ЭДО в кадровом учете

КЭДО — будущее или уже настоящее?

Реальность, в которой мы живем, не стала неожиданностью, но путь был тернист.
КЭДО — будущее или уже настоящее?
Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

— «Срочно зайди в отдел кадров!»

— «А где они сидят?..»

Как всё начиналось

Первым шагом к переходу на кадровый электронный документооборот (КЭДО) можно считать 2006 год — вышел 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Затем:

  • 2011 — 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
  • 2013 — изменения в 197-ФЗ, касающиеся особенностей регулирования труда дистанционных работников;
  • 2017 — изменения в 86-ФЗ, разрешающие использование электронных больничных листов;
  • 2018 — первый эксперимент по электронному кадровому документообороту, регламентированный приказом Минтруда № 194 от 26 марта 2018 года «О проведении эксперимента по переводу в электронную форму документов и сведений о работнике по вопросам трудовых отношений»;
  • 2019 — 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде, введение электронных трудовых книжек;
  • 2019 — 48-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором было принято, что СНИЛС будет предоставляться человеку в виде электронного или бумажного уведомления;
  • 2020 — 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу, второй эксперимент Минтруда по внедрению электронных кадровых документов;

И, наконец, главное — 22 ноября 2021 принят 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской федерации». Этот закон описывает электронный документооборот в сфере трудовых отношений.

В итоге сегодня в электронном виде можно работать со всеми кадровыми документами, за исключением:

  1. акта о несчастном случае на производстве;
  2. приказа об увольнении;
  3. журналов инструктажа по охране труда (их нужно дублировать на бумаге).

Плюсы КЭДО

Для сотрудников

  • Доступность кадровых сервисов — чтобы сформировать заявление, нужен только мобильный телефон.
  • Нет необходимости посещать офис.
  • Оперативность согласования и выполнения кадровых запросов.
  • Прозрачность трудовых возможностей: сотрудник в любой момент видит, сколько осталось отпуска, какой отпуск он может «монетизировать», можно ли выйти сверхурочно и т.д.

Для работодателя

  • Увеличение географии найма и кадрового сопровождения сотрудников.
  • Экономия бюджета (сокращение использования бумаги и других расходных материалов, меньше затрат на логистику и организацию архива).
  • Снижение операционных затрат (отправка уведомлений, ограничения и проверки согласно ТК, отслеживание полноты и своевременности подписания документов — все контролирует информационная система).
  • Минимизация ошибок ручного ввода.
  • Эффективное планирование и учет рабочего времени.

То, что раньше было рутиной и потерей времени, теперь делается в несколько кликов, не требуя даже присутствия на рабочем месте. «Перегулять» отпуск или отработать больше положенных сверхурочных часов из-за человеческого фактора становится невозможным — система берет эту зону ответственности на себя.

КЭДО — это не блажь. Это дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда — использование КЭДО усиливает HR-бренд работодателя и показывает, что компания идет в ногу с современными технологиями.

С учетом планов Минтруда на 2023 год переход на КЭДО сейчас — еще и опережающий шаг: сделать это в комфортных условиях, не дожидаясь, когда КЭДО станет обязательным для работодателя, а за ошибки в процессе будут штрафовать.

Что ждет впереди

В перспективе 1-3 лет

Для работодателя — максимальная автоматизация рутинных и транзакционных операций. Создать приказ, сформировать отчет в госорганы, сформировать справку и так далее — все это будет выполняться автоматически.

Для сотрудника:

  • упрощение и ускорение взаимодействия с сервисами. Достаточно ввести 1-2 слова — система предложит набор возможностей или предоставит ответ на запрос, останется только выбрать и нажать «оформить».
  • рост трудовой грамотности. Система будет не только контролировать возможности, но и предлагать их — например, получить компенсацию за отпуск;)

В перспективе 4-6 лет

Для работодателя — рост предиктивной аналитики, автоматизация HR-индикаторов, несущих риски для работодателя.

Для сотрудника — интеграция рабочих и пострабочих сервисов с использованием «Госуслуг» и ЕСИА:

  • синхронизация личных календарей и событий с рабочими процессами. Например, при формировании графика отпусков доступна информация о днях рождения членов семьи и о брони на фестиваль, который вы пропустили в прошлом году. Ребенку поставили финальное выступление, которое пересекается с работой — система подскажет заранее оформить соответствующее заявление.
  • формирование заявления на диспансеризацию с одновременной записью в медучреждение;
  • пригласили в госучреждение для получения услуги в рабочее время (например, сфотографироваться на загранпаспорт) — останется только подтвердить, и заявление на отсутствие в это время будет передано работодателю.

Как выбрать информационную систему с КЭДО

Очень важный вопрос. Многие совершают ошибку, учитывая только закрытие потребности здесь и сейчас. Важно при выборе решения обратить внимание на возможности адаптации, расширения и масштабирования.

Адаптация

Да, процессы КЭДО регламентированы, а большинство решений предлагают адаптацию и поддержку своей информационной системы при изменении законодательства.

Но! Большинство компаний при внедрении КЭДО дорабатывают информационную систему под специфику организации, что при изменении законодательства означает дополнительную (притом трудоемкую) адаптацию системы.

