Как говорить так, чтобы вас слушали. Теория и практика для непринужденного общения

Коммуникация бывает разная: устная; письменная; невербальная, например визуальная и контекстуальная — то есть общение на уровне контекста, подтекста и общего для собеседников опыта.
Как говорить так, чтобы вас слушали. Теория и практика для непринужденного общения
Иллюстрация: rawpixel-com/freepik

Разберемся, как улучшить свои способности в устной, вербальной, коммуникации, в переводе на человеческий — как говорить так, чтобы вас слушали, понимали и уважали.

К коммуникативным обычно относят способности:

  • внимательно и активно слушать;

  • слышать то, что говорит собеседник, а не диалоги в своей голове;

  • ясно формулировать мысли;

  • без затруднений доносить свои мысли до собеседников;

  • задавать уместные и интересные вопросы для поддержания беседы и прояснения деталей.

Эти способности заложены в каждого человека эволюцией. И мы поделимся рекомендациями о том, как превратить их в развитые навыки.

Начните с теории

Если общение дается вам не так легко, как хотелось бы, подойдите к проблеме обычным способом: изучите ее со всех сторон.

Лучшие книги про человеческое общение и развитие коммуникативных навыков:

  • Ванесса ван Эдвардс — «Наука общения»;

  • Ларри Кинг — «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно»;

  • Марк Роудз — «Как разговаривать с кем угодно»;

  • Нина Зверева — «Правила делового общения»;

  • Джек Шафер, Марвин Карлинс — «Включаем обаяние по методике спецслужб»;

  • Марк Гоулстон — «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров».

Полезные и нескучные видеоролики TED, посвященные мастерству коммуникации (есть русскоязычные субтитры):

Перейдите к наблюдению

Наблюдение — безопасный и даже увлекательный способ учиться коммуникации на чужих ошибках.

Наблюдайте за персонажами фильмов: как они общаются друг с другом, что делают правильно и неправильно (с точки зрения общения)?

Смотрите интервью с профессиональными журналистами: изучайте манеру и запоминайте интересные ходы, которые используют интервьюеры.

Наконец, наблюдайте за знакомыми, которых считаете приятными в общении: какие их приемы, фразы, действия вы могли бы скопировать?

Закрепите на практике

Больше слушайте и меньше говорите

Едва ли можно назвать располагающим к себе собеседником человека, который слишком много говорит или совсем не умеет слушать.

Скорее всего, ему редко удается в чем-то убедить людей, привлечь их на свою сторону, вдохновить на действия.

Вот лайфхаки, которые помогут вам выполнять общую рекомендацию:

  • Представьте себя шпионом, которому нужно вытянуть из собеседника как можно больше информации.

  • Притворитесь, что у вас болит горло, — и произносите минимум слов.

  • Спрашивайте собеседника о нем самом — так он будет говорить много и охотно.

  • Легонько щипайте себя за руку, если начинаете составлять в голове ответ на звучащую фразу до того, как собеседник ее закончил.

  • Собирайте в документе или таблице цифровое досье на важных для вас людей. И для этого перед каждым разговором ставьте себе задачу узнать о человеке какой-либо факт, который вам интересен.

В фильме «Прекрасный день по соседству» герой Фред Роджерс — ведущий детской телепередачи — делится своим несекретом, почему людям нравится с ним разговаривать, а дети легко ему открываются.

Причина в том, что в момент разговора собеседник является для Роджерса самым важным человеком на свете.

Говорите то, что людям интересно услышать

Нелегко угадать, на что люди отреагируют интересом и вниманием, но есть беспроигрышные варианты:

  • Говорите с людьми о них самих или о том, что непосредственно их касается.

  • Тактично ищите общие темы, а если они известны — обсуждайте их.

  • Не отвечайте односложно. Например, придумайте забавный или странный ответ, который спровоцирует вопросы: «Как дела?» — «Как обычно. Ежедневно спасаю мир».

  • Используйте в речи меньше абстракций и больше примеров, историй из жизни.

  • Запоминайте и приводите в беседе интересные цитаты, ссылайтесь на актуальные мемы (но прежде уточняйте их смысл).

  • Изучайте язык невербальной коммуникации — так вы будете понимать, интересно ли собеседнику с вами.

