ФСБУ Аренда

Отчет за 2022 год с учетом ФСБУ 25/2018: что важно знать при составлении отчета

До 31.03.2023 нужно сдать финансовые отчеты по прошлому году. Работы прибавится особенно тем бухгалтерам, у которых на балансе числится арендованное имущество, или компания занимается сдачей в аренду помещений или других объектов учета.
5,2 тыс. 1,3 тыс.
Отчет за 2022 год с учетом ФСБУ 25/2018: что важно знать при составлении отчета
Иллюстрация: ООО «Контур Систем»

Разбираемся, что обязательно нужно учесть при составлении отчета.

ФСБУ 25/2018 с изменениями от 7 августа 2022

ФСБУ 25/2018 касается всех фирм и организаций, у которых есть действующие обязательства аренды, субаренды, лизинга. Новый порядок бухучета затронет собственников объектов аренды и субаренды, арендаторов.

Исключения:

  • Земельные недра.

  • Геологическая разведка.

  • Интеллектуальная собственность.

  • Концессионные соглашения.

  • Бюджетные организации.

Для них ФСБУ 25/2018 не применяется.

Список арендных платежей открытый, там отображаются все арендные транзакции. Но к основным, обязательно отражающимся в отчете, относятся:

  • Фиксированные платежи, из которых вычитаются издержки арендатора на амортизацию.

  • Платежи с переменными индексами, процентными ставками.

  • В случае неденежной оплаты, указывается справедливая стоимость.

  • Все платежи, возникающие со сменой сроков.

  • Платежи при выкупе объектов аренды у собственника-арендодателя.

В августе 2022 внесены дополнения:

  1. Все суммы НДС теперь не указываются. До августа нужно было указывать невозмещаемый НДС.

  2. Арендатор сам выбирает, как переоценивать основную группу средств ППА или не делать этого вовсе. До августа переоценка ППА проводилась в обязательном порядке.

Быстро подготовить отчет можно в Контур.Экстерн.

Подключите систему в сервисном центре «Контур Систем»:

  • Всегда самые выгодные акции. Оплатите 1 год работы в сервисе – второй получите в подарок.

  • Дополнительная техническая поддержка.

  • Персональный менеджер.

  • Реферальное партнерство с клиентом.

  • Бонусы для постоянных клиентов.

Что отображает в отчете арендатор

При составлении отчета по ФСБУ 25/2018 сразу оформляется право пользования активом (ППА). Арендующий сразу фиксирует ППА при получении объекта аренды. Проводить учет нужно для основных средств, а также капитальных вложений. Учет ППА ведется на счете 01 «основные средства» или 08 «вложение во внеоборотные активы». ППА оценивают исходя из фактических затрат.

  • Издержек на доставку арендуемого имущества, которые несет арендатор (сюда же относятся монтаж и настройка).

  • Оценочных обязательств, возникающих при демонтаже и природоохранных издержках.

Арендные обязательства рассчитывают на основании дисконтирования. Период расчета не должен превышать период формирования бухгалтерской отчетности. Чаще всего это 12 месяцев, но проводить дисконтирование допустимо при необходимости. В ситуации, если срок аренды короче, дисконтирование платежей не требуется.

Ставку дисконтирования считают по стандартному порядку:

  1. Оценивается справедливая стоимость ППА к завершению срока договора.

  2. При указании в договоре гарантированного выкупа, из справедливой стоимости в момент окончания аренды вычитается сумма выкупа.

  3. Вычисляется потенциальная экономическая выгода арендованного имущества. Это будет разница показателей из первых двух пунктов, т. е. негарантированная ликвидационная стоимость арендованных объектов.

  4. Из нынешней справедливой стоимости вычитается негарантированная ликвидационная стоимость. При правильном расчете она совпадает с суммой транзакций по аренде с учетом дисконтирования.

  5. Высчитывается ставка дисконтирования, приравнивающая все номинальные платежи к разности, получившейся в п. 4.

Не менее важно учесть амортизацию ППА. Она проводится по основным средствам также, как и для собственных средств организации, но только при схожем типе ППА объектов аренды компании. Если арендатор не будет выкупать объекты аренды, то время их полезного использования не превышает срока договора.

