Законопроекты

Эксперименты с налогом на недвижимость

В начале марта правительство одобрило основные направления развития налоговой политики на 2008–2010 годы. В частности, было принято окончательное решение ввести все-таки налог на недвижимость, который, по сути, объединит существующие в настоящее время налоги на имущество физлиц, организаций и налог на землю. Проблемы, с которыми предприниматели могут столкнуться в связи с этим новшеством, обсуждали участники круглого стола с одноименным названием «Налогообложение недвижимости организаций».

В начале марта правительство одобрило основные направления развития налоговой политики на 2008–2010 годы. В частности, было принято окончательное решение ввести все-таки налог на недвижимость, который, по сути, объединит существующие в настоящее время налоги на имущество физлиц, организаций и налог на землю. Проблемы, с которыми предприниматели могут столкнуться в связи с этим новшеством, обсуждали участники круглого стола с одноименным названием «Налогообложение недвижимости организаций».

А. Уйменов, корреспондент "Федерального агентства финансовой информации"

Трудности, связанные с введением единого налога на недвижимость, обсуждались уже не раз. Эксперимент по его применению был блестяще проведен в Великом Новгороде и не удался в Твери. Как сообщил ведущий круглого стола заместитель председателя Комитета по бюджету Совфеда Вячеслав Новиков, именно провал в Твери сподвиг законодателей вывести работу над законом о налогообложении организаций на межведомственный уровень. Текст проекта, разработанный Государственным научно-исследовательским институтом развития налоговой системы ФНС (ГНИИРНС ФНС) был разослан по заинтересованным министерствам, ведомствам и в регионы, после чего, по словам Новикова, на Совет Федерации обрушился буквально вал отзывов. "На моей памяти первый раз случилось так, что шестьдесят шесть субъектов откликнулись на нашу просьбу обсудить этот законопроект, — заявил докладчик. — В общей сложности мы получили более ста семидесяти заключений. Проблема введения налога на недвижимость действительно крайне волнует власть как в центре, так и на местах".

Новиков не преминул отметить, что подготовленный законопроект актуален для России еще и потому, что налог на недвижимость — один из основных во всех развитых странах мира. Таким образом, участников круглого стола подвели к мысли о неизбежности появления нового источника доходов в государственную казну, и весь вопрос лишь в сроках. "Должны ли мы принимать и вводить в действие законопроект достаточно быстро или же стоит дать время субъектам Федерации на осознание новых налоговых перспектив?" — размышлял вслух Новиков. Он же поставил перед собравшимися еще ряд проблем, в том числе: нужны ли дополнительные эксперименты с применением разработанного законопроекта с налогом на недвижимость в регионах, как скоро надо принимать закон о новом налоге и находящийся на обсуждении в Госдуме законопроект о госкадастре недвижимости. "Все обозначенные проблемы нам с вами надо решить в самое ближайшее время", — заметил ведущий круглого стола.

Первым делом — кадастр

Прочувствовать истинную глубину проблем позволил присутствующим один из авторов законопроекта о налогообложении недвижимости организаций, генеральный директор ГНИИРНС ФНС Асламбек Паскачев. Для начала он напомнил, что в свое время в Госдуме прошел первое чтение законопроект о местном налоге на недвижимость, однако несмотря на проявленный со стороны депутатов и чиновников интерес к документу дальнейшее его обсуждение застопорилось. Виной тому достаточно очевидные трудности с организацией учета, инвентаризацией, а также с рыночной оценкой недвижимости. По словам Паскачева, этих проблем не будет, если как можно скорее принять закон о государственном кадастре недвижимости. Ученый отметил, что основными принципами этого документа являются применение единой технологии создания и ведения кадастровой системы, а также обязательность учета всего недвижимого имущества. Однако следует иметь в виду, что кадастровая оценка всех поставленных на учет объектов, на основе которой и должен начисляться налог на недвижимость, будет произведена не раньше 2014 года, предостерег участников круглого стола от неоправданных надежд Асламбек Паскачев.

