Маркировка рекламы

Маркировка рекламы в 2024: как не попасть на штрафы

Реклама — действенный, но не всегда прозрачный способ продвижения товаров и услуг. Чтобы исключить серые схемы, в сентябре 2022 года рекламодателям РФ законодательно предписано маркировать рекламу. С 1 сентября 2023 введены штрафы за нарушение требований о маркировке.  
3 тыс. 727
Маркировка рекламы в 2024: как не попасть на штрафы
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Требование Роскомнадзора в ноябре 2023 года маркировать рекламу в Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ) вновь всколыхнуло общественный интерес к теме.

Ранее вопрос трактовался в ином ключе: после блокировки в России запрещенной соцсети рекламные размещения в ней не попадали под регулирование закона, заявляла ФАС в августе 2023.

О том, что именно считать рекламой и как неумышленно не нарваться на штрафы в будущем году, совершив противозаконные действия, рассказываем в статье.

Что считать рекламой

Реклама отличается от предоставления информации призывом к покупке. Однако призыв не всегда легко считывается аудиторией, нередко действуя на эмоциональном уровне. Маркировка, напротив, демонстрирует преследование источником коммерческих целей и помогает избежать манипуляций в отношении спроса на товар.

Согласно пункту 1 статьи 3 закона «О рекламе»: «реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Другими словами, реклама привлекает внимание неопределенной аудитории в определенный срок, продвигает продукт, содержит ссылку на соцсети или сайт.

«Неопределенный круг лиц» здесь означает, что информация не отправляется конкретным людям и может заинтересовать сторонних пользователей.

Для внесения ясности в то, что нужно маркировать, а что нет, воспользуйтесь списком. 

Не маркируем/Не реклама:

  • Аналитика, обзор, новость. Направлены на ознакомление с информацией; 

  • Социальная реклама. Содержит четкий список адресатов;

  • Email-рассылка. Есть пометка «на правах социальной рекламы»;

  • Сайт или интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу. Знакомит с ассортиментом продукции;

  • Акции, цены, мероприятия и иные действия в текущей хозяйственной деятельности в постах компаний;

  • Нативная интеграция. Товар упоминается в жизненном контексте автора без обзора на его функции;

  • Бизнес-страницы сообщества Вконтакте. Обладают справочно-информационным характером, предназначены для получения сведений о деятельности компании, товарах и ценах.

Да, реклама/Маркируем. В контент входит: 

  • Призыв к покупке; 

  • Призыв обратиться в личные сообщения; 

  • Упоминание артикула бренда;

  • Карточка товара;

  • Ссылка на сайт компании;

  • Розыгрыши с перечислением призов;

  • Репосты с сайта;

  • Размещение на онлайн-сервисе бизнеса сведений о товарах и продуктах различных производителей;

  • Приемы рекламных интеграций на площадках Telegram, ВК, Одноклассники, Instagram. Посты, статьи, сторис, видеоролики, аудиосообщения, аудиотрансляции, видеотрансляции. 

  • Бартерная реклама. Размещения, которыми компании обмениваются — имеют стоимость, их нужно маркировать;

  • Реклама на Авито. Маркировке подлежит реклама, которая размещается через Яндекс Директ, а также собственная медийная реклама Авито.

Как маркировать

У разных ведомств свои правила маркировки рекламы. ФАС (Федеральная антимонопольная служба) требует пометку «реклама» и информацию о рекламодателе и его сайте, а Роскомнадзор (Федеральная налоговая служба) Идентификатор (токен) erid и отчетность.

Чтобы отметить маркетинговый контент, внесите данные о рекламной кампании в ОРД (оператор рекламных данных). Укажите, с кем состоялся договор, дату сделки, стоимость, публикацию с наполнением. ОРД передаст эти данные в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы) Роскомнадзора. +

После заключения договора и оплаты услуг необходимо получить токен — маркер рекламы. На выходе маркировка будет содержать информацию о рекламодателе: название организации и ИНН, ERID-идентификатор + код токена. Например, «Реклама. ООО «Дом». ИНН 6739629476 ERID: FjN9KJLH4».

Обратите внимание! На отправку отчета по статистике и актов выполненных работ у рекламодателя есть 30 дней, следующих за месяцем размещения объявления. Статистику подает тот участник процесса, который получал токен.

В ней должна быть указана запланированная дата выхода рекламного контента и предполагаемые охваты рекламных действий, а также фактическая дата и охваты. Следует указать и соцсеть или сайт, где размещена реклама, стоимость и акты выполненных работ.

Мы, как рекламное агентство, подаем два акта по каждой рекламной интеграции: с клиентом (работодателем) и с рекламораспространителем. 

