Залог точного учета представительских расходов

Для поддержания взаимовыгодного сотрудничества фирмы не жалеют средств и организуют прием и досуг своих партнеров. Еще бы, ведь от гостеприимства во многом будут зависеть плоды совместной работы. В своем недавнем письме, представители Минфина признали, что ни один деловой ланч не может обойтись без бокала вина. Вот только, что его действительно выпили, придется еще доказать.
3,8 тыс.

К. Рябцев, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Для поддержания взаимовыгодного сотрудничества фирмы не жалеют средств и организуют прием и досуг своих партнеров. Еще бы, ведь от гостеприимства во многом будут зависеть плоды совместной работы. В своем недавнем письме, представители Минфина признали, что ни один деловой ланч не может обойтись без бокала вина. Вот только, что его действительно выпили, придется еще доказать.

Не все то, что для партнера

Такие траты считаются представительскими, поскольку связаны с приемом и обслуживанием представителей других компаний, которые участвуют в переговорах для установления и поддержания сотрудничества. Это могут быть и траты на прием собственников фирмы, прибывших на заседание совета директоров (правления).

В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса, к представительским относят затраты:

  • по проведению официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей других организаций;
  • по транспортному обеспечению представителей других организаций, связанному с их доставкой до места проведения встречи и обратно;
  • по буфетному обслуживанию лиц, участвующих во встрече во время переговоров;
  • по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

Данный перечень представительских расходов является закрытым, поэтому затраты, например, на организацию развлечений и отдыха, оплату виз, а также проживания участников переговоров представительскими расходами не являются. Значит, данные расходы облагаемую прибыль фирмы не уменьшают, впрочем как и траты на покупку сувениров как для иностранных, так и для отечественных партнеров.

В то же время, например, расходы на покупку спиртного можно учесть в налоговых расходах (письмо Минфина от 16 августа 2006 г. № 03-03-04/4/136). Ведь они попадают в разряд затрат по «проведению официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия)». Причем Налоговый кодекс не ставит порядок учета данных расходов в зависимость от того, каких конкретно представителей (иностранной или отечественной компании) принимает фирма. Поэтому и затраты на оплату спиртного для сотрудников российских компаний также могут быть включены в налоговые расходы принимающей фирмы.

Аналогичные разъяснения Минфин давал и ранее, отмечают эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера». К тому же финансисты считают, что расходы на покупку спиртных напитков учитывают «в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок)».

Гражданский кодекс под обычаем делового оборота понимает «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст. 5 ГК). Об этом говорится в письме Минфина от 9 июня 2004 г. № 03-02-05/1/49. Поскольку такое понятие довольно «размытое», то решать, сколько бутылок спиртного принято выпивать на переговорах следуя «обычаям делового оборота», каждому бухгалтеру придется самостоятельно.

Нюансы оформления и учета

Правильно оформить «представительские» расходы очень важно. Ведь к учету принимают только документально подтвержденные затраты, поэтому чем больше бумаг будет оформлено, тем меньше вероятность тех или иных споров с налоговой инспекцией.

Для контроля за затратами по приему делегаций рекомендуется установить предельные размеры (нормативы) отдельных видов представительских расходов. Нормативы и перечень лиц, ответственных за использование денег, должен утвердить руководитель фирмы своим приказом.

После каждого приема делегации лицо, которое ответственно за оформление представительских расходов, должно составить отчет. В нем указывают дату и место проведения приема, его программу, перечень приглашенных лиц, представителей организации, участвовавших в приеме, и сумму потраченных средств.

По окончании приема работник, ответственный за расходование средств, должен составить авансовый отчет по форме № АО-1. К нему следует приложить все первичные документы, которые подтверждают расходы по приему делегации (чеки ККМ, товарные чеки, закупочные акты и т. д.).

В бухгалтерском учете такие затраты полностью включают в состав расходов по обычным видам деятельности. В налоговую себестоимость их списывают только в пределах нормы, которая составляет 4 процента от затрат фирмы на оплату труда (ст. 264 НК). Сумма, превышающая этот норматив, в прочих расходах не учитывается.

НДС по «представительским» расходам, который учитывается при налогообложении прибыли, принимают к вычету в обычном порядке. А вот сумму налога по сверхнормативным расходам придется списать за счет собственных средств фирмы.

