Отраслевой учет

Особенности налогообложения международных грузоперевозок

Международные перевозки – дело хлопотное. Доставка товара от продавца покупателю – это самостоятельный бизнес. Он привлекает пристальное внимание налоговых служб. Чтобы не давать им лишнего повода для налоговых претензий, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора.

О. Сумина, юрист

Международные перевозки – дело хлопотное. Доставка товара от продавца покупателю – это самостоятельный бизнес. Он привлекает пристальное внимание налоговых служб. Чтобы не давать им лишнего повода для налоговых претензий, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора.

Прикреплённый файл (6 Kb)

Степень транспортной нагрузки, возлагаемой на каждую из сторон договора купли-продажи, зависит от того, в каком пункте риск гибели товара переходит от продавца к покупателю. Переход может произойти на складе продавца, в момент передачи товара перевозчику, после доставки товара к месту разгрузки или на территории страны покупателя*. Это определяет выбор варианта доставки.

Перевозка

Если договором предусмотрен «самовывоз» со склада продавца, то его расходы минимальны. Упаковать и погрузить товар почти любая компания может самостоятельно. А вот когда транспортировка предполагает много этапов, собственными силами обойтись трудно. Содержание мощной транспортной службы для выполнения международных рейсов не всегда экономически оправданно. Вполне естественно, что львиную долю работ по доставке поручают специализированным компаниям.

В отдельных случаях бывает достаточно заключить договор перевозки. По этому договору транспортная компания берет на себя обязательство доставить вверенный ей груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен оплатить доставку (ст. 785 ГК РФ).

Условия перевозки на территории России регламентируют отраслевые нормативные акты. «Правила и общие требования обслуживания грузоотправителей и грузополучателей...» устанавливают порядок железнодорожных перевозок (указание МПС РФ от 6 декабря 1995 г. № С-932). На автомобильном транспорте действуют «Общие правила перевозки грузов...», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. и Устав автомобильного транспорта, принятый постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12. В воздухе применяются «Правила международных воздушных перевозок...», утвержденные МГА СССР 3 января 1986 г. № 1/И. В морском судоходстве действуют нормы «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

Отправитель обязан составить документы, сопровождающие передачу груза на всех этапах транспортировки. Форма, количество экземпляров, порядок заполнения перевозочных документов определяются отраслевыми кодексами, уставами, правилами. Эти документы, помимо всего прочего, служат для признания заключенного договора договором перевозки. Они подтверждают обоснованность расходов, как того требует пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Без них договор может быть квалифицирован иначе. В этом случае исполнителю нельзя будет уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оказанием транспортных услуг (письмо УМНС по г. Москве от 7 июля 2003 г. № 26-12/37027). Договор перевозки может быть переквалифицирован и по другой причине: в связи с расширением перечня услуг, которые берется оказать перевозчик.

Транспортная экспедиция как посреднический договор

Протяженность маршрутов, пересечение государственных границ вынуждают сторону, ответственную за доставку товара, помимо транспортировки провести ряд дополнительных операций. Обязательными становятся: выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов, проверка количества и состояния груза, его погрузка, выгрузка, хранение и получение в пункте назначения. Оказание подобных услуг регламентирует договор транспортной экспедиции. По этому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить услуги, связанные с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Исполнить свои обязательства экспедитор может самостоятельно, а если условия договора допускают, то и привлечь для этого третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). Это право экспедитора служит основанием для работников налоговой инспекции усматривать в транспортной экспедиции признаки посреднической деятельности. Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит четкого положения о наличии элементов посредничества при исполнении договора транспортной экспедиции. Но, судя по официальным разъяснениям, к нему следует применять схемы налогообложения, как по договору комиссии и подобных ему (письмо УМНС по г. Москве от 20 ноября 2002 г. № 24-11/56384).

Последствия такого подхода особенно ощутимы при расчете налога на добавленную стоимость. Фирма, которая за плату действует в интересах другого лица, должна перечислить НДС со всей суммы вознаграждения (ст. 156 НК РФ). В данном случае она не имеет права применить налоговые вычеты. Ведь все расходы по выполнению поручения возмещает заказчик, значит именно у него входной НДС будет предъявлен к вычету.

Для целей налогообложения НДС «посредником» может стать и транспортная компания. Когда перевозчик экспедирует груз, узкие рамки договора перевозки не отвечают его содержанию. На такой комплексный договор распространяются правила транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).

Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 5056/98 указано, что деятельность исполнителя по договору транспортной экспедиции не всегда относится к посреднической.

Несколько прояснить спорную ситуацию можно, если обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17). Он содержит открытый перечень экспедиторских услуг, но только часть из них прямо характеризует как посреднические: «...посреднические операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов, посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете...» (подгруппа 633 раздела I части III ОКДП). Очевидно, что не все составляющие комплекса услуг экспедитора имеют признаки посредничества. На это обращают внимание и арбитры (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 июля 2001 г. по делу № Ф08-2023/2001-628А).

