Управление финансами

Премудрости финансового аутсорсинга

Разве можно собственноручно передать в ведение чужой фирмы самое ценное и сокровенное, что есть у компании, – бухгалтерию и финансы? Как показывает практика, да. Причем это даже полезно. Многие отечественные холдинги уже осознали целесообразность данной процедуры и пользуются услугами сторонних организаций.

Разве можно собственноручно передать в ведение чужой фирмы самое ценное и сокровенное, что есть у компании, – бухгалтерию и финансы? Как показывает практика, да. Причем это даже полезно. Многие отечественные холдинги уже осознали целесообразность данной процедуры и пользуются услугами сторонних организаций. И все же не стоит безоговорочно доверять удачному опыту компаний. Прежде чем принять решение о финансовом аутсорсинге, собственникам следует тщательно оценить эффективность будущего проекта. Участники недавно прошедшей в Москве конференции «Аутсорсинг бизнес-процессов» уделили повышенное внимание особенностям процедуры передачи функций финансового отдела сторонним компаниям. Организатором мероприятия выступил Международный центр конференций «On Conference».

Ольга Сизова, эксперт «Консультанта»

В большинстве случаев передача некоторых процессов на аутсорсинг позволяет оптимизировать рабочий процесс и сократить затраты организации. В то же время передавать полностью в ведение сторонней компании все задачи финансового департамента фирмы вовсе не обязательно, иногда бывает достаточно поручить ей выполнять лишь отдельные его функции. Помимо этого, предприятие может использовать следующую схему: создать собственный корпоративный центр обслуживания и передать ему всю ответственность по составлению отчетности и контролю финансовых потоков между фирмами, входящими в группу компаний. Попробуем разобраться, какие же технологии финансового аутсорсинга в настоящее время доступны компаниям, а какие пока вызывают сомнения у бизнес-сообщества.

Любишь торговаться, люби и отчетность составлять

Гиганты отечественной экономики уже в полной мере оценили привлекательность такого инструмента финансирования, как размещение ценных бумаг на фондовых рынках. Вскоре вслед за пионерами потянулись и другие организации. На сегодняшний день стало очевидным, что вполне осознанный интерес отечественных предприятий к IPO растет с невероятной скоростью. Компании понимают, что, пробившись на западные фондовые рынки, они смогут привлечь сравнительно недорогое финансирование. Первое, что предпринимают организации, планирующие в перспективе осуществить размещение акций, – вводят в компании учет по правилам МСФО. Западным инвесторам обычно не интересна отчетность, подготовленная в соответствии с РСБУ, поэтому им приходится тратить колоссальные усилия и материальные ресурсы на то, чтобы перейти от традиционного бухгалтерского и налогового учета к учету по правилам МСФО. Вот тут-то и возникают проблемы, которые компания подчас не может решить самостоятельно. Например, разные сроки сдачи отчетности по двум типам стандартов. Фирмы часто сталкиваются с тем, что на момент закрытия периода по МСФО некоторые документы еще не получены компанией. Отдельные понятия, предусмотренные в РСБУ, отсутствуют в западных стандартах финансовой отчетности, поэтому правильно перевести их на «иностранный манер» бывает непросто. Помимо прочего, фирме требуется рассчитывать резервы для целей МСФО, а определиться с методикой их формирования «новичку» достаточно проблематично. Вопрос же о том, как отражать в учете по МСФО данные российского учета по начислению и уплате налогов, можно назвать самым волнующим для отечественных бухгалтеров.

С больной головы – на здоровую

Чтобы не наделать ошибок в самом начале пути и грамотно провести трансформацию российского учета в учет по правилам МСФО, фирме лучше обратиться к профессионалам. Благодаря тому, что за дело возьмутся специалисты, фирма всегда сможет быть уверена в том, что ее отчетность понятна иностранным инвесторам и банкам. Кроме того, у организации появится возможность с наибольшей точностью сопоставить свои данные с показателями других компаний отрасли и провести более глубокий и разносторонний анализ текущей деятельности.

Преимущества передачи функций по трансформации отчетности сторонней организации или сопровождения учета профессионалами очевидны. В результате такого рода финансового аутсорсинга компания может:

  • снизить количество организационных вопросов, в том числе по:
    • подбору сотрудников,
    • обучению,
    • созданию рабочих мест,
    • внедрению системы контроля за последними изменениями в учете;
  • сократить затраты, связанные с организацией отдела по ведению учета МСФО внутри предприятия;
  • привлечь высококвалифицированный персонал.