Пример

В III квартале 2006 года ООО «Верна» потратило на проведение обедов и фуршетов представителей партнера 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.).

Для организации отдыха сотрудников другой фирмы сотрудник «Верны» также приобрел билеты в театр. Стоимость билетов – 8000 руб.

Расходы фирмы на оплату труда за 9 месяцев 2006 года составили 650 000 руб.

Затраты на проведение обедов и фуршетов в сумме 30 000 руб. (35 400 – 5400) в бухгалтерском учете отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.

В налоговом учете такие затраты учитывают в составе прочих расходов в сумме, не превышающей:

650 000 руб. х 4% = 26 000 руб.

Оставшаяся сумма затрат на проведение обедов и фуршетов в составе налоговых расходов не учитывается. Эта сумма составит:

35 400 – 5400 – 26 000 = 4000 руб.

Сумма НДС, которую можно принять к вычету, составит:

26 000 руб. х 18% = 4680 руб.

Сумма НДС, которую фирма должна списать за счет собственных средств (то есть без уменьшения облагаемой прибыли), составит:

5400 – 4680 = 720 руб.

Затраты на покупку театральных билетов (8000 руб.) представительскими расходами не являются. В бухгалтерском учете стоимость билетов отражают в составе внереализационных расходов. В налоговом учете такие расходы не отражаются, так как они не уменьшают облагаемую прибыль.

Комментарии

ヽ( ゚ ∀ ゚ )ノ
Вот это удача! Да это же отличный шанс стать первым, кто !
    Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .
    Ведение бизнеса

    Модульбанк запустил премиальный юридический сервис для бизнеса

    Модульбанк запустил премиальный юридический сервис Insight by Modullegal на базе направления Модульюрист. В рамках сервиса стоимость услуг, условия и формат их предоставления определяются индивидуально с заказчиком.

    Обучение для бухгалтеров

    🎁 Новый год скоро, время расти в карьере и меняться! У «Клерка» сейчас самые выгодные цены на курсы — от 2399 руб. Учитесь и зарабатывайте больше!

    Поддержим предпраздничное настроение акцией на полезные образовательные курсы. Они помогут улучшить ваши профессиональные навыки, стать незаменимым бухгалтером и вырасти в зарплате.

    🎁 Новый год скоро, время расти в карьере и меняться! У «Клерка» сейчас самые выгодные цены на курсы —  от 2399 руб. Учитесь и зарабатывайте больше!

    Мероприятия

    Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие
    Валютные операции

    Валютные ограничения 2023-2024: что учесть бизнесу

    Из-за введенных западных санкций в России возникли проблемы с наличными долларами и евро. Поэтому весной 2022 года ЦБ ввел временные валютные ограничения. С тех пор их действие неоднократно продлялось. Какие валютные ограничения действуют в 2023 году, расскажем далее.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
    Ведение бизнеса

    Развитие лидерских навыков для успешного ведения бизнеса с Китаем

    Один из китайских источников гласит: «Лидер — человек, сочетающий в себе полномочия и обязанности». Это очень точное определение, поскольку именно комбинация этих двух функций делает успешным любого руководителя. Но для ее реализации необходимо обладать целым набором навыков и личностных качеств.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
    Цессия

    Договор цессии: какие долги можно перепродать, как оформить сделку и кто может ее оспорить

    Разбираем, что такое договор цессии, кому он выгоден, как его оформить или расторгнуть при необходимости и когда придется платить НДФЛ после такого соглашения.

    Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

    Как в 1С:Бухгалтерии 8 подписать финансовую отчетность для банков

    Бухгалтеры теперь могут подписывать отчеты для банков усиленной квалифицированной электронной подписью сразу в 1С. Для этого будет нужна МЧД.

    Инвестиции

    СПБ Биржа готовится к обмену заблокированных активов

    Депозитарий торговой площадки уже принимает поручения на перевод иностранных ценных бумаг.

    Новые видео от экспертов каждый день
    Бухгалтеры

    Гора из шуб, ребенок в гардеробе и бенгальские огни. Самые забавные моменты Клерк.Конференции

    Вчера на II всероссийской бухгалтерской конференции «Клерка» обсуждали много серьезных вопросов. Но, было много и забавных моментов, про которые никто не рассказал. Исправим это!

    Гора из шуб, ребенок в гардеробе и бенгальские огни. Самые забавные моменты Клерк.Конференции
    1
    50
    УСН

    😟 Бизнес на УСН, у которого изъяли недвижимость для госнужд, должен платить за это налог

    Компенсация за изъятую недвижимость при УСН не облагается НДС, потому что упрощенцы – в принципе не плательщики НДС. А вот налог по УСН придется заплатить. Но скоро и его не будет.

    86

    Штрафуют ли за несвоевременное сообщение о приеме на работу?

    Добрый день ! Подскажите пожалуйста, за несвоевременное сообщение о приёме на работу гос служащего в организацию, штрафовали кого-нибудь ? Или можно обойтись предупреждением ?

    УСН

    Образец платежки при УСН «доходы» за 2023–2024 годы

    Платежка УСН–доходы за 2023-2024 годы — образец документа для уплаты единого налога при упрощенке будет представлен в нашей статье. Рассмотрим правила оформления платежки и расскажем про сроки уплаты.

    Иллюстрация: RDNE Stock project/pexels
    Пенсии

    За детей хотят давать больше пенсионных баллов

    Сейчас дают баллы к пенсии за период ухода за детьми до 1,5 лет, но не более чем за четверых детей. То есть, максимум можно получить баллы за 6 лет стажа. Хотят давать баллы по уходу до 3 лет, а не до 1,5. Кроме того, их хотят давать не только за 4 детей, а вообще за всех.

    163
    Реклама

    Решения для корпоративных клиентов: как Telega.in помогает масштабировать рекламные кампании в Телеграм

    Сегодня Телеграм — не просто «еще один мессенджер», а лидирующая платформа для продвижения бизнеса с миллионами пользователей и сотнями тысяч каналов. Однако, когда дело доходит до запуска рекламной кампании в Телеграм, возникают вопросы: где искать подходящие каналы среди этого многообразия и как масштабировать рекламу, не теряя ее эффективности?

    Решения для корпоративных клиентов: как Telega.in помогает масштабировать рекламные кампании в Телеграм
    Бухгалтеры

    🎄Узнайте обо всех изменениях в налогах и бухгалтерии на «Новогодней Бухгалтерской Клерк.Конференции» в Краснодаре!

    14 декабря за один день вы сможете подготовиться к новым правилам, избежите налоговых проверок и штрафов, предотвратите критические ошибки и неверные решения.

    Самозанятые

    Как юридическому лицу платить самозанятым

    Сотрудничество юрлиц с самозанятыми стало привычным делом, но важно делать это правильно. Компания может привлечь внимание налоговой инспекции, получить большой штраф и будет доплачивать налоги, если не позаботится о грамотном оформлении сделки. Способ расчета и чек тоже имеют значение. Расскажем, как безопасно платить самозанятым и исключить потенциальные проблемы.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
    Инвестиции

    Мосбиржа может остановить торги долларом и евро

    Если торговая площадка окажется под санкциями США, то операции с долларом и евро придется прекратить.

    Карьера бухгалтера

    Бухгалтер, финансист, экономист: какую профессию в финансах выбрать

    Вам никогда не казалось, что вы выполняете чью-то работу? Вместо того чтобы готовить квартальный отчет, ваш начальник требует прямо сейчас разработать бюджет на следующий год, а еще собрать первичные документы вместе с компанией «Рога&Копыта», а еще у Розы Васильевны скоро день рождения и нужно премию выдать… Залог успеха любого бизнеса — это грамотная финансовая политика. Поэтому в каждой компании есть специалисты, отвечающие за финансы: бухгалтер, финансист или экономист. Разбираемся что кто делает и кому сколько платят за это.

    Бухгалтер, финансист, экономист: какую профессию в финансах выбрать
    73
    Интернет и IT

    Вирус внутри бухгалтерии. Как защитить свои файлы и не остаться без компьютера

    Вчера на II всероссийской бухгалтерской конференции «Клерка» представитель «Лаборатория Касперского» рассказал о защите компьютеров в бухгалтерии.

    3
    108

    Поддержка бизнеса в 2024 году

    Разбираем основные направления и механизмы поддержки бизнеса, которые будут действовать в 2024 году.

    Поддержка бизнеса в 2024 году
    Налоговые проверки

    🎓Вебинар: Дробление бизнеса и опасные налоговые схемы 2024. Уже сегодня в 15:00 мск!

    Защитите себя и свой бизнес, узнайте, какие схемы уже не работают.