Сократить риск налоговых споров можно при подготовке проекта договора и в момент составления отчета исполнителя. Его обязанности нужно подробно расписать и четко сформулировать, как именно будут организованы все услуги: самостоятельно или силами других компаний, точно указать размер вознаграждения. Тогда при поступлении денег нетрудно будет распределить общую сумму в соответствии с условиями договора. И для каждой части применить соответствующий порядок налогообложения. Например, особо оговорить обязанность исполнителя заключить договор с перевозчиком. И тут же обозначить комиссионное вознаграждение за эту услугу. Вторым пунктом поручить экспедитору расфасовать и упаковать груз с указанием стоимости этих работ. В эту стоимость могут быть включены расходы на приобретение материалов для упаковки, оплату труда и сопутствующие страховые взносы, аренду помещений и/или амортизацию. Отдельной строкой надо прописать сумму денег, передаваемых для уплаты таможенных пошлин и сборов. И в таком же порядке составить отчет об исполнении поручения, выделив сумму вознаграждения, стоимость услуг, оказанных своими силами, возмещаемые расходы с приложением подтверждающих документов.

Схема налогообложения зависит не только от варианта квалификации договора. Для того чтобы заплатить налоги (например НДС), необходимо определиться с местом реализации услуг. А при международных перевозках оно становится «неуловимым».

НДС. Место реализации услуг

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации работ и услуг следует определять в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса РФ. До 1 января 2006 года для разных видов транспорта порядок определения был неодинаков. Дополненная редакция статьи устанавливает единые правила для перевозчиков на всех видах транспорта. Местом реализации будет считаться территория Российской Федерации, если одновременно выполняются два условия:

  • перевозчиком** является российская организация или индивидуальный предприниматель;
  • один или оба (начальный и конечный) пункты перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148).

При этих условиях набор вариантов, когда Россия признается местом реализации услуг, ограничен (см. таблицу в прикрепленном файле).

Эта схема не распространяется на услуги по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита. Для таких услуг имеет значение место осуществления деятельности перевозчика. Если этим местом признана территория России, то и она же будет считаться местом реализации услуг по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Подтвердить место выполнения работ (оказания услуг), могут следующие документы:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • акты (отчеты и т. п.) приемки выполненных работ (п. 4 ст. 148 НК РФ).

Тем, кто вынужден применять положения статьи 148 Налогового кодекса, необходимо иметь в виду, что действующая ее редакция является результатом нескольких этапов законотворчества. От раза к разу изменяя и дополняя текст, законодатели предложили в итоге противоречивый вариант, сочетающий и разрешительные новации (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) и ограничительные нормы прошлых лет (п. 2 ст. 148 НК РФ). Если в качестве перевозчика выступает иностранная организация, то вновь введенный подпункт (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) в любом случае не признает российскую территорию местом оказания услуг. А пункт 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ обязывает местом реализации услуг транспортной иностранной организации признать Россию, если хотя бы один из пунктов назначения или отправления расположен на ее территории. На наш взгляд, в споре на эту тему нужно апеллировать не к букве, а к духу закона, ведь вновь введенный подпункт 4.1 пункта 1 соответствует общей логике статьи 148, а противоречащая норма пункта 2 ее разрушает.

Разобравшись с объектом налогообложения, следует определиться с налоговой ставкой.

Для кого НДС 0 процентов?

Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка. В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.

Однако арбитры встают на сторону налогоплательщиков и признают, что экспедиционная деятельность непосредственно связана с реализацией товаров (например, постановления ФАС Московского округа от 8 апреля 2004 г. по делу № КА-А40/2447-04, Северо-Западного округа от 18 марта 2003 г. по делу № А56-20966/02).

Перечисленные услуги облагаются по ставке 0 процентов и в том случае, когда они связаны с импортом товаров. А также в отношении товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0 процентов также применяется для работ и услуг по перевозке и транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При установлении налоговой ставки по НДС Налоговый кодекс выделяет отдельным пунктом международные перевозки железнодорожным транспортом. С 1 мая 2006 года они облагаются по нулевой ставке, если связаны с экспортом или вывозом продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ). На железнодорожные перевозки импорта ставка 0 процентов не распространяется.

Нулевой НДС усиливает привлекательность международной транспортно-экспедиционной деятельности. Однако зачастую обосновать нулевую ставку бывает нелегко. Даже тому, кто приложит максимум усилий, успех гарантировать нельзя.

Преимущество или наказание

В случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18@). Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:

  • контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
  • выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
  • таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).

