Товарный знак

Когда пора регистрировать товарный знак

Основные моменты, о которых нужно знать предпринимателю.
Когда пора регистрировать товарный знак
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Товарный знак – это то, без чего не может обойтись ни один бизнес вне зависимости от его размера, поскольку является обозначением, по которому предприниматель и его товары (услуги) становятся известными на рынке региона.

Хотите ли вы выйти на маркетплейс со своим товаром или разместить вывеску на здании для привлечения внимания к своей пиццерии или салону красоты – в любом случае нужен товарный знак.

Что дает бизнесу товарный знак

В последние годы с ростом количества субъектов МСП все больше и больше предпринимателей приходят к пониманию, что товарный знак представляет собой уникальный актив с точки зрения возможности реализации предпринимательской и творческой инициативы, а также его привлекательности для инвестиций и увеличения объема производства и сбыта товаров.

Несмотря на нематериальную сущность, товарный знак является:

  • средством индивидуализации товара (услуги);

  • маркером успешности предприятия;

  • гарантией качества и аутентичности товара (услуги);

  • индикатором деловой репутации предприятия;

  • одним из ключевых элементов капитализации предприятия, имеющим стоимостное выражение.

Что надо сделать, чтобы зарегистрировать товарный знак

Чтобы зарегистрировать обозначение и включить его в Государственный реестр товарных знаков, необходимо подать заявку в Роспатент.

Ведомство проводит экспертизу и решает: может оно быть зарегистрировано в качестве товарного знака или нет.

Согласно официальной статистике Роспатента, из 107 030 поданных в 2021 году на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений успешно были зарегистрированы лишь 70 860 из них – немногим более 60%.

Не каждое заявляемое в качестве товарного знака обозначение соответствует требованиям законодательства.

Следовательно, необходимо учитывать, что при достаточно длительном сроке экспертизы заявленного на регистрацию обозначения (он может в среднем составлять от 2 до 10 месяцев в зависимости от вида срочности процедуры, ускоренной или обычной) регистрации достигают не все.

Что делать, чтобы вашу заявку одобрили

Важно иметь полную информацию не только относительного того, какие обозначения следует заявлять на регистрацию в качестве товарных знаков, но и когда именно необходимо подавать заявку в Роспатент, чтобы, с одной стороны, как можно скорее товарный знак можно было начать использовать, с другой – избежать риска прекращения его правовой охраны и нарушения прав других лиц на сходные товарные знаки, зарегистрированные в отношении однородных товаров и имеющие более ранний приоритет.

Разберемся, что говорит закон. Итак, смотреть надо:

  • ГК;

  • Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков (утверждены приказом Минэкономразвития от 20 июля 2015 г. № 482).

Требования также прописаны в соответствующих методических рекомендациях. Без знания этих документов сложно самостоятельно и без ошибок подготовить и подать заявку.

Критерии охраноспособности товарного знака

В обобщенном виде критерии охраноспособности (т.е. способности обозначения отвечать требованиям законодательства к товарному знаку – прим. ред.) товарного знака можно сформулировать следующим образом.

Товарный знак:

  • должен обладать различительной способностью и при этом не должен вводить в заблуждение относительно товара, изготовителя или места происхождения товара,

  • не должен нарушать публичных, общественных интересов,

  • не должен нарушать права третьих лиц.

Когда подавать заявку

Относительно того, когда необходимо подавать заявку, ответ с любой точки зрения однозначен: как можно раньше.

Буквально в течение суток после визуализации нового товарного знака дизайнером и его утверждения будущим обладателем следует подать в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака.

Уникальность товарного знака заключается в том, что он является, по сути, лицом (визитной карточкой) товара или услуги, при помощи которого потребители могут отличать товары одних производителей от аналогичных по виду и назначению товаров других производителей.

Правильно выбранное обозначение выполняет не только отличительную функцию, но может стать и мощнейшим маркетинговым инструментом для эффективного продвижения продукции и услуг на рынке.

Однако на практике бизнес не всегда проявляет грамотный подход к оформлению прав в отношении товарных знаков.

Хотя здесь следует проводить не менее тщательную проверку, чем, например, при покупке земельного участка, ведь убытки от использования товарного знака без регистрации или от прекращения правовой охраны зарегистрированного товарного знака могут превышать ожидаемые доходы от его капитализации.

Примеры из практики

Практика также показывает, что против любого участника рынка могут совершаться действия по нанесению существенного вреда бизнесу и деловой репутации, например, если недобросовестное лицо подает заявку на регистрацию товарного знака прежде, чем это успевает сделать производитель товара, который опрометчиво разместил на своем сайте изображение новинки в сопровождении нового товарного знака, но еще не потрудился подать заявку на его регистрацию.

В некоторых случаях обладатели так называемых «раскрученных товарных знаков» ошибочно полагают, что поскольку их товарные знаки уже обладают соответствующей репутацией, известностью и узнаваемостью среди потребителей, то их товарные знаки уже находятся под надежной защитой и в дополнительной защите не нуждаются.

Несмотря на то, что нормой статьи 14.4 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О защите конкуренции» предусмотрены положения о недопущении недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации товаров, работ или услуг, тем не менее, ущерб для производителя товаров от действий недобросовестного лица может быть существенным.

