Право

Что нужно для открытия филиалов иностранных компаний в других странах?

Провели небольшое сравнение процедур открытия в Германии, Франции и Великобритании.
Что нужно для открытия филиалов иностранных компаний в других странах?

24 августа 2021 года вступили в силу изменения в ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», в результате чего срок рассмотрения документов для аккредитации филиала или представительства иностранной компании налоговой службой сокращён с 25 до 15 рабочих дней.

Среди нововведений — возможность приостановки процедуры аккредитации, предусмотренная для оперативного внесения корректировок в документы при обнаружении аккредитующим органом недочётов или иных недостатков в представленном комплекте. Безусловно, эти изменения были приняты в результате того, что законодатель пошёл навстречу иностранному бизнесу, которому для установления своего присутствия на российском рынке необходима большая гибкость и оперативность.

Вероятнее всего, при подготовке соответствующего законопроекта члены комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству также стремились к тому, чтобы процедура открытия филиалов была более «либеральной» в сравнении с аналогичными процедурами за рубежом. Как происходит открытие филиалов иностранных компаний в других странах?

Центр обучения «Клерка» приглашает на бесплатный вебинар об отчетности за 9 месяцев 2021 г.: подробнее тут.

Во Франции

В соответствии с положениями торгового кодекса Франции, для открытия филиала в этой стране заявитель должен сдать в Торговую палату по две заверенные нотариусом копии каждого из следующих документов:

  • устав иностранной компании;
  • свидетельство о регистрации;
  • документ квалификации или одобрения (лицензии) для определенных видов деятельности, которые будут выполняться филиалом во Франции;
  • документ, подтверждающий владение помещением, в котором будет расположен филиал (или право использовать эти помещения);
  • документ о назначении руководителя филиала во Франции.

Также в регистрирующий орган подаётся заявление по форме, утверждённой Регистратором компаний Франции для регистрации филиала, а также оплачивается сбор в размере 70 евро (около 6000 рублей на момент публикации статьи). Все документы должны быть заверены уполномоченными органами и переведены на французский язык.

Регистрация филиала в Реестре Торговли и Компаний занимает не более 15 дней с момента подачи требуемых документов. Филиалы регистрируются на бессрочной основе Торговой палатой, после чего становятся на учёт в налоговой.

В сравнении с комплектом документов для открытия филиала в России, объём документов для открытия филиала во Франции меньше, однако наиболее значимым обстоятельством является необходимость предоставить лицензии на отдельные виды деятельности уже на стадии регистрации филиала. С учётом подготовки комплекта документов для лицензии и его рассмотрения компетентным органом, получение такой лицензии может занять ещё 2-3 недели. Таким образом, общий срок на открытие филиала составит минимум полтора месяца.

В Германии

В Германии компании предоставляют в Реестровый суд по месту учреждения филиала следующие документы:

  • копию учредительного документа;
  • копию документа, подтверждающего «активное состояние» компании (выписку из торгового реестра или аналогичный документ из страны инкорпорации головной копании);
  • лицензию/лицензии на лицензируемые виды деятельности филиала;
  • доверенность на руководителя филиала.

Открытие филиалов иностранных компаний в Германии регулируется Торговым кодексом (раздел 13), устанавливающим подробный перечень информации, который головная компания должна направить в регистрирующий орган при открытии филиала. Эта информация практически совпадает с той, которую указывают в заявлении для аккредитации филиала в России. Как правило, она в полном объёме содержится в выписках из торгового реестра.

В связи с необходимостью получения лицензии, общие сроки завершения всех процедур для внесения записи о филиале в торговый реестр аналогичны тем, которые указаны для Франции. Как и в случае с филиалами во Франции, немецкие филиалы иностранных компаний не ограничены регистрирующим органом сроком действия.

В Великобритании

В Великобритании Положения об иностранных компаниях устанавливают следующий набор документов для открытия филиала:

  • заявление по установленной регистратором компаний форме;
  • нотариальная копия учредительных документов головной компании;
  • нотариальная копия свидетельства о регистрации головной компании;
  • нотариальная копия Сертификата надлежащего состояния головной компании.
  • копия бухгалтерской отчётности компании за последний отчётный период в стране инкорпорации.

Регистрационная палата принимает документы с заверенным переводом на английский язык, если оригиналы составлены на языке, отличном от английского. Также оплачивается пошлина в размере 20 фунтов стерлингов (около 2000 рублей на момент публикации статьи). Единственное значительное отличие в наборе документов для открытия филиалов в Великобритании состоит в необходимости предоставления бухгалтерской отчётности. Вероятнее всего, для британской регистрационной палаты необходимо подтверждение того, что компания ведёт активную деятельность в стране инкорпорации.

Важно, что получение лицензии на вид деятельности (если она требуется) в Великобритании происходит уже после регистрации филиала. В случае отсутствия каких-либо проблем с документами процесс регистрации занимает не более 2 недель, после чего филиал действует без ограничений по сроку действия.

Выводы

Сравнивая процедуры открытия филиалов иностранных компаний в других странах с аккредитацией филиалов в России, можно прийти к выводу, что имеются некоторые отличия. В большинстве европейских юрисдикций регистрация и учёт филиалов иностранных компаний осуществляется торговыми палатами или аналогичными им структурами. 5 лет назад такое практиковалось и в России, сейчас же роль Торгово-Промышленной Палаты РФ снижена, и она участвует в процессе открытия филиала лишь на этапе заверения численности иностранных сотрудников филиала.

Наиболее значительным отличием является необходимость получения лицензий в некоторых странах до регистрации самого филиала. В России получение лицензии не является условием получения аккредитации. Подать документы на получение лицензии можно после успешного открытия филиала, что можно расценивать как «конкурентное преимущество» в сравнении с процедурами во Франции, Германии и некоторых других странах.

В то же самое время нельзя не отметить, что для открытия филиалов иностранных компаний в этих странах требуется намного меньшее количество денег, чем при аккредитации в России (120000 рублей государственной пошлины и 18000 рублей сбора в Торгово-Промышленную Палату РФ). Несмотря на то, что регистрирующие сотрудники во всех странах выполняют по сути один и тот же объём работы при проверке документов, иностранные компании при открытии филиалов в России платят за процедуру в 20 раз больше, чем в некоторых других странах.

Возможно, имеет смысл пересмотреть стоимость государственной услуги по аккредитации для дальнейшего совершенствования процедуры и в целом подхода к иностранному бизнесу в России.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.