Учетная политика

Задачи завтрашнего дня...

От того, насколько грамотно будет разработана учетная политика организации на 2002 год, будут зависеть успех деятельности этой организации в будущем и суммы уплачиваемых ею налогов. О том, как правильно разработать учетную политику организации, рассказал доктор экономических наук, профессор кафедры бухучета и аудита Санкт-Петербургского торгово-экономического института Виктор Патров на семинаре, проведенном 19 ноября Петроградским Союзом предпринимателей.

От того, насколько грамотно будет разработана учетная политика организации на 2002 год, будут зависеть успех деятельности этой организации в будущем и суммы уплачиваемых ею налогов.
О том, как правильно разработать учетную политику организации, рассказал доктор экономических наук, профессор кафедры бухучета и аудита Санкт-Петербургского торгово-экономического института Виктор Патров на семинаре, проведенном 19 ноября Петроградским Союзом предпринимателей.

Задачи завтрашнего дня...


Как всем известно, согласно последним изменениям в законодательстве РФ, с 1 января 2002 года организации необходимо:
- перейти на новый план счетов бухгалтерского учета;
- иметь утвержденную учетную политику на 2002 год в целях налогового и бухгалтерского учета;
- одновременно с отражением хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета фиксировать их в регистрах налогового учета, которые каждая организация должна разработать самостоятельно;
- выбрать метод налогового учета - кассовый или метод начисления - для каждого налога, то есть принять решение, какой из методов выгоднее и удобнее для организации.

...начинаем решать уже сегодня!
Следовательно, до конца декабря 2001 года бухгалтер и руководитель организации должны провести большую совместную работу.
Из выступления Виктора Патрова мы выделили рекомендации, прямо адресованные им.

Для перехода на новый план счетов бухгалтеру необходимо:
1. Составить рабочий план счетов и утвердить его приказом по учетной политике организации до 1 января 2002 года.
В рабочий план счетов войдут используемые организацией счета, система субсчетов и забалансовых счетов. Возможно, многие бухгалтеры разработают свою систему субсчетов к счетам 90 и 91, поскольку рекомендованная система учета не содержит субсчетов для учета сумм налога с продаж, отдельных субсчетов для коммерческих, управленческих, операционных и внереализационных расходов. Также многим бухгалтерам нужно организовать аналитический учет по этим счетам.
2. Организовать инвентаризацию до конца декабря, чтобы иметь заверенные комиссией остатки на 1 января 2002 года.
Самое главное - правильно провести инвентаризацию остатков на конец года по тем счетам, которых по новому плану счетов уже не будет (так как их сальдо должно быть перенесено на другие счета), и по тем счетам, которые будут обЪединены в новом плане счетов.
Поскольку в инвентаризации участвуют материально ответственные лица, потребуется организовывать инвентаризационные комиссии, поэтому ни в коем случае нельзя затягивать этот процесс.

Самое сложное - инвентаризация МБП
С нового года в учете не будет привычных нам малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Это утверждение следует из того, что ПБУ 6/01 отменил стоимостный критерий, а ПБУ 5/01 отменит его с 1 января 2002 года. Таким образом, критерием для отнесения в состав основных средств или материалов с 1 января 2002 года будет только срок полезного использования.
Следовательно, на 1 января 2002 года необходимо проинвентаризировать счет 12 на предмет срока полезного использования числящихся на нем активов.

Срок использования будет определять комиссия
В сложных и сомнительных ситуациях - когда нет подтверждающих срок использования документов (гарантийных талонов, паспортов на инструменты и оборудование и т.п.) - для того, чтобы у бухгалтера не было проблем с налоговой инспекцией, следует создать внутренюю комиссию по определению сроков полезного использования исходя из реальных условий работы организации. Например, дырокол или степлер в секретариате служит менее года, а в других отделах фирмы может служить дольше, в зависимости от интенсивности его использования. Результаты работы комиссии должны быть оформлены актом и заверены подписью руководителя.

МБП переводятся в состав основных средств или материалов
Операцию по переводу МБП следует осуществить до 1 января 2002 года, чтобы с нового года уже начислять амортизацию по переведенным в состав основных средств активам.
Разделение МБП на основные средства и материалы делается в зависимости от срока их полезного использования. Если оставшийся срок использования превышает 1 год - это основные средства, если меньше - это материалы.
Для переноса остатков бухгалтер должен сделать проводки:
Д 01 К 12 - для МБП со сроком полезного использования более года, переводимых в состав основных средств;
Д 10 К 12/1 - для МБП со сроком полезного использования менее года, переводимых в состав оборотных активов (на соответствующие с/счета 10.4,10.6,10.9 и др.).