Амортизацию относят к постоянным текущим расходам и считают назначение ППА. Договорные обязательства также могут корректироваться.

Корректировка проводится по двум пунктам:

  1. Суммарное увеличение по всем процентам по ставке дисконтирования. При окончании договора суммарные платежи должны быть максимально близки нормальной стоимости. Проценты учитывают в текущих платежах;

  2. Уменьшение на все проведенные по факту транзакции за аренду.

Ведение бухучета у арендодателя

Бухгалтерский учет арендодателя зависит от того какой вид аренды прописан в договоре финансовая или операционная.

При финансовой аренде выгоды и риски несет арендующая объекты сторона.

Условия финансовой аренды:

  • прописана смена собственника;

  • можно выкупить объекты аренды по цене меньше справедливой стоимости;

  • фактическое пользование объектов аренды происходит все время полезного использования или арендатор обладает этим правом;

  • во время заключения соглашения справедливая стоимость близка арендным транзакциям в будущем;

  • право использования имущества без изменений закреплено за организацией, арендующей объекты;

  • арендатор вправе продлить договор и оплатить арендованные объекты ниже рынка.

Список условий открытый и может дополняться.

К финансовой аренде добавляется еще пункт бухучета – инвестиции в аренду. Правильное отображения в отчетах высчитывает валовую стоимость инвестиции, фактически равной сумме в номинальном выражении.

Валовая стоимость тоже подлежит переоценке. Ставка дисконтирования высчитывается так, чтобы приведенная валовая стоимость равнялась справедливой стоимости арендованных объектов на момент окончания договора. Инвестиции отображаются в бухучете как по чистой стоимости, так и с учетом дисконтирования.

Принципиальное отличие операционной аренды – риски и выгоды за арендодателем.

Условия операционной аренды:

  • срок полезного использования превышает время договора;

  • свойства арендованных объектов неизменны с течением времени. Этот пункт касается, преимущественно, потребительских свойств, например, у картин, коллекционных объектов, земли и т.д.;

  • справедливая стоимость при подписании договора превышает платежи, планируемые за аренду.

Бухучет операционной аренды проводится теми же методами, что и до заключения договора. Доходы допустимо прописывать равномерно или признавать другим удобным образом.

Для сдачи отчетности вам потребуется электронная подпись. Получить сертификат без визита в налоговую вы сможете в нашем Удостоверяющем центре.

В Экстерне руководитель может подписать отчет дистанционно. Бухгалтер прямо из сервиса отправляет отчет на подпись. Руководитель получает ссылку на e-mail, переходит в ограниченную версию Экстерна и подписывает отчет своим сертификатом. Бухгалтер видит статус отчета.

Упрощенный вариант аренды

Этот вариант доступен для малого бизнеса и микропредприятий.

Упрощенная схема для арендатора признает издержки на доставку, монтаж и настройку, а также на демонтаж и мероприятия по охране природы, которые можно списать на текущие расходы.

А арендодатель, ведущий упрощенный учет, в праве сразу приписать все арендные транзакции на операционную аренду. Исключаются две ситуации: если прописано изменение права собственности и когда арендатор имеет возможность выкупить ППА сильно ниже справедливой стоимости по рынку. Для таких договорных обязательств упрощенный бухучет провести не получится.

Упрощенный учет арендованного имущества применяется, если:

  • время аренды менее одного календарного года;

  • стоимость объекта по рынку не более 300 000 рублей;

  • у арендатора имеется возможность ведения бухучета по упрощенной схеме.

Пункты 1 и 2 допустимо применять всем компаниям, даже если они работают по общим правилам бухучета. В этих случаях транзакции учитываются равномерно при получении актов от арендодателя.

Для упрощенного бухучета ППА важно правильно составить договор. Там не прописывается:

  • право перехода объектов аренды в собственность арендатора;

  • возможность сдачи объектов в субаренду;

  • право выкупа арендованных объектов по стоимости, ниже справедливой.

Порядок заполнения финансового отчета для арендатора

При заполнении отчета обязательно раскрыть:

  1. Порядок расчета переменных арендных платежей.

  2. Правила для начисления процентов при возникновении задолженности.