Обратите внимание! В посты необходимо добавлять информацию о рекламодателе и токен в начале текста. В сторис  токен вставляется поверх видео или в следующей истории после рекламной. В видео следует указать информацию о рекламодателе и добавить рекламный токен на видеоизображение в описании или в комментарии к нему. На подкасте/кружке в Telegram указывается токен, рекламодатель и отметка «Реклама» в описании или первом комментарии к нему.

Штрафы

Вопросы контроля за соблюдением требований к рекламе в интернете разделены между ФАС и Роскомнадзором. Размеров штрафов:

  • для граждан — от 10 000 до 30 000 ₽;

  • для должностных лиц — от 30 000 до 100 000 ₽;

  • для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 ₽.

Если лицо не получило уникальный идентификатор — токен, не разместило его в рекламе или разместило с нарушениями, то штрафы от ФАС:

  • для граждан — от 30 000 до 100 000 ₽;

  • для должностных лиц — от 100 000 до 200 000 ₽;

  • для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 ₽.

Следует учитывать, что одна реклама суммирует штрафы от разных ведомств, отвечающих за распространение информации.

То есть одна реклама без надлежащей маркировки может собрать состав нарушений по разным ведомствам. Например: за 4 рекламных поста без маркировки ИП заплатит не 220 000, а 880 000 рублей.

Обратите внимание! Отслеживают наличие маркера у рекламы не только блюстители закона. Жалобу в  антимонопольный орган  может подать любой неравнодушный гражданин. 

Осенью 2023 года небезызвестный уфимский паблик в Telegram-канале, который находился в статусе ИП, не внял к введению штрафов за маркировку и продолжил публиковать рекламу по старинке. После жалоб неравнодушных граждан владельцу публичной страницы было присвоено штрафов на несколько миллионов рублей сразу от двух ведомств. 

Поправки в закон о рекламе предупреждают распространение информации, нарушающей законодательство, и делают рынок интернет-рекламы прозрачным.

Пользователи самостоятельно могут считать, кто и с какой целью предлагает им товар. Бизнес, привыкший иметь дело с документооборотом, в 2024 году будет полностью адаптирован к получению токена. Тем, кто в 2023 еще не приобрел привычку к отчетности в рекламной деятельности, в 2024 году придется ей обзавестись.

Блогерам, публичным лицам, компаниям или новым фирмам, имеющим небольшой опыт в качестве рекламодателей, стоит обращаться за профессиональной поддержкой в данном вопросе, чтобы из-за поверхностного понимания вопроса и безотчетных действий не подвергнуться штрафным санкциям. 

Комментарии

1
  • "Мы, как рекламное агентство, подаем два акта по каждой рекламной интеграции: с клиентом (работодателем) и с рекламораспространителем" - вы же и маркируете, и статистику с актами/отчетностью вносите?
    А рекламораспространитель - ничего? Датель понятно ничего, он товар делает, ему некогда маркировать он вас нанял. А распространитель тоже на вас полагается? Что вы все акты внесете, аккуратно заполненные? :)

Увеличат необлагаемый НДФЛ и взносами лимит суточных

Сейчас не облагаются НДФЛ и страховыми взносами суточные в размере 700 рублей в день. Этот лимит могут увеличить, но не для всех.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🔥Узнайте все о налогах, учете и кадрах за один день на конференции «Клерка». Прямо сейчас заберите полезное видео: как списать дебиторку

На IV всероссийской бухгалтерской конференции «Клерка» эксперты в области бухгалтерии, кадров и налогов расскажут, как бухгалтерам работать с новыми изменениями в законодательстве.

Договор аутстаффинга: составляем без ошибок

Аутстаффинг — использование наемного труда вне штата — это легальный способ кадровой оптимизации, к которому прибегают многие российские компании. Оказывать услуги аутстаффинга вправе лишь аккредитованные организации.

Договор аутстаффинга: составляем без ошибок
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как предпринимателю уменьшить УСН и патент на страховые взносы в 2024 году. Новые правила и примеры

ИП и организации привыкли уменьшать налог УСН «доходы» и патент на уплаченные взносы. Но недавно ситуация изменилась, и в 2024 году налог уменьшают на взносы по новым правилам. В статье разбираем изменения, приводим примеры уменьшения налога по УСН и патенту и объясняем, как пересчитать налог с учетом новых правил.

Как предпринимателю уменьшить УСН и патент на страховые взносы в 2024 году. Новые правила и примеры

Нормы ТК сформулированы так, что толковать и применять их можно разными способами. Интервью с Еленой Воробьевой

Топовый лектор России по начислению и налогообложению заработной платы Елена Воробьева расскажет, на какие моменты обратить внимание работодателям в 2024 году.

Нормы ТК сформулированы так, что толковать и применять их можно разными способами. Интервью с Еленой Воробьевой

Минцифры обяжет Apple разрешить установку приложений из сторонних магазинов

Компания Apple будет обязана разрешить пользователям устанавливать мобильные приложения на iOS из сторонних магазинов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Не забудьте сегодня сдать отчеты и уведомление по ЕНП

В уведомлении по ЕНП, которое надо сдать сегодня, будет НДФЛ с кодом периода 21/02, взносы с кодом 21/01 и имущественные налоги с кодом 34/04. Кроме того, сегодня надо сдать еще несколько отчетов.

✅Как сделать красивую таблицу в Excel? +100500 к профессионализму

Содержание важнее формы. Однако, наполнение в красивой упаковке легче воспринимается. А создатель табличного шедевра сразу прибавляет +100500 к своему профессионализму. Попробуйте один из вариантов профессионального оформления таблицы. Забирайте в Избранное.

✅Как сделать красивую таблицу в Excel? +100500 к профессионализму
24
583

5 проблем молодого и растущего бизнеса

Для многих предпринимателей развитие бизнеса — это про рост продаж и увеличение выручки. Однако на этом пути встречаются и другие, менее очевидные проблемы.

5 проблем молодого и растущего бизнеса
Бесплатно с УСН

Как считать, платить и отражать в декларации минимальный налог при УСН в 2024 году: примеры

Срок уплаты минимального налога за 2023 год – до 28.03.2024 для организаций и 29.04.2024 – для ИП. Уведомление по ЕНП не нужно. КБК в платежке = КБК ЕНП.

Как считать, платить и отражать в декларации минимальный налог при УСН в 2024 году: примеры

Группа «Тинькофф» зарегистрировалась в САР на острове Русский

«Тинькофф» стал 70-й компаний, зарегистрированной на острове Русский. Головная структура банка переехала с Кипра в специальный административный район.

ФСБУ

Все действующие ПБУ и ФСБУ в 2024 году

В 2024 году бухгалтеры ведут учет, опираясь на действующие ПБУ и новые ФСБУ. Подготовили полный список.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как без проблем перейти на МЧД в 2024 году

С 1 сентября 2024 года сотрудники организации смогут подписывать документы только с помощью личной электронной подписи физлица и машиночитаемой доверенности. У компаний осталось менее полугода на то, чтобы привести рабочий документооборот в соответствие с законом. Расскажем, как это сделать быстро и без ошибок.

Как без проблем перейти на МЧД в 2024 году

Мосбиржа за 2023 год заработала больше 60 млрд рублей

Чистая прибыль Московской биржи увеличилась на 67,5%, до 60,8 млрд рублей.

Минэкономики: коллекторы, банки и МФО из «недружественных» стран могут взыскивать долги с россиян

Минюст хотел запретить компаниям с иностранным участием взыскивать долги с россиян, однако Минэкономики не поддержало эту идею.

Расскажите о самых смешных собеседованиях на пост бухгалтера!

Всем привет! В прошлый раз получился очень крутой опрос на тему хотите ли вы работать главбухами)) Мы написали про него в выпуске Ночного бухгалтера https://www.klerk.ru/buh/articles/597925/. Сегодня хочу попросить вас рассказать о самых трешовых, странных, смешных собеседованиях, которые были у вас в жизни, когда вы устраивались работать бухгалтером.

Результаты перехода на единый налоговый счет для бизнеса: как платить налоги в 2024 году

В начале 2023 года все налогоплательщики перешли на новый порядок оплаты обязательных платежей – через ЕНС. Прошел год и уже сейчас можно оценить результаты таких глобальных перемен. Разберем, что изменилось в ЕНС за год, и какие способы оплаты налогов действуют в 2024 году.

Результаты перехода на единый налоговый счет для бизнеса: как платить налоги в 2024 году

Кейс: Как снизить дефицит персонала в магазинах за счет самозанятых

Кадровый голод в ритейле касается почти 85% компаний, по данным исследовательского центра SuperJob за 2023 год. Торговые сети ищут способы решения проблемы недоштата, пробуя различные варианты. В статье рассмотрим кейс ритейлера с крупной розничной сетью в Сибири и на Дальнем Востоке.

Кейс: Как снизить дефицит персонала в магазинах за счет самозанятых

Работодатели отказываются от удаленки и хотят видеть сотрудников в офисе

Компании пытаются вернуть сотрудников в офисы. Работодатели чаще предлагают гибридный формат работы, чтобы команда могла собраться вместе хотя бы в определенные дни.

363

Российский бизнес запустил 11 тысяч филиалов в дружественных странах

Открывая представительства в других странах, предприниматели экономят на логистике и налогах, получают ВНЖ и доступ к иностранным расчетным системам.