Таким образом, временной фактор в оформлении прав на товарный знак играет существенную роль для создания надежной защиты товарного знака как средства индивидуализации и бренда как визуального образа товара.

Что еще может помешать регистрации

Кроме того, регистрации могут препятствовать ранее зарегистрированные или заявленные на регистрацию в отношении однородных товаров и/или услуг сходные до степени смешения товарные знаки третьих лиц.

Производители при этом могут воспользоваться предварительным поиском на предмет наличия подобных обозначений. Это позволит правильно оценить соответствующие риски и минимизировать их. Например, даст возможность внести необходимые коррективы в предполагаемый товарный знак.

Алгоритм действий, предупреждающих наступление неблагоприятных последствий, аналогичных вышеуказанным, можно сформулировать так:

  • сразу после создания бренда рекомендуется подать заявку на регистрацию товарного знака – это позволит обеспечить наиболее раннюю дату приоритета;

  • параллельно необходимо провести поиск по товарному знаку для того, чтобы оценить шансы на регистрацию, а также выявить потенциально опасные товарные знаки. Например, с пограничной степенью сходства, зарегистрированные ранее в отношении однородности или условно однородных товаров;

  • далее анализируются результаты поиска и оценивается целесообразность продолжения делопроизводства по заявке;

  • в случае, если результаты поиска благоприятные, оплачиваются необходимые пошлины за подачу заявки и проведение экспертизы, если они не были оплачены в момент подачи заявки. Остается дождаться результатов экспертизы заявленного товарного знака. В случае, если результаты поиска окажутся неблагоприятными, вносятся корректировки.

В идеале еще на стадии разработки концепции бренда для нового товара рекомендуется создавать по 2-3 рабочих названия и параллельно подавать на них заявки, а также проводить поиски и оценивать шансы на регистрацию.

Делопроизводство целесообразно продолжать только в отношении тех обозначений, шансы на регистрацию которых выше.

Через полгода после регистрации товарного знака, по которому проводилась ускоренная процедура экспертизы, рекомендуется провести мониторинг на выявление сходных товарных знаков, по которым мог испрашиваться более ранний конвенционный или выставочный приоритет.

Также не стоит недооценивать важность наличия ранее зарегистрированного товарного знака с тем же словесным элементом и своевременно продлевать срок действия его регистрации, поскольку самый ранний товарный знак будет гарантом против возможных недобросовестных действий третьих лиц.

Для обеспечения более ранней даты приоритета и обеспечения более широкого объема охраны, сразу после создания основного элемента бренда – названия, следует его подать на регистрацию в качестве словесного товарного знака в Роспатент, не дожидаясь создания, тестирования и доработки графической составляющей бренда.

В условиях изменяющихся тенденций развития рынка в России, а также ситуации, связанной с политической повесткой, могут появляться как новые возможности для бизнеса, так и дополнительные риски и вызовы, поэтому бизнесу следует увеличить глубину планирования, в том числе планирования рисков, связанных с товарными знаками компании, а также обеспечить бизнес гарантиями не только за счет грамотной стратегии, но и посредством правильной расстановки приоритетов на пути от создания бренда до вывода на рынок маркированных им товаров.

Выводы и рекомендации

С учетом вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • использовать товарный знак без его регистрации достаточно рискованно, поскольку такие действия могут быть квалифицированы как неправомерные, а убытки от возможного нарушения прав третьих лиц могут значительно превысить ожидаемую прибыль;

  • зарегистрированный товарный знак может быть уязвим по отношению к его оспариванию со стороны заинтересованных лиц, как минимум, в течение 5 лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака;

  • расходы, связанные с обеспечением правовой охраны товарного знака, несоизмеримо малы по сравнению с возможными убытками вследствие использования незарегистрированного товарного знака или несвоевременной подачи заявки на регистрацию товарного знака.

В заключении отмечу, что товарный знак регистрируется не ради получения свидетельства, а для решения конкретных бизнес-задач: для продвижения товаров или услуг, вывода бренда на маркетплейс, масштабирования бизнеса за счет создания и продажи франшиз, получения кредитных средств под залог товарного знака.

И это лишь несколько примеров, когда товарный знак работает на бизнес и помогает ему зарабатывать еще больше.

Начать дискуссию

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.

За юридическими услугами может скрываться обычная переписка с ведомствами

Полицейские в Удмуртии задержали руководителя юридической фирмы, подозреваемого в мошенничестве под предлогом оказания юридических услуг.

Кадры

Президент: дефицит кадров невозможно покрыть за счет мигрантов

Владимир Путин призвал предпринимателей искать другие подходы к решению проблемы с нехваткой кадров.

Как оплачивается работа и отдых в майские праздники и дни между ними

В российском производственном календаре май — самый неоднозначный месяц. Вроде праздников много, но вот возвращение на работу на эти 2-3 дня между выходными… Большинство сотрудников хитрят — берут отгул, оформляют заранее отпуск, кто-то уходит на больничный, а кадровику разбирайся с этой чехардой.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на российский бизнес X5

По решению суда корпоративные права иностранных организаций в отношении российского бизнеса могут быть приостановлены. Это касается только экономически значимых компаний.

Интересные материалы

Как учитывать период военной службы при расчете больничного

Пособие по больничному рассчитывается с учетом страхового стажа, если он составляет 8 и более лет, пособие выплачивает в полном размере среднего заработка. Период военной службы входит в страховой стаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру