактических расходов на ремонт над суммой созданного резерва).
     При составлении налоговой отчетности за 2003 г. по строке 080 Приложения 2 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль организация должна показать сумму в размере 220 000 руб.

     Ситуация
     Сумма фактических расходов на ремонт за 2003 г. составила 120 000 руб. Резерв - 200 000 руб. Неиспользованная часть резерва в размере 80 000 руб. по состоянию на 31 декабря 2003 г. должна быть включена в состав внереализационных доходов организации.
     При составлении налоговой отчетности по строке 080 Приложения 2 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль организация должна показать сумму начисленного резерва в размере 200 000 руб.
     Сумма неиспользованного остатка 80 000 руб. отражается по строке 063 "Резерв расходов на ремонт основных средств" Приложения 6 к Листу 02 Декларации.

КОГДА ОСТАТОК МОЖНО ПЕРЕНЕСТИ

     Если у налогоплательщика имеются основные средства, по которым планируются особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, то он должен определить сумму дополнительных отчислений в резерв исходя из общей суммы ремонта по этим объектам, поделенную на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта. Полученная сумма прибавляется к сумме резерва, определенной в изложенном выше порядке.
     В этом случае фактически произведенные расходы на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта учитываются организацией отдельно.
     При этом суммы резервов, созданных под проведение таких видов ремонта, по окончании года не восстанавливаются. Восстановление неиспользованного остатка (включение его в состав внереализационных доходов) осуществляется только после окончания ремонта, под который был создан данный резерв (см. разд. 5.5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25).

Цель

     Изменение сроков уплаты налога на прибыль.

Рекомендуем

     Организациям, на балансе которых учтено значительное количество устаревших основных средств, следовательно, расходы на ремонт основных средств в предыдущие годы составляли значительные суммы.

Порядок

     Для создания резерва необходимо:
     * провести инвентаризацию основных средств на начало года, в котором будет формироваться резерв;
     * определить первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств на начало года (на основании данных проведенной инвентаризации);
     * составить смету на проведение ремонта. Составить график проведения ремонта;
     * рассчитать норматив отчислений в резерв.

Преимущества

     Создание резерва позволит уменьшить текущие платежи по налогу на прибыль.

Недостатки

     Ограничение величины отчислений в ремонтный фонд.

     Пример
     Предположим, что в составе основных средств организации числится объект, который в соответствии с технической документацией подлежит капитальному ремонту каждые 6 лет. Стоимость ремонта по смете составляет 300 000 руб. Следовательно, сумма ежегодных отчислений в резерв на проведение этого ремонта составляет 50 000 руб. (300 000 руб. : 6 лет).
     Эта сумма прибавляется к уже сформированной сумме резерва в 200 000 руб.
     В течение года отчисления в резерв составят 20 833 руб. в месяц (250 000 : 12), или 62 500 руб. в квартал (250 000 : 4).
     По окончании года фактически произведенные расходы на ремонт составили 120 000 руб. (без учета расходов на особо сложные и дорогостоящие виды ремонта).
     Резерв в сумме 50 000 руб. не восстанавливается. А в составе внереализационных доходов в декабре 2003 г. отражается сумма неиспользованного резерва в размере 80 000 руб. (250 000 руб. - 50 000 руб. - 120 000 руб.).
     При составлении налоговой отчетности за 2003 г. по строке 080 Приложения 2 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль организация должна показать сумму начисленного резерва в размере 250 000 руб.
     Сумма неиспользованного остатка в размере 80 000 руб. отражается по строке 063 Приложения 6 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль.

     Перенос неиспользованного остатка резерва на следующий налоговый период возможен только в том случае, если в соответствии со своей учетной политикой организация осуществляет накопление средств для финансирования особо сложных и дорогих видов капитального ремонта более одного налогового периода.

КОЭФФИЦИЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ (В %)
1970  1980  1990  1995  1997  1999  2000  2001 
Коэффициент
обновления
(на конец года)
Все основные фонды,
из них по отраслям:
промышленность
сельское хозяйство
строительство 



10,2

11,3
14,9
16,6 



8,2

8,9
11,0
13,5 



5,8

6,0
7,0
11,8 



1,6

1,3
0,6
1,8 



1,1

1,0
0,6
1,5 



1,2

1,0
0,5
1,2 



1,4

1,3
0,5
1,4 



1,5

1,5
0,6
1,8 
Коэффициент выбытия
(на начало года) 








Все основные фонды,
из них по отраслям:
промышленность
сельское хозяйство
строительство 
1,7

1,9
4,7
5,7 
1,5

1,5
3,6
4,8 
1,8

1,8
3,3
5,2 
1,5

1,3
3,0
3,7 
1,2

1,3
1,9
2,1 
0,9

1,0
1,3
1,5 
1,0

1,2
1,5
1,4 
1,0

1,2
1,5
1,4 

СТЕПЕНЬ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ <*> (НА НАЧАЛО ГОДА; В %)
1995  1996  1997  1998  1999  2000  2001  2002 
Все основные фонды
из них по
основному
виду деятельности
организаций:
промышленные
сельскохозяй-
ственные
строительные
транспортные
торговли и
общественного
питания 
38,6




46,2

37,6
37,0
40,1


33,6 
39,4




48,5

41,1
37,4
41,4


33,5 
40,6




50,5

43,7
37,9
43,6


37,8 
42,2




52,4

46,9
35,6
44,3


39,7 
41,9




52,9

48,8
40,7
45,0


41,4 
42,4




52,4

50,4
44,6
47,8


38,1 
45,8




51,5

50,8
44,7
51,7


32,2 
47,9




52,9

50,4
43,9
54,1


28,9 

     ------------------------

     <*> По крупным и средним коммерческим организациям.

Начать дискуссию

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Интересные материалы

Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.