Маркировка рекламы

Маркировка рекламы в 2023 году: новый закон, токены, ОРД, ЕРИР, штрафы

Разбираемся, кому, зачем и как маркировать рекламу в 2023 году. Верные действия помогут избежать штрафов до 500 тыс. рублей.
116,1 тыс. 33,5 тыс.
Маркировка рекламы в 2023 году: новый закон, токены, ОРД, ЕРИР, штрафы

В прошлом году в закон от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» были внесены значимые поправки.

Главным образом, они коснулись правил размещения рекламы в интернете. Теперь огромное количество бизнесменов-рекламодателей, площадок для рекламы и рекламных агентств вынуждены следовать новому порядку.

Всякую рекламу в интернете требуется маркировать, а данные о ней — передавать в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД).

Каждый участник цепочки публикации рекламы обязан подавать сведения о размещенной онлайн рекламе в Роскомнадзор. За молчание или нарушение нового закона о рекламе предусматривает штрафы на сотни тысяч.

Кого касается закон о маркировке рекламы

Маркировка касается всех, кто дает рекламу, производит ее или как-то иначе касается рекламной цепочки. То есть, по сути это:

  • рекламодатели (собственники, производители или продавцы рекламируемых товаров, услуг);

  • рекламные агентства

  • рекламные площадки и блогеры.

Подробнее о критериях написано в постановлении Правительства от 25.05.2022 № 948.

Новые правила заработали с 1 сентября 2022 года.

Переходный период закончился 1 ноября 2022 года. Теперь маркировка обязательна для всех.

Курс повышения квалификации «Бухгалтер на ОСНО: налоговая и бухгалтерская отчетность»

Обучение с экспертной поддержкой и тестированием по программе 2024 года: вы научитесь всему, что необходимо бухгалтеру знать для заполнения и сдачи отчетов общей системы, отработаете заполнение деклараций, будете уверены в своих навыки и сдадите отчетность в налоговую без ошибок! Сейчас на курс действует максимальная скидка 79%.

Начать учиться за 5900 руб.

Что и когда нужно маркировать

Поправки к закону о рекламе требует маркировать любую интернет-информацию, которая считаетсярекламой.

Исключения: социальная реклама и теле- и радиореклама, которую продублировали в интернете без изменений. Ее маркировать не нужно.

Согласно статье 3 закона 38-ФЗ информация считается рекламой, если:

  • адресована неопределенному кругу лиц,

  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, создает интерес к нему и продвигает его на рынке.

В новых правилах появился термин «рекламный креатив». Это, по сути, любой элемент рекламы — текст, картинка, видео, баннер, поп-ап, «сториз» в соцсетях и т.п.

Маркировка нужна в следующих случаях:

  1. Производитель или продавец товаров сам размещает рекламу о них на собственном сайте, в своём приложении или на странице в соцсетях.

  2. Компания или ИП рекламирует свою продукцию, работы, услуги через партнера-рекламораспространителя — на другом сайте, странице в соцсетях, у блогера.

  3. Рекламу размещает специальное рекламное илимедиаагентство.

Новый закон о маркировке рекламы не распространяются только на рассылки и push-уведомления — их маркировать не нужно (подробности дальше в статье).

Зачем нужна маркировка рекламы

Благодаря требованиям о маркировке вся интернет-реклама собирается в едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) и будет храниться там 5 лет. 

Данные в реестре доступны всем участникам рекламного рынка, Роскомнадзору, ФАС и налоговой. 

Реестр играет роль своего рода гаранта между рекламодателем и тем, кто распространяет рекламу.

Федеральная антимонопольная служба может оперативно реагировать на неправомерную рекламу, а ФНС — контролирует своевременное и правильное налогообложение.

Вот как профессиональные ассоциации АКАР и АРИР представили схематично процесс взаимодействия между участниками размещения рекламы, оператором, реестром и надзорными органами.

Как выглядит маркировка рекламы

Вот так может выглядеть правильно оформленный рекламный пост, например, в телеграм:

Главные принципы такие:

  • любую рекламу надо сопровождать словом«реклама» и информацией о работодателе (наименование или ссылка на реквизиты);

  • любая реклама должна нести в себе уникальный идентификатортокен.

Токен содержит в себе данные, кто заказал рекламу и кто разместил. 

Токен нужно поместить в кликабельной ссылке или меню adChoice (окошко, которое появляется, когда пользователь наводит курсор на рекламное объявление), чтобы его можно было скопировать. Другой вариант — добавить токен в текст рекламного объявления (как в приведенном примере выше).