Как быть с уже амортизированными МБП?
Много вопросов возникает и по начисленной ранее амортизации МБП.
Для тех МБП, которые переводятся в состав основных средств, независимо от того, начислялся износ в размере 100% или 50%, его итоговую сумму, которая будет являться сальдо счета 13, переносим одной проводкой на счет 02"Износ основных средств": Д 13 К 02. А уже после перевода в состав основных средств, амортизация этих активов будет начисляться по другим ставкам, рассчитанным в соответствии с Письмом МНС от 11.09.2000 ? ВГ-6-02/731 "Об амортизации основных средств".
Для тех МБП, которые переводятся в состав оборотных активов (счет 10), но уже были в эксплуатации в 2001 году (счет 12/2), необходимо выявить их остаточную стоимость, чтобы уже в декабре списать ее на финансовые результаты года. В этом случае их стоимость войдет в расходы соответствующего периода. Несмотря на то, что официальных указаний МНС на этот счет нет, лучше сделать это до конца 2001 года, чтобы при налоговых проверках не было проблем со списанием в 2002 году расходов, относящихся к прошлым периодам.
Для этого разработана корреспонденция счетов:
Д 13 К 12/2 - закрыли 50% износа МБП;
Д 20, 46 (90) К 12/2 - списали оставшиеся 50% на итоги года.

Если ничто другое не помогает, прочтите наконец инструкцию!
Общая рекомендация для бухгалтеров: до окончания года необходимо проинвентаризировать аналитику на всех счетах, которые в соответствии с изменениями в законодательстве закрываются или обЪединяются при переходе на новый план счетов. При этом нужно внимательно отнестись к методическим рекомендациям по ведению нового плана счетов - нередко они имеют различия с рекомендациями к аналогичным старым счетам.

Правильно разработанная учетная политика на 2002 год - залог успеха в будущем
"учетная политика для целей налогообложения" - такой термин в российском учете появился впервые, но в нем уже давно существует, например, ведение учета для исчисления налогов методами"по отгрузке" или"по оплате" по выбору налогоплательщика. Со следующего года налогоплательщики будут иметь новый выбор: вести учет кассовым методом или методом начисления. Эти методы имеют ряд принципиальных отличий от применяемых ранее методов"по отгрузке" и"по оплате".
Такой выбор будет дан тем организациям, выручка которых не превышала
1 млн. рублей за каждый квартал предшествующего налогового периода. Остальные обязаны будут перейти на метод начисления. К этому также следует готовиться заранее, особенно тем организациям, которые ранее применяли метод учета"по оплате" и переходят на метод начисления.
У тех же малых и средних предприятий, которым дан выбор, есть время просчитать, какой метод учета им выгоднее. Принять решение нужно уже до 1 января 2002 года. Поэтому необходимо заняться этими расчетами и подготовкой проекта учетной политики для целей налогообложения уже сейчас.

Как самим разработать регистры налогового учета?
С 1 января 2002 года вступает в действие статья 313 главы 25 НК РФ, которая требует ведения налогового учета. Согласно этой статье каждый налогоплательщик может создавать свои удобные ему регистры налогового учета.
Несмотря на то, что в НК РФ статьи 313-333 посвящены налоговому учету, такой термин появился впервые. Тем не менее бухгалтеры уже давно ведут налоговый учет путем заполнения книг покупок и продаж, справок к форме ? 2, бухгалтерских справок к расчетам налогооблагаемой базы и проч. На их основе и можно разработать регистры налогового учета.

Как организовать налоговый учет на предприятии?
Есть два варианта:
1. Крупные предприятия могут позволить себе создать отдельное подразделение.
2. Малым и средним предприятиям придется совмещать эти функции в одной бухгалтерии. В этом случае на рядового бухгалтера ляжет необходимость вести дополнительно регистры налогового учета, дополнительно инвентаризировать имущество, доходы и расходы в случаях возникновении разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Могут быть ситуации, когда показатели, рассчитанные для целей налогового учета, не совпадают с аналогичными в бухгалтерском учете. Тогда бухгалтеру будет необходимо заводить отдельные регистры для налогового и бухгалтерского учета. Для упрощения учета бухгалтер может открывать субсчета для отражения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Например, субсчета"командировочные в пределах норм" и"командировочные сверх норм".

О чем нужно до конца года позаботиться руководителю организации?
Так как по закону руководитель - и именно он! - несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, ему необходимо уже до конца года:
- обеспечить бухгалтерию новыми версиями бухгалтерских программ с новым планом счетов, подпиской на специализированные издания и регистрами учета;
- в связи с введением налогового учета либо создать отдельное подразделение по ведению налогового учета на предприятии, либо, если у организации нет такой возможности, доплачивать бухгалтерам за совмещение этих обязанностей в одной бухгалтерии;
- обеспечить бухгалтеру возможность произвести инвентаризации основных средств, МБП, материалов на конец года. В первую очередь - это создание и организация работы комиссии для определения срока службы МБП. Во вторую очередь - это обеспечение проведения сверок с другими организациями. Особенно это касается счетов, остатки которых должны быть сверены на 31 декабря 2001 года, счета закрыты и остатки перенесены на другие счета нового плана счетов. Например, долгосрочные финансовые вложения;
- обязательно принять активное участие в разработке учетной политики в целях налогового и бухгалтерского учета.
Руководителю необходимо самому разобраться в различиях между методами налогового учета - кассовым и методом начисления - и самому принять решение, на какой метод выгоднее перейти организации. Так как это решение окажет значительное влияние на финансовые результаты и суммы налогов, которые в дальнейшем будет платить организация, то ответственность за это решение и его последствия полностью лежит на руководителе этой организации.
Ольга Самойленко

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?