Налог на рекламу

Рекламный стенд – основное средство

Распространение информации об услугах организации в последние годы нередко осуществляется посредством ее размещения на вывесках, щитах и других дорогостоящих рекламоносителях. У организаций часто возникает вопрос: как списать затраты по их приобретению и сооружению? Ведь здесь есть своя специфика.
9,8 тыс. 3,6 тыс.

И. Мороз, аудитор ООО «Нева-Аудит»

Распространение информации об услугах организации в последние годы нередко осуществляется посредством ее размещения на вывесках, щитах и других дорогостоящих рекламоносителях. У организаций часто возникает вопрос: как списать затраты по их приобретению и сооружению? Ведь здесь есть своя специфика.

Необычное имущество

Формально такое оборудование соответствует всем признакам основного средства, стоимость которого погашается путем начисления амортизации. И в то же время затраты на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, отнесены Налоговым кодексом к расходам на рекламу, которые в полном объеме относятся к расходам текущего налогового периода.

Согласно положениям п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, имущество организации подлежит принятию к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств при условии, что оно соответствует следующим критериям:

  1. объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  2. объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  3. организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  4. объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Стоимость объектов основных средств, согласно п. 17 ПБУ 6/01, погашается посредством начисления амортизации одним из установленных способов.

Амортизационные отчисления по рекламному щиту признаются расходами по обычным видам деятельности, как рекламные расходы (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н), и учитываются согласно плану счетов по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация основных средств».

В целях налогового учета статьей 257 главы 25 НК определено, что под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль, согласно ст. 256 НК, признается, в частности, имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.

Суммы начисленной амортизации по рекламному оборудованию учитываются в составе расходов на рекламу (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК). Порядок расчета сумм амортизации определен в статье 259 НК. Имущество, отнесенное в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета к основным средствам, признается объектом налогообложения налогом на имущество (ст. 374 НК).

Таким образом, стоимость рекламного оборудования, отраженная в бухгалтерском учете на счете 01 «Основные средства» подлежит списанию в бухгалтерском и налоговом учете через амортизационные отчисления в порядке, предусмотренном вышеуказанными нормативными актами, и формирует налоговую базу по налогу на имущество.

Расход на рекламу

Возникает вопрос: а можно ли единовременно списать стоимость рекламного оборудования в рекламные расходы?

Согласно положениям статьи 2 Федерального Закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (с последующими изменениями и дополнениями), к рекламе относится распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

В налоговом учете к расходам на рекламу, в частности, относятся расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов (п. 4 ст. 264 НК).

Расходы на рекламу являются косвенными расходами организации, следовательно, их списание производится в соответствии с положениями п. 2 ст. 318 Налогового кодекса, а именно – сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных кодексом.

Поскольку срок списания стоимости основного средства через амортизационные отчисления составляет несколько лет, а рекламные расходы, будучи косвенными, полностью уменьшают прибыль текущего периода, очевидно, что для организации выгоднее единовременно учесть стоимость рекламного щита или стенда в составе расходов на рекламу.

По мнению налоговых органов, затраты на приобретение рекламного оборудования следует включать в состав рекламных расходов через амортизационные отчисления. Такая позиция, в частности, изложена в письме УМНС России по г. Москве от 17 мая 2004 г. № 26-12/33216.

При этом следует учесть, что рекламные расходы могут учитываться для целей налогообложения прибыли:

  • в фактическом размере (ненормируемые расходы). Перечень таких расходов определен п. 4 ст. 264 НК и является исчерпывающим, в частности, это расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. К наружной рекламе Федеральным законом № 108-ФЗ отнесено распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения;
  • в размере, не превышающем 1% от выручки (нормируемые расходы) это расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не перечисленные выше, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода.

В том случае, если размещение рекламной информации на соответствующем оборудовании подпадает под определение наружной рекламы, амортизационные отчисления по такому оборудованию могут быть в фактическом размере отнесены к рекламным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. В остальных случаях рекламные расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Есть выбор

Арбитражная практика по этому вопросу на сегодняшний день складывается в пользу налогоплательщиков. В частности, в соответствии с постановлениями ФАС Поволжского округа от 9 июня 2005 г. № А55-9804/04-43 и ФАС Уральского округа от 14 января 2005 г. № Ф09-5757/04-АК, имущество, используемое для рекламы, не может считаться основным средством, и его стоимость подлежит единовременному списанию на рекламные расходы.

По нашему мнению, затраты на сооружение рекламного оборудования относятся к расходам на рекламу только при условии использования рекламных носителей в течение срока, не превышающего 12 месяцев. Если срок их полезного использования превышает 12 месяцев, то рассматриваемые затраты должны приниматься к учету как долгосрочные вложения, а само имущество – в качестве основных средств.

Таким образом, у организации есть возможность выбрать, каким способом списывать стоимость рекламного оборудования, подпадающего, в соответствии с действующими нормативными актами, под определение основных средств – в составе расходов на рекламу единовременно, или через амортизационные отчисления в течение нескольких лет.