Получать токен нужно у оператора рекламных данных(ОРД) и ему же потом отчитаться (об этом поговорим дальше).

Что не нужно маркировать

Из нормативки (распоряжение Правительства от 30.05.2022 № 1362-р) известно, что не надо маркировать:

  • рекламу собственных товаров (услуг) через email-рассылки;

  • реклама собственных товаров (услуг) через электронные сообщения группе лиц (в интернете пишут, что это push-уведомления, но возможно, сюда можно отнести и рассылку WhatsApp или Senler).

Также в интернете пишут, что освобождены от маркировки:

  • Сервисы веб-аналитики (Яндекс.Метрика, Google Аналитика).

  • Сервисы для подготовки отчетов по рекламе (Power BI, Tableau, Klipfolio и подобные).

Действительно, эти сервисы не должны маркировать рекламу потому что не имеют отношения к цепочке размещения рекламы: они не производят рекламу, не публикуют, не получают за нее деньги.

Они исключительно обрабатывают данные и генерируют отчеты. Но в законе о рекламе ничего такого не прописано.

Какие документы помогут разобраться в требованиях о маркировке:

  1. Враспоряжении Правительства от 30.05.2022 № 1362-р — состав информации о диджитал-рекламе и сведения о рекламодателях и распространителях такой рекламы, которые подлежат учету.

  2. В постановлении Правительства от 25.05.2022 № 948 — критерии, по которым распознают рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, обязанных отчитываться о такой рекламе в Роскомнадзор.

Какие обязанности появились о тех, кто размещает рекламу

Теперь у участников цепочки распространения рекламы появились новые обязанности.

Что такое ОРД

Оператор рекламных данных (ОРД) — это компания, которая собирает информацию от всех участников цепочки рекламного размещения и передает ее в ЕРИР. 

Для этого она разрабатывает собственную инфраструктуру, которая упрощает и оптимизирует процесс передачи данных. И как вы уже догадались, за это ОРД берет деньги. Маркировка — платное «удовольствие».

Операторы направляют в ЕРИР следующие сведения:

  • об участниках рынка (ИНН);

  • о заключенных договорах между всеми участниками цепочки;

  • актах, договорах;

  • о рекламных объявлениях: образцах креативов, показах и площадках, стоимости, заказчиках.

Также ОРД хранит рекламные образцы в течение года.

Список ОРД утверждает Роскомнадзор (правила этого списка прописаны в приказе РКН от 11.04.2022 № 62 «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов рекламных данных»).

Сейчас в списке:

  • ВКонтакте;

  • СБЕР;

  • ОРД-А (AmberData);

  • Яндекс;

  • МедиаСкаут;

  • OZON;

  • Вымпелком.

Что такое ЕРИР

Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — это система учета интернет-рекламы, в которую подаются данные о каждом размещении digital-рекламы, предназначенной для пользователей на территории России. Ведет его Роскомнадзор.

Как работать с ОРД

Чтобы промаркировать рекламу, нужно:

  1. получить токен,

  2. поставить на креативе пометку «Реклама»,

  3. разместить на публикации данные о рекламодателе — его наименование, ОГРН (для юрлиц), ИНН, зарегистрированный товарный знак и ссылку на сайт.

Чтобы получитьтокен, нужно подготовить креатив и отправить его в ОРД.Тот запросит в ответ:

  • ИНН,

  • платёжные реквизиты,

  • почтовый адрес,

  • ОГРН и КПП — для компаний,

  • ОГРНИП — для предпринимателей.

Для рекламы в системах Яндекса, ВКонтакте и Ozon определять ОРД не придется — там есть собственные кабинеты ОРД.

При размещении рекламы достаточно внести данные о своем бизнесе в личном кабинете. После этого сервисы сами делают маркировку и передают сведения в ЕРИР.

Для рекламы на других площадках потребуется помощь стороннего оператора — например, для рекламной публикации в Telegram-канале.

Крупные рекламные системы, например, Яндекс.Директ и myTarget, интегрируются с оператором рекламных данных по API и генерируют токены автоматически — бизнесу не нужно запрашивать их отдельно.

Что надо знать рекламному агентству

Агентства, которые обычно выполняют функции посредника между конечным рекламодателем и площадкой, обязаны:

  1. Зарегистрироваться у ОРД как посредники.

  2. Передать отчет о размещенной рекламе. Даже если заказчик не делегировал эту функцию, отчет все равно нужно подавать «от себя».