Держитесь дружелюбно и открыто

Универсальный вариант — улыбайтесь и сохраняйте зрительный контакт, но можно пойти дальше:

  • Выучите наиболее часто встречающиеся невербальные закрытые позы и жесты, отлавливайте себя на них.

  • Представьте, что вы уже нравитесь человеку.

  • Если не любите дежурно улыбаться, не заставляйте себя. Слегка приподнимите уголки губ, чуть шире откройте глаза и подожмите яблочки щек — так лицо выглядит более доброжелательным (и, кстати, более молодым).

  • Если вам трудно сохранять зрительный контакт, можете смотреть на пространство между бровями собеседника. Или поставьте себе задачу определить точный оттенок радужной оболочки его глаз: не просто голубые, а серо-голубые с болотно-зелеными вкраплениями.

  • Будьте готовы посмеяться над шуткой и шутите сами, особенно — и смело — над собой.

  • Напоминайте себе во время беседы, что имеете дело с приятным и интересным человеком. Разочароваться в нем вы еще успеете — сначала дайте ему шанс.

Учитывайте свои коммуникативные особенности и привычки

Большинству хорошо известны личные недостатки, которые мешают им завоевывать уважение и доверие собеседников.

Если стремитесь развивать коммуникативные способности, знание — сила.

  • Берите микропаузы, прежде чем что-то сказать, — если обычно вы многословны и импульсивны.

  • Говорите, пока не передумали, — если стеснительны и закрыты с малознакомыми людьми.

  • Жестикулируйте меньше или больше — в зависимости от того, склонны вы чересчур размахивать руками или, наоборот, стоять как истукан.

  • Пообещайте себе угостить собеседника кофе, если перебьете его или закончите за него фразу.

  • Не бойтесь пауз: в умеренных количествах это способ подчеркнуть важность сказанного или привлечь внимание.

Улучшайте дикцию

С хорошей дикцией вас будет легче понять и приятнее слушать. Способов много:

  • Произносите скороговорки и чистоговорки, когда вас никто не слышит.

  • Тренируйтесь говорить быстрее или медленнее — в зависимости от привычек и того эффекта, который хотите производить на окружающих.

  • Копируйте речь и интонацию известных личностей, чья манера говорить вам нравится.

  • Записывайте себя на диктофон, читайте под запись стихи вслух — затем слушайте и определяйте, над какими звуками вам надо работать.

Стремитесь к тому, чтобы понимать и быть понятым

Чтобы понимать:

  • задавайте вопросы — даже если втайне считаете их глупыми;

  • просите расшифровывать термины и объяснять незнакомые вам слова;

  • перефразируйте собеседника, не добавляя оценок.

Чтобы вас понимали:

  • выражайтесь просто;

  • приводите примеры;

  • резюмируйте мысли, если говорите достаточно долго.

Чтобы говорить ясно, читайте больше нон-фикшен-книг. Чтобы говорить интересно — больше художественных.

Чтобы говорить грамотно, читайте сайты и блоги, где перед публикацией тексты проверяются корректором.

Продумывайте сценарии общения

Импровизация прекрасна, но она — удел мастеров. Отправляясь куда-то, предположите, о чем там предстоит общаться, какие коммуникативные ситуации могут возникнуть.

Например, вам надо будет с кем-то познакомиться, кому-то представиться, что-то объяснить или просто скоротать время, сидя рядом во время скучного обеда.

Выручат лайфхаки:

  • Коллекционируйте фразы-«стартеры» — то есть фразы для начала разговора — и интересные «панчлайны» — то есть фразы, которыми можно удачно завершить разговор или закрыть тему. Их вы найдете в книгах, перечисленных в начале статьи.

  • Если ваша задача не просто поболтать о том о сем, а чего-то добиться от собеседника, четко сформулируйте, чего именно, — это поможет держать фокус и не «лить воду».

  • Пытайтесь догадаться, каким видит себя собеседник, каким хочет казаться (душой компании, экспертом, интеллигентным человеком), — и подыгрывайте ему.

Комментарии

1
  • Королевская
    подожмите яблочки щек 

    это как это? )))

Совфед: беременные сотрудницы ликвидированных компаний должны получать пособие не ниже МРОТ

Валентина Матвиенко призвала устранить несправедливость и платить больше беременным женщинам, которых уволили из-за ликвидации фирмы-работодателя.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

Разобрались, как аннулировать статус индивидуального предпринимателя, закрыть все обязательства и долги перед государством в текущем году. Предложили удобную пошаговую инструкцию, которая поможет ничего не упустить.

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Что грозит селлеру, который не доставил оплаченный товар

В 8 из 10 случаев судьи принимают сторону покупателей в спорах с продавцами. Если селлер не может доставить товар, он должен вернуть деньги и выплатить неустойку.

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС

Налоговая проверяет сотрудничество компаний и самозанятых, чтобы убедиться, что под ним не маскируют трудовые отношения. Заказчику не стоит дожидаться налоговой проверки — лучше самому провести аудит и убедиться, что он сотрудничает с исполнителем по закону.

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

Когда приходит пора искать виноватых, чтобы заставить их платить по долгам организации-банкрота, круг «подозреваемых» существенно расширяется — и первым туда попадает именно главбух. Рассказываем о превентивных мерах и о том, на что ссылаться, чтобы отбиться от обвинений.

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост

Кто-то одной ногой в отпуске, а кому-то напрягать мозги. Баланс?

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост
4

Расскажите о своей работе с документами

Мы писали для вас 3 месяца и подустали. Теперь вы напишите нам (пжл). Какими сервисами пользуетесь? Что вам нравится, а что — нет? 1С — краш или…?

Расскажите о своей работе с документами
НДФЛ

👼 Выплаты работодателей на рождение детей предложили полностью освободить от НДФЛ. Мнение: могут быть налоговые злоупотребления

Корпоративные выплаты, связанные с рождением детей, необходимо освободить от НДФЛ, чтобы эти средства в полном объеме доходили до молодых родителей, считает Сергей Шишкарев, основатель группы компаний «Дело».

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024: новый ФСБУ, дробление, ВЭД и налоговые требования. Не пропустите!

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Иллюстрация: rawpixel-com/freepik

50%-е ограничение на учет убытков по налогу на прибыль хотят продлить еще на 4 года. Это забота о региональных бюджетах

Раньше налог на прибыль шел 2% в федеральный бюджет и 18% в региональный, но теперь по 2030 год действуют ставки 3% и 17%. То есть региональные бюджеты недополучают 1%. Чтобы они меньше страдали, ввели ограничение на учет убытков.

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше

Раньше Екатерина — хозяйка салона одежды, часами «пикала» пальто на складе и вручную забивала в компьютер 100 шапок из накладной. За пару дней она смогла избавиться от неразберихи на складе, сэкономить на поставках, получить больше клиентов и теперь всё делает за пару минут в СБИС.

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
3-НДФЛ

Пошли проблемы со сдачей 3-НДФЛ через личный кабинет

Чтобы сдать 3-НДФЛ электронно через личный кабинет налогоплательщика, надо сгенерировать там неквалифицированную электронную подпись. Обычно это процесс быстрый, но сейчас с этим проблемы.

В мае 2024 года будет создан механизм налоговой амнистии за дробление бизнеса

Мнения налогового адвоката о налоговой амнистии.

🎉 ФНС: ошибки бизнеса в платежках снизились в 24 раза. Похоже, исправились, считает эксперт

В 2,3 раза уменьшилось количество «технических» налоговых должников — когда у компании одновременно был долг по одному налогу и переплата по другим. В 6 раз стало меньше приостановок операций по счетам. Все благодаря ЕНС.

НДФЛ

Если сотрудник несколько раз в год отдыхает в санатории за счет работодателя, придется платить НДФЛ

Отдых в санатории по путевке, которую оплатил работодатель, не облагается НДФЛ. Но только 1 раз в год.

Должники в России изменили модель поведения перед кредиторами

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»

Сегодня в бухгалтерском ликбезе рассказываю, зачем нужен счет 28 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и как им пользоваться.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»
2
УСН

До 2 мая ИП на УСН должны заплатить и годовой, и квартальный налог

Очередной срок уплаты налога, 28 число, в этот раз переносится на более позднюю дату, потому что совпадает не только с выходным днем, но и государственным праздником 1 Мая.

Интересные материалы

Им придется заплатить: кого ждет повышенный транспортный налог в 2024 году

Министерство промышленности и торговли РФ 30 марта 2024 года представило список авто, стоимость которых превышает 10 миллионов рублей. Собственникам данных транспортных средств придется выплатить повышенный транспортный налог.