При этом следует помнить следующее:

Во-первых, статьей 374 НК предусмотрено, что имущество, отнесенное в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета к основным средствам, признается объектом обложения налогом на имущество. Следовательно, факт неотражения стоимости имущества на счете 01 «Основные средства» будет квалифицирован как занижение базы по налогу на имущество. Как следствие, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа, предусмотренной статьей 122 НК и к уплате пеней за несвоевременное перечисление сумм налога на имущество.

Во-вторых, списание стоимости рекламного оборудования через амортизационные отчисления (т. е. сближение данных бухгалтерского и налогового учета) позволит избежать проблем с отложенными налоговыми активами и обязательствами.

И в-третьих, в случае возникновения споров с налоговыми органами отстаивать свою позицию организации придется в суде.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Начать дискуссию

Иностранные банки закрыли инвесторам из РФ доступ к статусу их ценных бумаг

Российские инвесторы не смогут перевести свои активы в отечественные депозитарии и участвовать в замещении облигаций.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Медицинское освидетельствование иностранных граждан в России

Почти все иностранные граждане обязаны регулярно проходить медицинские обследования. Без них находиться на территории России нельзя. Расскажем о том, как иностранному гражданину пройти обязательное медицинское освидетельствование.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

😷 С 2026 года самозанятые смогут получать больничные пособия. Но могут быть злоупотребления, считает эксперт

Самозанятым позволят добровольно отчислять средства в Соцфонд, из которых сформируется база для выплаты больничных пособий.

107
Лучшие спикеры, новый каждый день

Названа самая быстро развивающаяся отрасль российской экономики

ИТ-отрасль заняла 1-е место по темпам роста ключевых показателей за 4 года среди всех крупных отраслей экономики России.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

На «Клерке» есть полезный блог компании ДРТ, которая знает все о налоговом мониторинге. Читатели могут в любой момент уточнить важную информацию в комментариях.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля
108

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать

Очевидного ответа, с кем выгоднее сотрудничать — с самозанятыми или ИП — нет. И те, и те самостоятельно платят налог с вознаграждения. А вот в чем нюансы сотрудничества — разберем подробнее.

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы

Бухгалтера, давайте напряжем бул... извилины и поищем предметы.

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы
21
81
ФСБУ НМА

Расходы на актив, не признанный НМА, учитывают по ПБУ 10/99

Компания понесла расходы, которые в бухучете не связаны с созданием нематериального актива. Значит, их не надо учитывать по нормам ФСБУ 14/2022.

Бизнес в новых регионах за 2024 год платит два из трех имущественных налогов

Имущественные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными и местными законами. В новых регионах эти налоги могут быть введены с 01.01.2024.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения
132

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Бухгалтер — одна из популярных и востребованных профессий, но одновременно с этим одна из самых ответственных и напряженных. Выгорания случаются у бухгалтеров достаточно часто, и в эти минуты приходят мысли о смене профессии. Как быть, если сердце требует перемен, а разум переживает за благосостояние?

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен
1
659

День отдыха за работу в выходной оплате не подлежит, но оплатить его надо

Если сотрудник в прошлом месяце работал в выходной день, а в текущем взял отгул, то ему надо оплатить полный оклад, хотя работать он будет на 1 день меньше.

103
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

У иностранных инвесторов будет упрощенный порядок оформления виз в РФ

За инвестиции в российскую экономику от 50 млн рублей иностранные предприниматели смогут получать многократные деловые визы в РФ.

О праве на вычет НДС, уплаченного в качестве налогового агента, в случае расторжения договора

Вправе ли организация принять к вычету НДС, исчисленный с суммы уплаченного аванса, в 1 квартале 2024 года, поскольку с момента расторжения договора не прошло года? Рассказывает Коллегия налоговых консультантов.

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

В 2023 году система расчетов с бюджетом претерпела существенные изменения. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ внес поправки в НК. Появилось понятие Единого налогового счета (ЕНС). Каждому налогоплательщику, будь то физлицо, ИП или компания, открыт единый налоговый счет, на котором учитываются все расчеты с бюджетом, касающиеся уплаты налогов и взносов.

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2

Проверьте свои знания в области бухгалтерской терминологии. Сегодня тест посвящен активам и пассивам.

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2
10
101

👀 «Клерк» на YouTube смотрят уже больше 5000 человек!

На нашем ютуб-канале вы найдете крутые налоговые и бухгалтерские новости. Подкасты про финансы и инвестиции, а также вебинары для бухгалтеров и кадровиков.

34

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках предыдущей статьи мы рассмотрели вопросы о том, как подготовиться к повышению цен, а также насколько сильно допустимо поднимать стоимость обслуживания клиентам. Теперь нам предстоит поговорить о том, какие аргументы использовать для согласования повышения стоимости, а также рассмотреть важные аспекты психологии принятия решений клиентом.

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета

За 2023 год расходы федерального бюджета составили 32,35 трлн рублей, на доходы пришлось 29,12 трлн. Дефицит бюджета составил почти 3,23 трлн рублей.

Интересные материалы

Банкротство иностранцев в России. Трансграничное банкротство в каждый дом!

До 2022 года большинство сделок в России структурировалось с участием иностранных компаний на Кипре, на БВО. Не в последнюю очередь это делалось для налоговой оптимизации и сокрытия источника происхождения денег. Если проект не взлетит, кредиторы могут направлять письма на деревню дедушке в Лимасоле.