Экономика России

На гребне второй волны пандемии: что будет с онлайн-спросом и ценами на товары первой необходимости

Ко второй волне коронавируса онлайн-покупатели адаптировались к сложившейся ситуации и их поведение стало на редкость рациональным. Как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем?
На гребне второй волны пандемии: что будет с онлайн-спросом и ценами на товары первой необходимости

Ко второй волне коронавируса онлайн-покупатели адаптировались к сложившейся ситуации и их поведение стало на редкость рациональным. Как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем?

Ежедневный прирост количества заболевших COVID-19 в России бьет все рекорды. Снова отменяются концерты, офисные сотрудники, школьники и студенты уходят на «удаленку», а в магазины не пускают без масок и перчаток. Во многом ситуация напоминает весеннюю, хотя и не все опробованные тогда ограничения вступили в силу. Например, не стали закрывать ТЦ и рестораны, справедливо полагая, что многие бизнесы из этого сегмента второго такого опыта просто не переживут.

Первая волна пандемии серьезно ускорила и так давно наметившуюся цифровизацию и выход продавцов в онлайн. Так, сильнее всего росло число онлайн-продаж в следующих товарных категориях:

  • продукты питания и товары первой необходимости — на 150%;
  • онлайн-образование — на 99%;
  • цветы — на 74%;
  • косметика — на 61%;
  • товары для спорта — на 51%;
  • благотворительность — на 28,8%;
  • готовая еда и фастфуд с доставкой на дом — на 23%;
  • электроника — на 17%;
  • книги — на 12%;
  • одежда — на 6%.

Ко второй волне люди пришли уже более подготовленными: нет той паники и желания скупать товары впрок, как это было в первую волну. Да и финансовое положение многих граждан не позволяет им совершать такие покупки. Ведь, как известно, первая волна «коронакризиса» знатно «проехалась» по экономике: многие компании закрылись, а люди отмечают снижение доходов.

Так, по данным Росстата, в первом полугодии 2020 года доходы россиян сократились на 3,7%, к концу года ожидается, что этот показатель составит 3%. Выросла доля россиян, живущих за чертой бедности: в 2019 году она составляла 12,3%, а по результатам первого полугодия 2020-го — 13,2%.

Партнеры CloudPayments отмечают, что взрывного роста онлайн-спроса на те товарные категории, которые пользовались наибольшей популярностью в первую волну, в октябре 2020 года не происходит. Хотя в некоторых категориях, он, безусловно, сохранился. Так, по данным маркетплейса Goods.ru, за первые 15 дней октября было куплено в два раза больше медицинских масок и перчаток по сравнению с соответствующим периодом сентября. Наученные первой волной пандемии, люди запасаются столь необходимыми сейчас товарами впрок.

Сохранилась динамика роста спроса на онлайн-доставку продуктов. Онлайн-супермаркет Family Friend говорит о росте спроса на 25% в первой половине октября по сравнению с соответствующим периодом сентября. При этом ажиотажного спроса на крупы и консервы, как это было в первую волну, не наблюдается.

На мой взгляд, вырастет и спрос на косметику. Особенно это касается товаров для ухода за кожей, ведь постоянное ношение масок и перчаток, а также использование антисептиков крайне негативно сказываются на ее состоянии. Росту спроса также способствуют различные маркетинговые акции онлайн-магазинов.

Спрос на онлайн-образование также увеличится, тем более что рост в этой категории начался еще в сентябре, а сейчас его подстегнет массовая «удаленка».

Подрастут и онлайн-продажи одежды: несмотря на то что магазины и ТЦ открыты, посещение их все же сопряжено с некоторым риском заражения, а сейчас, когда меняется сезон, новая одежда понадобится многим, а купить ее в онлайне проще и безопаснее.

А вот роста онлайн-продаж электроники и товаров для спорта, скорее всего, не будет. Во-первых, люди ими закупились еще в первую волну. Во-вторых, сейчас, когда ситуация в экономике непростая, люди стараются тратить деньги только на самое необходимое и по возможности не совершать крупных покупок, например дорогих гаджетов или спортивных тренажеров. В-третьих, из-за роста курсов доллара и евро к рублю цены на электронную технику повышаются, что также не способствует увеличению продаж.

Еще одна интересная тенденция «коронакризисных» онлайн-продаж — увеличиваются продажи с помощью мессенджеров и социальных сетей, а также через крупные маркетплейсы, через которые многие офлайн-магазины переводили продажи в Интернет. Растет и доля продаж с помощью Apple Pay и Google Pay.

К сожалению, стоит ожидать роста цен в онлайне на продукты питания, лекарства и медицинские товары, одежду, товары повседневного спроса, бытовую технику, электронику и средства связи. Этот рост обусловлен, во-первых, ростом курса доллара и евро по отношению к рублю. Во-вторых, с отменой ограничения ставки интернет-эквайринга в размере 1% по этим товарным категориям бизнес вряд ли захочет снижать «привычный» в период ограничений уровень маржи. По нашим прогнозам, в зависимости от товарной категории рост цен будет варьироваться от 5% до 7%.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру