От неприятностей никто не застрахован. Любой автомобиль может попасть в дорожно-транспортное происшествие. О том, что делать, если это случилось с автомобилем вашей фирмы, читайте в статье.
Т.Н. Ковалева, эксперт АГ «РАДА»
Первые действия при ДТП
Любое дорожно-транспортное происшествие, случившееся с автомобилем фирмы, должно быть зафиксировано в ГАИ. Работники инспекции должны составить, как минимум, первичную справку о ДТП и протокол об административном правонарушении.
От подробной фиксации всех обстоятельств происшествия зависит многое. В дальнейшем на основании первичных документов (протокол осмотра места происшествия, справки о ДПТ, протокол о техническом состоянии транспортных средств, схемы ДПТ, объяснения участников ДПТ, показания свидетелей и т. д.) гаишники определяют связь между действиями водителей и наступившими последствиями. Поэтому старайтесь полностью сохранить обстановку происшествия. Это может помочь в дальнейшем доказать вину противоположной стороны или снять обвинения с водителя фирмы.
Если нет страховки на автомобиль
Виновно третье лицо
Если в аварии виноват другой участник ДТП, возмещаемый им ущерб относится к внереализационным доходам фирмы. В этом случае в учете делаются записи:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 91-1
– отражена задолженность за виновником ДТП;
Дебет 50, 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по претензиям»
– получены денежные средства от виновной стороны.
Вместо выплаты денег виновник может отремонтировать поврежденный автомобиль.
Виновен водитель фирмы
Расходы фирмы, связанные с аварией, в бухучете относятся к чрезвычайным и отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки».
Затраты на ремонт собственного поврежденного автомобиля списываются такой проводкой:
Дебет 99 Кредит 20 (23 …)
– включены в состав чрезвычайных расходы на ремонт поврежденной машины, проведенный собственными силами.
Если ремонт выполнен специализированной организацией, то его стоимость отражается записью:
Дебет 99 Кредит 60
– учтены затраты на ремонт, проведенный сторонней фирмой.
Пример
Водитель ООО «Пассив» стал виновником ДТП. Его машина столкнулась с частным автомобилем. Автомобиль «Пассива» отремонтирован в автосервисе. Стоимость ремонта составила 18 000 руб. (в том числе НДС – 3000 руб.). Ущерб, причиненный частной машине, оценен в 10 000 руб.
Таким образом, общая сумма убытков «Пассива» от ДТП составила 28 000 руб. (18 000 + 10 000). Эту сумму водитель фирмы внес в кассу.
Бухгалтер ООО «Пассив» отразил ущерб от ДТП следующими записями:
Дебет 99 Кредит 60
– 15 000 руб. (18 000 – 3000) – отражены затраты на ремонт собственного автомобиля;
Дебет 19 Кредит 60
– 3000 руб. – учтена сумма НДС по ремонту автомобиля;
Дебет 60 Кредит 51
– 18 000 руб. – перечислены деньги автосервису за ремонт собственного автомобиля;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 3000 руб. – принята к вычету сумма НДС;
Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты по претензиям»
– 10 000 руб. – признан долг частному владельцу пострадавшего автомобиля;
Дебет 76 субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 50
– 10 000 руб. – возмещен ущерб частнику;
Дебет 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94
– 28 000 руб. – отражена задолженность виновного в ДТП водителя;
Дебет 50 Кредит 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»
– 28 000 руб. – внесена в кассу задолженность водителя.
–конец примера–
Если в результате аварии машина фирмы не подлежит восстановлению, ее стоимость нужно списать. Для этого надо оформить акт о списании автомобиля по форме № ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств». Он утвержден постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7. Вместе с актом ОС-4а в бухгалтерию необходимо передать документ, который подтверждает, что автомобиль сняли с учета в ГАИ.
В бухгалтерском учете списание автомобиля отражается записью:
Дебет 99 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана остаточная стоимость машины.
В случае полного списания автомобиля возникает вопрос: надо ли восстанавливать сумму НДС, приходящуюся на его остаточную стоимость? Налоговики считают, что надо. Свою точку зрения они обосновывают тем, что автомобиль больше не будет использоваться в производственной деятельности и иных операциях, облагаемых НДС. В связи с этим фирма теряет право на вычет суммы налога, уплаченной поставщику при приобретении машины, в части, относящейся к его остаточной стоимости. Следовательно, сумму налога следует восстановить к уплате в бюджет. В учете такая операция отражается проводкой:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– восстановлена сумма НДС, ранее принятая к вычету, приходящаяся на остаточную стоимость машины.
Однако мнение налоговиков не бесспорно. Чтобы поставить к вычету НДС, нужно выполнить ряд условий. В частности, имущество должно быть оплачено и получено, у покупателя имеется счет–фактура, и это имущество будет использоваться в производственных целях. Никаких других условий для вычета НДС Налоговый кодекс не предусматривает. В связи с этим тот факт, что автомобиль не подлежит восстановлению, не влияет на вычет по НДС и восстанавливать налог не нужно.
Отстаивать свою точку зрения придется скорее всего в суде. Арбитражные суды в этом споре занимают сторону фирм. В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2003 г. № А31-2989/15.
В налоговом учете потери от ДТП относятся к внереализационным расходам (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК). Затраты на возмещение причиненного вреда также признаются внереализационными.
ДТП с застрахованным автомобилем
В бухгалтерском учете расчеты по страхованию отражаются на субсчете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию». При этом доходы и расходы фирмы, связанные с наступлением страховых случаев (в частности, ДТП), относятся к чрезвычайным. Возмещение страховой компанией ущерба, возникшего у фирмы в результате аварии, отражается записями:
Дебет 76-1 Кредит 99
– отражено страховое возмещение, причитающееся к получению;
Дебет 50, 51 Кредит 76-1
– получена страховая выплата в возмещение ущерба.
Пример
ЗАО «Актив» в январе 2003 года застраховало свой автомобиль от любого ущерба сроком на один год. Сумма страхового взноса составила 30 000 руб. В ноябре того же года автомобиль попал в ДТП. В результате аварии машина не подлежит восстановлению.
Покупная цена автомобиля равна 210 000 руб., в том числе НДС – 35 000 руб. На момент ДТП на него начислена амортизация в размере 50 000 руб. «Актив» принял решение восстановить НДС, приходящийся на остаточную стоимость автомобиля.
В декабре фирма получила страховку за машину в размере 180 000 руб. Бухгалтер «Актива» сделал в учете такие записи:
В январе
Дебет 76-1 Кредит 51
– 50 000 руб. – перечислена страховщику сумма страхового взноса;
Дебет 97 Кредит 76-1
– 50 000 руб. – сумма страхового взноса отражена в составе расходов будущих периодов.
Ежемесячно с января по ноябрь
Дебет 26 Кредит 97
– 2500 руб. (30 000 руб. : 12 мес.) – расходы на страхование, относящиеся к текущему месяцу, включены в состав затрат.
В ноябре
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– 175 000 руб. (210 000 – 35 000) – списана первоначальная стоимость автомобиля;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 50 000 руб. – списана амортизация, начисленная за время эксплуатации автомобиля;
Дебет 99 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 125 000 руб. (175 000 – 50 000) – списана остаточная стоимость автомобиля;
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 25 000 руб. (125 000 руб. х 20%) – восстановлена сумма НДС, ранее принятая к вычету, приходящаяся на остаточную стоимость автомобиля.
В декабре
Дебет 76-1 Кредит 99
– 180 000 руб. – начислена сумма страхового возмещения;
Дебет 51 Кредит 76-1
– 180 000 руб. – получены денежные средства по страховке;
Дебет 26 Кредит 97
– 5000 руб. (30 000 руб. – 2500 руб. х 10 мес.) – включена в затраты несписанная сумма расходов на страхование.
–конец примера–
В налоговом учете расходы на страхование включаются в состав прочих затрат. При этом они единовременно списываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором фирма оплатила страховые взносы. Однако если договор заключен на срок более одного отчетного периода и предусматривает уплату страхового взноса разовым платежом, расходы по такому договору следует признавать равномерно в течение срока действия договора.
Страховые выплаты в целях налогового учета включаются во внереализационные доходы фирмы. Они учитываются при расчете налога на прибыль.
Начать дискуссию