Подотчет, командировки

Как правильно оформить отчет по командировкам

При проведении проверок налоговые органы обычно уделяют повышенное внимание расходованию наличных денежных сумм. В данной статье речь пойдет о том, как не допустить ошибок при оформлении документов, касающихся расчетов с подотчетными лицами (авансовых отчетов, командировочных удостоверений и т. д.), и избежать возможных споров с налоговиками.
Как правильно оформить отчет по командировкам
Задорожных Яна Борисовна,
эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

При проведении проверок налоговые органы обычно уделяют повышенное внимание расходованию наличных денежных сумм. В данной статье речь пойдет о том, как не допустить ошибок при оформлении документов, касающихся расчетов с подотчетными лицами (авансовых отчетов, командировочных удостоверений и т. д.), и избежать возможных споров с налоговиками.

Предприятия выдают наличные деньги из кассы на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности предприятий1. Для этого заполняется расходный кассовый ордер (форма N КО-2 «Расходный кассовый ордер»)2 или другой документ (например, заявление на выдачу денег). После проставления на нем штампа с реквизитами документ подписывается руководителем, главным бухгалтером или уполномоченными лицами. Работники, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести по ним окончательный расчет. Выдача наличных денег производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет денег одним лицом другому запрещается.

Для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы, применяется авансовый отчет (форма N АО-1 «Авансовый отчет»)3, который заполняется в одном экземпляре и может составляться как на бумажном, так и на машинном носителе.

В авансовом отчете работник (подотчетное лицо) заполняет оборотную сторону, где необходимо перечислить документы, подтверждающие произведенные расходы (квитанции, транспортные документы, кассовые и товарные чеки и другие оправдательные документы), а также суммы затрат по ним (графы 1–6). Сами документы пронумеровываются в порядке их записи и сдаются в бухгалтерию вместе с отчетом.

Бухгалтер проверяет целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, присваивает авансовому отчету номер, а затем на лицевой и оборотной сторонах формы указывает принятые к учету суммы расходов (графы 7–8) и корреспондирующие счета (субсчета). Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным лицом и принимается к учету. Неизрасходованный остаток аванса подотчетное лицо сдает в кассу организации. Бухгалтер оформляет приходный кассовый ордер, но контрольно-кассовая техника в этом случае не применяется, поскольку возврат денежных средств не связан с продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг)4. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру. Деятельность многих организаций связана с частыми командировками сотрудников. Если работник должен возвратиться из поездки в день прикомандирования, то командировочное удостоверение можно не выписывать5.

Цель командировки – выполнение сотрудником служебного поручения. Поэтому непосредственный начальник направляемого в командировку сотрудника заполняет форму Т-10а «Служебное задание» (в ней указывается задание должностного лица, место, учреждение прикомандирования и его сроки). Затем руководитель организации утверждает задание, на его основании оформляется приказ о направлении работника в командировку по форме Т-9 (или Т-9а), в соответствии с которым выписывается командировочное удостоверение формы Т-10 (в одном экземпляре)6.

Обратите внимание на следующие моменты:
  • при командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) не выплачиваются7;
  • выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели, при этом передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается8.

Минфин РФ в Письме от 06.12.2002 N 16-00-16/158 разъясняет, что организация может издать приказ (или иной распорядительный документ), где устанавливается перечень документов, на основании которых работника направляют в служебную командировку. В них подтверждается производственный характер командировки и определяется ее продолжительность. В частности, это может быть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и (или) выдача ему командировочного удостоверения. Параллельное составление двух документов по одному факту хозяйственной деятельности необязательно9, поэтому в зависимости от ситуации можно оформить один документ. После оформления указанных документов работнику выплачивают командировочные, в которые входит стоимость проезда, расходы по найму жилья, суточные и иные затраты, на которые дал разрешение работодатель10.

После окончания командировки сотрудник представляет в бухгалтерию организации авансовый отчет с приложением командировочного удостоверения (или приказа о командировании), а также документов, подтверждающих расходы по найму жилья, по проезду и др. На основании отметок в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия определяется фактическое время пребывания работника в месте командировки. В случае, когда работник находился в разных населенных пунктах, необходимые отметки делаются в каждом пункте11.

Командировочное удостоверение должно быть составлено грамотно, с соблюдением установленных норм. Обычно встречаются следующие ошибки: проставлены не все подписи и печати; личные данные работника, указанные в документе, не совпадают с данными в билетах; в удостоверении нет отметок о времени прибытия и выбытия из одного места командировки в другое (командированный мог забыть или не стал настаивать на проставлении отметки); к авансовому отчету не приложен отчет о выполнении служебного задания, в котором отмечается проделанная в командировке работа.

«Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда – день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее – последующие сутки. Если станция, пристань, аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы»12.

Следует избегать просчетов в оформлении командировочного удостоверения, иначе налоговые органы станут сомневаться в экономической обоснованности произведенных расходов и в самом факте командировки.


1) п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18)

2) п. 1 Постановления Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»

3) Постановление Госкомстата РФ от 01.08.2001 N 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 «Авансовый отчет»

4) Письмо Минфина РФ от 30.11.2004 N 03-01-20/2-47

5) п. 2 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР»

6) Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

7) п. 15 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62

8) п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением cовета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18)

9) Письмо Минфина РФ от 26.12.2005 N 03-03-04/1/442

10) ст. 168 ТК РФ

11) п. 6 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62

12) п. 7 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62

Начать дискуссию

На Госуслугах будет можно узнать, сколько номеров зарегистрировано на паспорт

Минцифры позволит абонентам проверить, столько телефонных номеров зарегистрировано по их паспортным данным.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

У самурая, как известно, нет цели — есть только путь. Но в бухгалтерской компании все иначе: здесь есть и четкая цель, и продуманный путь к ее достижению. Свой путь есть и у клиента, который решает доверить свои финансовые дела профессионалам. Расскажем об этом пути подробнее: как бесшовно принять клиента на обслуживание и какие важные нюансы нужно учесть.

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

Предпринимателям упросят порядок уведомлений о ведении бизнеса

В Единый реестр предпринимательской деятельности будут автоматически подгружаться сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Обязательный аудит за 2023 год: что будет, если нет заключения

Кто обязан провести обязательный аудит отчетности, какова ответственность за отсутствие аудиторского заключения? Казалось бы, все просто: всем, кто поименован в ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Однако список, данный в ней, не закрыт. Помимо прямо указанных в норме, упоминаются еще случаи, установленные «федеральными законами». 

Обязательный аудит за 2023 год: что будет, если нет заключения
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

Принят закон о целевом обучении, который прямо затрагивает работодателей

С 1 мая 2024 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об образовании в РФ», которые инициировала зампредседателя Госдумы Ирина Яровая.

🔥 Акция 6+6! Год подписки «Клерк.Премиум» по цене полугода!

Пользуйтесь всеми сервисами «Клерка» год, а заплатите, как за полгода. Купите подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев, получите доступ к закрытым материалам — разборам законов, онлайн-курсам, справочно-правовой системе, вебинарам со скидкой 40%, а также 2 экспертные консультации в подарок!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Итоги 34 месяцев инвестиций. 3,751 млн рублей

1 мая, значит пора идти на демонстрацию и подводить итоги апреля! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло по финансам и другим моментам. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 34 месяца позади. Погнали!

Итоги 34 месяцев инвестиций. 3,751 млн рублей

Топ-9 бизнесов для покупки в 2024 году

Интересуетесь покупкой бизнеса в 2024 году? Вот список самых популярных сфер для инвестиций.

Топ-9 бизнесов для покупки в 2024 году

Как подготовить бизнес к продаже. Что важно знать до продажи бизнеса

Планируете продать свой бизнес? Подготовка играет ключевую роль в успешной сделке. Вот несколько важных шагов, которые помогут вам грамотно подготовить бизнес к продаже.

Как подготовить бизнес к продаже. Что важно знать до продажи бизнеса

Не знаете плана счетов? Вы не бухгалтер!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Как исключить «недружественного» участника из ООО

Можно ли исключить недружественного участника из ООО без его согласия? Какие базовые требования предъявляются к участникам ООО для обращения в суд с соответствующим заявлением?

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

В отличие от трудоустройства иностранного сотрудника по обыкновенному разрешению на работу (РНР), оформление иностранца в статусе ВКС является более быстрым процессом и имеет ряд преимуществ. Работодателю не нужно получать квоту, оформлять разрешение на привлечение иностранцев, а документы для ВКС выдаются сразу на 3 года.

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

Резиденты ТОР получат госимущество в упрощенном порядке

Предприниматели из специальных экономических территорий смогут быстрее получать недвижимое и движимое имущества без торгов и на льготных условиях.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов
Коллекторы

Должников по ЖКХ защитят от коллекторов

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для выбивания долгов за жилищно-коммунальные услуги.

В ЕГРН больше не будет информации о режимных объектах

Вступает в силу закон о неразглашении назначения, положения и видов режимных объектов.

Интересные материалы

Акцизы

Изменятся акцизы на российские вина

Игристые вина и российское шампанское будет облагаться акцизом в размере 119 рублей. В первоначальной версии законопроекта депутаты планировали увеличить этот налог до 141 рубля.