Расширение и масштабирование

Аппетит приходит во время еды, а в процессе использования системы возникают потребности автоматизировать не только HR-процессы, но и другие процессы, смежные с кадровыми. Если выбранное решение не готово закрывать эту потребность — приходится выбирать новую информационную систему в дополнение к уже имеющимся, усложняя тем самым рабочие процессы.

Информационные системы

Закрыть потребность в автоматизации КЭДО позволяют современные Low-code системы, которые предлагают создавать работающие приложения в визуальном конструкторе, упрощая получение результата. Вопросы доработок и адаптации в таких системах быстро решаются готовыми настройками.

Для расширения и масштабирования удобны HRM-системы, в которых раздел КЭДО — одно из направлений. Либо второй вариант — системы, предлагающие КЭДО и имеющие возможность настраивать не только HR-процессы, но и прочие процессы с учетом всех кросс-функциональных связей.

Если подвести итог: КЭДО — это не будущее, а вполне реальное настоящее.

Смотреть вперед или быть в роли догоняющего — каждый бизнес решает для себя сам.

Начать дискуссию

🔥Уже сегодня на тренинге научимся составлять идеальный договор с самозанятым!

Подготовьтесь к мониторингу Минтруда по самозанятым и проверьте договоры с СМЗ. Составьте идеальный договор с СМЗ чтобы уменьшить риски.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Коллекторам запретили заниматься долгами по ЖКХ

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для взимания с граждан долгов за жилищно-коммунальные услуги.

❗ Изменили правила заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как открыть шашлычное кафе. Секреты начинающего предпринимателя

Шашлык — это одно из тех блюд, которые всегда пользуются популярностью у русских людей. Именно поэтому открытие шашлычной может стать отличным вариантом для старта собственного бизнеса в сфере общественного питания. Но как же правильно запустить свою шашлычную и добиться успеха?

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?

Если создать несколько юрлиц и ИП неправильно, можно получить обвинение в злоупотреблении правами с целью остаться на спецрежиме или применять иные льготы, которые распространяются на МСП.

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?

💥Обзор к утру вторника: изъятие российских активов разрушит мировую экономику, мутация на МКС, отказ от полетов Turkish Airlines

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

К кому попадет ваша биометрия? / Штраф до 1 млн рублей за СПАМ / Какие выплаты положены пенсионерами

Добрый день, уважаемые коллеги! Ребята, я вот даже не знаю, у меня для вас есть новости хорошие и есть не очень хорошие. Вот как бы вы предпочли начинать просмотр роликов: с хороших новостей или с не очень хороших новостей? Мне интересно будет узнать ваше мнение в комментариях. Ну, а начну, наверное, с не очень хороших новостей.

Банки

Вдвое больше россиян открыли брокерские счета: чьи акции в топе

🔥 Сбер: «Наши клиенты активно приходят на фондовый рынок. Важно, что это устойчивый интерес: мы не видим резких перепадов или движений из стороны в сторону».

Условия для выплаты дивидендов и ограничения

Один из самых популярных способов получения дохода от прибыли — дивиденды. При этом следует не нарушать ограничения, которые предусмотрены законом. Рассказываем, на что обратить внимание. 

Условия для выплаты дивидендов и ограничения

Что такое обеспечительный платеж по договору аренды: когда он нужен и когда подлежит возврату

Нередко в процессе заключения сделок стороны требуют гарантий того, что обязательства будут исполнены. В таких ситуациях пользуется популярностью механизм обеспечительного платежа. В договорах его называют по-разному — депозит, гарантийный или страховой платеж. Гарантом служат денежные средства или ценные бумаги.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала рассчитываться в рублях: что это дает

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

IPO МТС Банка, или как готовить яйца правильно

Рецепт удачного IPO: немного объёма, обещания высоких дивидендов, капелька хайпа, и всё это под соусом фантастической финансовой отчётности. МТС Банк определился с датой IPO и ценами. 25 апреля завершится сбор заявок, а уже 26 апреля акции начнут торговаться. Цена от 2 350 до 2 500 рублей за акцию.

IPO МТС Банка, или как готовить яйца правильно
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Из бункера должен быть запасной выход. Какие риски необходимо проработать предпринимателю

Любой бизнес можно разложить на процессы: отношения с работниками / самозанятыми, обработка персональных данных клиентов, хранение денег и проведение оплат, интеллектуальная собственность и т.д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Иногда УК должна управлять домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

​А была ли реализация? Судебная практика

Как мы уже не раз говорили налоговые органы считают подозрительными практически любые сделки, совершенные налогоплательщиками. Однако, результат каждой налоговой проверки все же зависит от того, сможет ли инспекция собрать полный набор доказательств виновности налогоплательщика применительно к конкретному случаю

Мошенничество

Раскрыта мошенническая схема с бесплатным Wi-Fi

Посетители московских аэропортов столкнулись c одной из мошеннических схем: попытались подключиться к Wi-Fi и лишились телеграм-аккаунта.

Банки

Банки будут платить повышенную ставку в фонд страхования вкладов

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Банки

Регулятор Гонконга сообщил, что банки региона не обязаны следовать антироссийским санкциям

Первый официальный дебош против вторичных санкций США.

Патентные поверенные из новых регионов могут не оплачивать экзамены

Путин принял закон о льготном периоде аттестации патентных поверенных. Он продлится до 1 января 2026 года.

Интересные материалы

Социальные предприниматели заработали больше 102 млрд рублей

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.