Некоторое уменьшение списка требуемых документов (по сравнению с 2005 годом) с лихвой компенсируется тем, что порядок подачи остался прежним. Те организации, которые не обязаны предъявлять таможенные документы, должны представить остальной пакет вместе с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Но не всегда обязательства сторон по международным контрактам можно исполнить в течение одного налогового периода. И к моменту подачи декларации некоторые документы (например выписки с банковского счета о зачислении выручки) просто не существуют в природе. Значит, и подтвердить обоснованность ставки 0 процентов не представляется возможным. Поэтому необходимо будет применить ставку 18 процентов. При этом заказчик (покупатель) не имеет права принять к вычету входной НДС, рассчитанный по завышенной ставке. Короче, исполнителю остается только уплатить 18-процентный налог за счет собственных средств. А впоследствии, когда все документы будут готовы, нужно будет предъявить их вместе с налоговой декларацией для возврата ранее уплаченных сумм. Налоговая инспекция вправе рассматривать и проверять полученные бумаги в течение трех месяцев, а если сочтет обоснования недостаточными, то и отказать в возмещении налога (п. 4 ст. 176 НК РФ).


* Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.

** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания. НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

внимание

Руслан Украинский, юрист компании «Гарант»:

«Посредничество с правовой точки зрения – это выполнение юридически значимых действий, совершение сделок в интересах другого лица. В договоре транспортной экспедиции лучше четко указать, что в данном случае экспедитор действует как комиссионер или поверенный. Это внесет ясность в вопросы налогообложения. Правда, при условии, что и в сумме вознаграждения по договору будет выделена та часть, которая причитается за выполнение функций комиссионера или поверенного».

Начать дискуссию

Прохождение медосмотра в выходные надо оплачивать. Причем в двойном размере

Определенные категории работников должны проходить периодические медицинские осмотры. Организовать это мероприятие должен работодатель за свой счет.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Вклады

Госдума собирается запустить жилищные вклады в 2025 году

Новый инструмент для накопления сбережений позволит получать больше процентов, закрыть ипотеку. Жилищные вклады будут застрахованы на 10 млн рублей.

Оспаривание НДС и должная осмотрительность при выборе контрагентов

Рассказываем, когда налоговые органы могут оспорить право на принятие входного НДС к вычету и что такое должная осмотрительность при выборе контрагентов.

Оспаривание НДС и должная осмотрительность при выборе контрагентов
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Трудовое право

Ключевые отличия трудового договора и договора ГПХ. Как не ошибиться в терминологии. Мини-курс

Рассказываем в мини-курсе, какие ключевые отличия между трудовыми договором и договором ГПХ нужно знать, чтобы не возникло вопросов от налоговой.

Ключевые отличия трудового договора и договора ГПХ. Как не ошибиться в терминологии. Мини-курс

Росреестр поддержал самозапрет на совершение сделок с недвижимостью

Для защиты владельцев жилья от мошенников на портале Госуслуг появится возможность установить самозапрет на сделки с недвижимостью.

Банки

Покупателям могут ограничить право на получение кешбэка

Клиенты банков злоупотребляют бонусными программами, получают кешбэк, а потом возвращают товары, указывая для перечисления средств вторую карту, чтобы сохранить бонусы на первой.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥Обзор новостей: ученые успешно разморозили мозг, Россия и Китай навсегда перестали использовать доллар, ставку могут повысить в июне

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Налоговые лазейки будут ликвидированы, реестр работодателей с нелегальной занятостью, налоговая нагрузка. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Как бухгалтеру перестать бояться технологий и начать их использовать

Приходилось ли вам ощущать себя несовременным в мире, где ежедневно появляются новые устройства, программы и облачные сервисы? Страх новых технологий присущ людям разных профессий и возрастов. Бухгалтеры тоже сталкиваются с этой проблемой. Рассказываем, как перестать бояться технологий и обратить их себе на пользу.

Как бухгалтеру перестать бояться технологий и начать их использовать

Будет новый способ управлять согласиями на свои персональные данные

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.

Фонд SBSC от Сбера. Инвестиции в акции малой и средней капитализации

Ожидание: «Псс, парень, хочешь купить доли в нескольких десятках компаний третьего и четвёртого эшелонов?» Реальность: «Ну вот, опять скучный второй эшелон, они бы туда ещё Газпром нефть добавили, умники, блин». Как вы поняли, смотрим фонд от УК Первая (которая не Сбер, но мы-то знаем, что это Сбер). Акции средней и малой капитализации — SBSC.

Фонд SBSC от Сбера. Инвестиции в акции малой и средней капитализации

В новых регионах станет проще расширять бизнес и создавать новые рабочие места

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Может ли директор быть главным бухгалтером: правовые и практические аспекты

Вопрос о том, может ли директор компании одновременно занимать должность главного бухгалтера, является довольно спорным и вызывает много дискуссий как в юридической области, так и среди бизнес-сообщества. Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения различных аспектов.

Пенсии

В пенсионный стаж войдет период военной службы в новых регионах

Тем, кто проходил военную службу в новых регионах до их объединения с Россией, засчитают этот период в стаж для формирования пенсии.

Ответственность бухгалтера: материальная, административная, уголовная, субсидиарная. Кто отвечает за нарушения после увольнения главбуха? + Памятка для скачивания

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета может распространяться не только на период работы, но и выходить за его пределы. Новому главбуху тоже не стоит расслабляться, если не заметить вовремя ошибку предшественника, отвечать за нее придется самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.