Туманная ставка

Что касается собственно законопроекта о налогообложении недвижимости фирм, то он, по словам докладчика, определяет налогоплательщиков — российские и иностранные организации; объект — земельные участки и расположенное на них недвижимое имущество; налоговую базу, которая определяется на основании оценки кадастровой стоимости. "Надо сказать, что в разных странах базу для налога определяют далеко не одинаково: в одних — по кадастровой стоимости объекта, а в других учитываются возможные рентные поступления от недвижимости", — пояснил он. Остались вопросы и по конкретной ставке налога. Чувствовалось, что сам Паскачев не уверен в том, как высчитать ставку для России с ее чудовищным социальным расслоением. В одном он убежден — размер налога в нашей стране должен быть дифференцирован. При этом, по мнению эксперта, государству необходимо будет определить не облагаемый налогом минимум находящегося в собственности недвижимого имущества.

Экспертная группа по подготовке законопроекта поставила перед участниками круглого стола и еще одну важную проблему — должен ли быть единым налог для физических и юридических лиц. "С нашей точки зрения, для удобства администрирования целесообразно установить два разных налога", — озвучил мнение ученых Паскачев. Неясно, по его словам, и то, как вводить налог на недвижимость — сразу во всей стране или поэтапно, с учетом готовности регионов. Сотрудники налогового института считают, что переживать единовременные налоговые пертурбации в состоянии лишь жители небольших европейских государств типа Люксембурга, а вот в России, как показывает опыт, подводить людей к серьезным переменам нужно с толком, с расстановкой. "Ошибки в таких делах могут иметь самые серьезные последствия", — предупредил чиновников от поспешности докладчик. Таким образом, ответил Паскачев на поставленный Вячеславом Новиковым в начале заседания вопрос, новый эксперимент с отработкой нового законопроекта на территории отдельных областей нужен. "Надо начать работу в двух-трех регионах, где уже есть хотя бы минимальный опыт применения этого налога. К тому времени, когда у нас уже будет кадастровая оценка, когда все механизмы будут отработаны, мы сможем распространять налог на всю страну", — заявил генеральный директор института развития налоговой системы. Быть может, после этих слов предпринимателям Великого Новгорода и Твери стоит начать готовиться к тяжелым испытаниям.

Несвоевременный налог

Впрочем, возможно, что новая проверка новгородских и тверских бизнесменов на стойкость состоится не так уж скоро. Введение нового налога на недвижимость, который должен в перспективе заменить имущественный и земельный налоги, может быть отложено на неопределенный срок. Об этом заявила заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Надежда Гаврилова. "Мы считаем, что сегодня еще не пришло время рассматривать и принимать законопроект о введении налога на недвижимость", — озвучила она официальную позицию своего ведомства и попыталась обосновать ее. Основным препятствием, согласилась она с Асламбеком Паскачевым, является отсутствие законодательной базы для составления государственного кадастра недвижимости. Она еще раз заметила, что работа по постановке на кадастровый учет земельных участков, зданий и сооружений, а также объектов незавершенного строительства потребует большого количества времени и колоссального напряжения сил. "Так что новая глава в Налоговом кодексе появится никак не раньше 2009 года", — слегка успокоила консервативно настроенных законодателей, чиновников и предпринимателей Гаврилова. Заметим, что представитель Минфина согласилась с экспертом из Института развития налоговой системы и в том, что введение налога на недвижимость в стране должно производиться постепенно. "Скорее всего, налог будет региональным, однако далеко не все субъекты Федерации смогут одинаково быстро приспособиться к столь серьезным переменам в налоговой системе", — подчеркнула она.

Тем не менее введение налога на недвижимость, по словам Гавриловой, должно стать важным шагом реформирования системы налогообложения в России, поскольку оно позволит сократить число имущественных налогов, упростить процедуру их исчисления, улучшить администрирование и сократить расходы на него. Но это все плюсы для государства в целом и его казны в частности. А что даст появление этого налога предпринимателям? Чиновник Минфина заверила бизнес, что подобная реформа позволит вывести из-под налогообложения активную часть основных средств организаций. Но вот только судить о том, перевесит ли этот пока не слишком очевидный плюс явственные минусы от введения налога на недвижимость, Гаврилова не взялась.

Начать дискуссию