  3. А если рекламодатель делегировал через договор агентству получение токена и отчетность, тогда у агентства появляется обязанность зарегистрировать креативы, получить токены и разметить рекламу.

Если размещать рекламу через крупные площадки типа Яндекс. Директа, то эти площадки имеют свои аффилированные ОРД, как мы писали выше. Так что токены они присвоят сами и сами передадут отчет в ОРД.

Главное, что нужно сделать — отделить рекламные аккаунты клиентов и бюджеты друг от друга.

Какие обязанности у оператора рекламной системы

Оператор рекламной системы (попросту, рекламная площадка) — это тот, кто показывает рекламу. Это могут быть гиганты Яндекс и ВКонтакте. А может быть и небольшая площадка.

Оператор должен:

  • убедиться в том, что креатив правильно промаркирован: есть надпись «Реклама» и ИНН конечного рекламодателя;

  • получить токен у ОРДа;

  • внедрить токен в рекламный креатив.

После показа площадке требуется отправить ОРД данные с ИНН рекламодателя, составом рекламы, статистикой, информацией об актах и договорах.

Сделать это нужно будет отдельно по каждому рекламодателю.

Какая ответственность за нарушения в рекламе

Меры наказания на нарушение порядка маркировки рекламы прописаны в статье 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе».

Штраф за каждое нарушение:

  • для физических лиц: от 2000 до 2500 рублей;

  • для юридических лиц: от 100 000 до 500 000 рублей.

Выявлением немаркированной рекламы занимаются Роскомнадзор и ФАС.

Создайте собственную бухгалтерскую компанию. Мы научим искать клиентов, поднимать чек, рекламировать свои услуги в рамках закона, грамотно проводить переговоры и составлять договоры для безопасной работы. Смотрите бесплатный демо-урок из курса «Бухгалтер на аутсорсе».

Заключение

Если вы – рекламодатель, то вам надо:

  • привести в порядок договоры, указать, кто получает токены и предоставляет информацию в ЕРИР;

  • следить, чтобы на рекламных креативах была маркировка «Реклама» и ИНН рекламодателя.

Если вы — агентство, то:

  • разделите рекламные аккаунты клиентов и бюджеты;

  • приведите в порядок договоры, укажите, кто получает токены и предоставляет информацию в ЕРИР;

  • также следите за маркировкой.

Комментарии

26
  • Татьяна Никанорова

    Уважаемый клерк! Вы наверное забыли дать ссылку на первоисточник, которым вдохновились настолько, что даже скриншот образца маркировки у нас одинаковый. Напомню вам ссылку на оригинал статьи https://www.profdelo.com/blog/zakon-o-markirovke-reklamy-chto-delat/#11

    Правила хорошего тона, как и ст. 1274 ГК РФ обязывают сделать указание на автора и источник, которых вы процитировали:

    1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

    1) цитирование...

    • Елена Балаклицкая

      Добрый день, спасибо, что обратили внимание, это чисто технический момент - слетела ссылка, поправили.

  • Мирам

    с осени веселье, похоже, только начнётся..

Если налоговики затягивают сроки проверки, то это игра в свои ворота

Конституционный суд подтвердил: несвоевременные действия налоговиков не продлевают совокупный срок принудительного взыскания налоговой недоимки.

Если налоговики затягивают сроки проверки, то это игра в свои ворота

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🏆Книжная полка. Что почитать бухгалтеру?

Концентрация и дисциплина в спорте закаляют тебя, твой характер и ведут к новым победам. А так ли сильно спорт отличается от бизнеса?

🏆Книжная полка. Что почитать бухгалтеру?
9
80

Следственный комитет закрыл дело против блогера Валерии Чекалиной

Блогер Лерчек теперь имеет право возместить имущественный вред в суде.

231
Лучшие спикеры, новый каждый день

Прощаемся с зимой. Напоследок любуемся снежинками

Зима закончилась, но во многих городах все еще лежит снег. Мы все от него уже устали, но при этом нельзя отрицать, снег — это очень красиво. Сделали для вас подборку фотографий снежинок.

Прощаемся с зимой. Напоследок любуемся снежинками
245

ФТС назвала среднюю стоимость розы к 8 Марта + опрос

В преддверии 8 марта ФТС отчиталась о ввозе в Россию импортных свежих цветов - их видах, странах происхождения и таможенном оформлении.

