Онлайн-кассы

Подмосковный беспредел

Инспекторы УМНС по Московской области усиленно проверяют, правильно ли подмосковные организации и предприниматели применяют ККМ. Результаты этих проверок впечатляют.

Инспекторы УМНС по Московской области усиленно проверяют, правильно ли подмосковные организации и предприниматели применяют ККМ. Результаты этих проверок впечатляют.

Андрей СОЛОВЬЕВ,
mosbuh@berator.ru

Налоговики потрудились на славу – проверено 765 организаций и индивидуальных предпринимателей, выявлено столько же нарушений, сумма штрафов составила 4 719 000 рублей.

Разумеется, в первую очередь мы попросили прокомментировать эти цифры в самом УМНС. Однако все разъяснения уместились в довольно емкое высказывание: «Все выявленные нарушения связаны с неприменением контрольно-кассовой техники». Хотя мы рассчитывали на более обстоятельный ответ, даже такое скромное заявление вызывает очень важный вопрос: что же такое неприменение ККМ?

Высший Арбитражный Суд попытался разъяснить этот момент* и указал, что говорить о том, что ККМ не применяется, можно в том случае, если:

  • фирма не использует аппарат или его вообще нет;
  • фирма использует не зарегистрированный в инспекции или не включенный в государственный реестр аппарат;
  • фирма использует аппарат без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • фирма использует аппарат, у которого пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти; продавец пробил чек не на всю сумму.

Мы решили выяснить, как на практике проходит проверка и за какое такое неприменение ККМ бизнесменам предлагают заплатить почти 5 000 000 рублей.

Ах вот ты какое, неприменение ККМ!

За помощью мы обратились к пострадавшей стороне, а именно к самим предпринимателям, которые пережили проверку.

Вот что нам рассказал Виталий Козлов, заместитель председателя объединенного координационного совета межрегионального профсоюза предпринимателей «Лига Свободы».

Проблемы с ККМ начались еще в 2001 году. Тогда вышло постановление правительства Московской области № 181/18, в  котором содержалось требование применять кассу на открытых рынках. Представьте себе реакцию тех 40 тысяч ПБОЮЛ, которые даже не знали, что такое ККМ. Мы пытались доказать, что кассовые аппараты на открытых рынках – это просто нонсенс, ведь когда на кассу попадают пыль, влага, снег и т. д., она просто перестает работать, да и не на каждом прилавке она поместится.

В свое время мы даже заказывали метеосводку за год. Нам предоставили информацию о средней температуре, влажности и т. д. Выяснилось, что по техпаспорту к ККМ из 365 дней в течение 180 кассу вообще нельзя было применять. Все эти данные мы направили в правительство Московской области. В результате мы получили письмо от завода-изготовителя, в котором говорилось, что производитель провел новые испытания кассовых аппаратов и теперь кассе не страшны «ни дождь, ни слякоть». Вопрос был закрыт... В общем, тогда у нас, к сожалению, ничего не вышло. Естественно, сразу начались налоговые проверки, милицейские рейды, сумма начисленных штрафов превзошла все ожидания. Причем все это происходило практически во всех городах Московской области.

Кстати говоря, сейчас ответственность за неприменение ККМ установлена в статье 14.5 КоАП. Сумма штрафа для граждан составит от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 40 000 рублей. Причем, согласно статье 2.4 КоАП, индивидуальные предприниматели платят штрафы как должностные лица.

В новый закон о ККТ нам все-таки удалось внести положения, освобождающие предпринимателей от обязанности применять ККМ на открытых рынках и на закрытых рынках, если торговля осуществляется с открытых прилавков (п. 3 ст. 2). Другими словами, теперь предприниматель может не использовать кассу, если у него нет возможности хранить товар.

Однако проблемы продолжают возникать. В частности, в подмосковном УМНС выпустили специальное письмо, которое «разъясняет», когда можно не использовать ККМ.

Одна из проблем, которая возникла после выхода этого письма, связана с так называемыми «помещениями контейнерного типа».

Александр Фуфыгин, адвокат коллегии адвокатов «Защитник», советник налоговой службы I ранга: «Нормативного определения помещения контейнерного типа не существует. И хотя такое понятие можно встретить в некоторых документах, речь в них идет совсем  не о помещениях для торговли, а об оборудовании или даже упаковке (см. вставку на стр. 14). А если нет понятийного материала – нет и ответственности.

Например, на рынке в Серпухове около 500 сварных прилавков. В течение трех лет ККМ там никто не применяет. И тут их начинают штрафовать. Соответственно сейчас проходит сразу несколько таких дел*, и мы пытаемся доказать, что по отношению к этим продавцам пункт 3 статьи 2 (см. вставку на стр. 15) применять нельзя».

Вообще упомянутое выше письмо содержит очень много интересных моментов. Например, давая определение понятию «лоток», составители ссылаются на словарь Ожегова. Непонятно, с каких пор словари стали нормативными документами...

Александр Фуфыгин отметил еще один спорный момент: «Очень часто проверяющие неверно составляют акт по результатам проверки. Дело в том, что в акте обязательно должен содержаться “состав правонарушения”. Проще говоря – ответы на вопросы “кто? где? когда? при каких условиях? кому это выгодно?”. В противном случае можно считать, что нарушения не было, а следовательно, никакой штраф платить не нужно».

Помимо всего прочего у проверяющих есть свои «методы работы», продолжает Виталий Козлов. Например, в конце рабочего дня, когда предприниматель уже закрывается, к нему подходит молодой человек и просто умоляет продать ему торт – у девушки день рождения, неудобно с пустыми руками приходить.

Продавец отвечает, что он уже все закрыл и просто не может ничего продать. Однако покупатель не унимается. В конце концов предприниматель все-таки отдает ему этот торт, и тут неожиданно появляется второй молодой человек, уже с удостоверением. Естественно, продавцу приходится платить штраф. Другая «схема» выглядит приблизительно так – приходят проверяющие, смотрят, какое время показывает табло на кассе. Выясняется, что по их часам «касса отстает» на три минуты. Как результат – предприниматель снова платит штраф. К сожалению, таких примеров можно привести очень много. Вот так, собственно, и появляются штрафы в 5 000 000 рублей.

Материал подготовлен при содействии московского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

Начать дискуссию