  3. Компенсацию затрат при обслуживании, а также улучшения арендованных объектов, порядок их формирования.

  4. Ограничения на использование объектов аренды, прописанные в договоре.

  5. Информацию на право ведения упрощенного бухучета обязательств по аренде.

  6. Информацию о дополнительных тратах на объект аренды, понесенные арендатором.

  7. Данные о пересмотре арендных обязательств, если они возникали в отчетный период.

Порядок заполнения финансового отчета для арендодателя

Арендодатель заполняет пункты 1 – 4, указанные выше, и дополнительно раскрывает:

  • Валовую и чистую стоимость инвестиций в финансовой аренде.

  • Предполагаемые поступления денег за аренду, издержки, предполагаемые при смене собственника арендованного имущества.

  • Общий доход по операционной аренде. Переменные платежи, выделяются отдельно.

  • Порядок, по которому организовано управление возможными рисками, которые могут возникнуть.

Итог

Переход на стандарт ФСБУ 25/2018 происходит ретроспективным методом. Организация может пересчитать все заключенные и исполняемые договоры ретроспективно, но с применением новых правил, кроме ситуаций:

  • Если договор закончился в 2022 г.

  • Фирмы с упрощенным бухучетом могут перейти на ФСБУ 25/2018 перспективно, но только по обязательствам, вступающим в силу с 01.01.2022.

  • Если арендатор проведет оценку справедливой стоимости ППА, дисконтирует номинальную стоимость, отразит платежи в бухучете, спишет разницу между ППА и обязательствами по аренде как нераспределенную прибыль, то можно перейти на упрощенный учет.

Реклама: ООО «Контур Систем» ИНН 7714489870 erid: LjN8K1K8m

Комментарии

3
  • krisss

    Не знаю, по мне - так всё понятно

  • Вера

    В статье очень много некорректных формулировок, как в отношении правил ведения бухгалтерского учета, так и в отношении русского языка ! Кажется, что здесь применили неудачный "автопереводчик" какой-то статьи с иностранного языка, так много некорректностей и опечаток 😟

  • Hatacha

    Статья понравилась, актуальная, нашла ответы на все вопросы по учету аренды.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
31

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

50
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ВЭД

Таможенная служба рекомендовала развивать внешнеторговые расчеты в рублях

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

ФНС обновила документы для составления мотивированного мнения

Теперь компании могут отозвать запрос о предоставлении мотивированного мнения, а из документов убрали информацию о штрафах.

Может ли ФНС начислить налог на всю сумму дохода без учета расходов

Суть дела: организация выполняла подрядные работы в пользу контрагента и не учитывала в составе своих доходов вознаграждение по договору подряда. Налоговики посчитали это необоснованным занижением налогооблагаемой прибыли на величину доходов, которые были получены от заказчика подрядных работ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Ипотека

Что будет, если один супруг купил квартиру, а второй платил за нее ипотеку: новое решение суда

Реалии нашего времени таковы, что не каждый брак способен продержаться дольше, чем будет погашен взятый супругами ипотечный кредит. В связи с этим часто возникают вопросы по поводу раздела кредита и купленной на него квартиры.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы в СФР

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Три изменения в сдаче отчетности, которые вступят в силу в апреле–мае 2024 года

В этот период вступили в силу новые контрольные соотношения, обновлено уведомление о невозможности подачи документов по запросу ИФНС и изменен порядок подачи банковской гарантии при ускоренном возмещении НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Акция ко Дню главбуха! Онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, финмоделированию, ФСБУ и зарплате за 3690 рублей!

21 апреля — День главного бухгалтера. Мы поздравляем коллег и делаем скидку на онлайн-курсы, которые помогут вам продолжать профессиональное развитие! До 22 апреля включительно онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, ФСБУ, зарплате и финмоделированию за 3690 рублей!

Интересные материалы

Что делать, если компания попала в реестр выгодоприобретателей

Контрольно-аналитическую работу ФНС с компанией, которая попала в ФРПВ, можно остановить в 3-х случаях. Главное — доказать, что фирма не сотрудничает с техническими компаниям и позволить налоговикам искать другого выгодоприобретателя.