С 1 марта МЧД для сдачи отчетов надо делать по новому формату

С 1 марта стала обязательной машиночитаемая доверенность для тех организаций и ИП, которые в силу закона должны сдавать налоговую отчетность в электронной форме и делают это через уполномоченного представителя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Реклама

ЦБ: банки продолжают рекламировать кредиты с ложной информацией о ставках

Несмотря на предписание Центробанка указывать в рекламе полную стоимость кредита рядом с процентной ставкой, организации продолжают игнорировать это требование.

177

💼Управленческий учет в компании можно выстроить за 6 простых шагов! Научитесь этому на тренинге от «Клерка»

Эффективность бухгалтера повышается, когда он помогает руководителям принимать верные управленческие решения. Узнайте, как легко вести управленческий учет для любого бизнеса.

Главбух — гонец с плохими новостями. История бухгалтера, решившего уйти из профессии

Мы нашли нашего пользователя-главбуха, которая продавала подписку Клерк.Премиум+Консультации. Выяснилось, что она решила оставить профессию бухгалтера и перешла в другую сферу. Мы выяснили, почему специалисты уходят из бухгалтерии. Читайте, ставьте лайки и делитесь своим мнением.

Главбух — гонец с плохими новостями. История бухгалтера, решившего уйти из профессии
57
13,9 тыс.

Какие документы нужны для СФР по больничному?

Добрый день. Пришёл запрос от СФР по больничному. С этим человеком у нас заключён договор ГПХ и ещё ни копейки ему не платили и не начисляли. Нужно ли мне с него какое-то заявление взять, что он желает это пособие по основному месту (надеюсь, что оно у него есть), а не у нас?

78

Предприятия ТЭК и ЖКХ из новых регионов получат отсрочку по уплате налога на прибыль

Компании могут отсрочить уплату налога на прибыль за 2023 год на 12 месяцев. Потом платежи разобьют на равные части, которые предприятия будут платить в течение следующего года.

Топ-10 дивидендных акций 2024 от аналитиков Финам

Пассивный доход — как много в этих словах для сердца инвесторского слилось. Вот и аналитики Финам не просто так сидят за мониторами, но и изучают отчёты компаний, дают прогнозы по дивидендам, на которых опять богатеть. Смотрим прогнозы на ближайшие 12 месяцев.

Топ-10 дивидендных акций 2024 от аналитиков Финам
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Какие отчеты в ПФР нужно отправить при смене фамилии сотрудника?

Коллеги добрый день! Сотрудник поменял фамилию.  Понятно что в СФР не отправляем отчетность, это не кадровые документы. Подскажите пожалуйста, в ПФР какой то отчет надо отправить?ЕФС-1 подраздел? какие сроки. Спасибо

52

Как оплачивать налог: как УСН 6% или ПСН?

Добрый вечер, помогите решить вопрос. В феврале ИП работал УСН 6%, в марте перешли на ПСН по тому же виду деятельности, в феврале мы выставили счет и акт, но снами рассчитались в марте, вопрос в том как считать эти деньги УСН 6% или ПСН?

2
42
Банки

Банк впервые по биометрии открыл счет юрлицу

Предприниматель за один день зарегистрировал ООО и открыл расчетный счет в банке ПСБ. Все услуги можно получить онлайн, но нужен подтвержденный профиль в Единой биометрической системе.

Банки

ФСБ приступила к проверке деятельности банка QIWI

Силовики проверят, не выводила ли группа QIWI за границу денежные средства, которые были получены преступным путем.

Бесплатно с Обзоры для бухгалтера

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в феврале 2024 года

Подготовили для вас обзор разъяснений февраля по налоговой теме. Все кратко, четко, по делу.

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в феврале 2024 года

Четвертого марта не забудьте сдать уведомление по ЕНП: что еще важно учесть бухгалтеру. Дайджест разборов

В 2024 году уведомления по ЕНП на НДФЛ надо сдавать два раза в месяц. Ближайший срок сдачи – 4 марта (так как 3 марта – выходной). Если в компании не было выплат физлицам за этот период, то сдавать нулевое уведомление не надо.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Маркетплейсы

Логистические термины, которые нужно знать всем продавцам

Если вы продаете на Ozon по схеме realFBS или заказываете товары из-за границы, то наверняка общаетесь с сотрудниками логистических компаний. Иногда, кажется, что у них какой-то свой язык — фулфилмент, кросс-докинг, сборные и генеральные грузы… Столько странных терминов... В этой статье собрали самые часто употребляемые слова и рассказываем, что они значат.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Маркетплейсы

У Wildberries появилась экспресс-доставка цветов

Жители крупных городов смогут заказывать букеты в мобильном приложении и на сайте маркетплейса Wildberries.