Не стоит, однако, забывать, что видимая необходимость аутсорсинга не может являться определяющим фактором при принятии решения о передаче бизнес-процессов в ведение сторонней организации. В первую очередь компании следует оценить финансовую эффективность аутсорсинговых проектов. По мнению Алексея Росфельдта, директора департамента рисков компании ISG, можно выделить несколько этапов, предшествующих принятию решения о передаче функции на аутсорсинг:

  1. анализ собственных возможностей компании;
  2. анализ возможностей потенциальных компаний-аутсорсеров;
  3. анализ и оценка рисков, расчет экономической эффективности проекта.

Только проведя подобные мероприятия, можно будет говорить о целесообразности аутсорсинга в конкретной компании.

Спрос рождает предложение

О том, на какого рода услуги в области трансформации отчетности и ведения учета по МСФО может рассчитывать предприятие, рассказала Елена Смирнова, менеджер департамента налогообложения и права компании Deloitte.

В настоящее время на рынке финансового аутсорсинга организации могут приобрести следующие услуги:

  • Разработку методологии трансформации учета по РСБУ в соответствии с международными стандартами, в том числе и разработку программного обеспечения.
  • Ведение учета МСФО на периодической основе.
  • Консолидацию составления отчетных форм.
  • Подготовку примечаний.
  • Расчет отложенных налогов.
  • Организацию тренингов в области подготовки и проведения трансформации.

Безусловно, у финансового аутсорсинга, как и у любой технологии управления, есть некоторые недостатки. Так, в организации документооборота из-за удаленности аутсорсера возникают затруднения. Однако практика показывает, что подобная проблема успешно преодолевается. В частности, для решения вопроса с документооборотом аутсорсер может проводить все работы на территории клиента. Необходимость раскрыть все карты перед сторонней фирмой нередко настораживает компании. Чтобы избавиться от подобных опасений, фирме необходимо тщательно выбирать аутсорсера, ориентируясь на его деловую репутацию и гарантии конфиденциальности, которые он предлагает. Ведь недостаток доверия в дальнейшем может помешать совместной работе партнеров.

«Чужой» среди своих

Помимо трудностей трансформации российского учета в учет по правилам МСФО, крупные предприятия с большим числом дочерних фирм также сталкиваются с проблемами при управлении финансовыми потоками и получении актуальной информации и отчетности. Для их решения можно создать специальную бизнес-единицу, которая будет оперативно генерировать данные по всем дочерним фирмам и передавать их в головную компанию. Формирование подобной организации можно считать еще одним вариантом финансового аутсорсинга. Особенностям процедуры создания корпоративного центра обслуживания в крупном холдинге был посвящен доклад Елены Панковой, директора отдела управленческого и операционного консультирования компании Deloitte. По ее словам, такая организация представляет собой самостоятельную бизнес-единицу, которая оказывает услуги в основном внутренним предприятиям группы компаний. Фирма работает на контрактной основе, выставляет счета за предоставление услуг и регулярно отчитывается перед их потребителями. Данная форма финансового аутсорсинга позволяет компании:

  • стандартизировать процессы и системы;
  • повысить уровень автоматизации;
  • увеличить эффективность труда;
  • снизить затраты на обслуживающий персонал и инфраструктуру;
  • улучшить систему контроля на уровне всей компании;
  • повысить качество обслуживания клиентов;
  • эффективно интегрировать вновь купленный бизнес;
  • найти оптимальный баланс между использованием внутренних ресурсов и аутсорсингом.

Особое внимание Елена Панкова уделила вопросам организации и внедрения новой бизнес-единицы. В частности, она отметила, что процесс организации корпоративного центра обслуживания предполагает разработку компонентов, без которых «внутренний» аутсорсер не сможет эффективно функционировать.

Докладчица обратила внимание присутствующих на то, что внедрение корпоративного центра обслуживания – это долгосрочное стратегическое решение, и его нельзя рассматривать как краткосрочную тактику сокращения затрат. Для того чтобы проект был успешным, необходимо обеспечивать регулярный, последовательный обмен данными между всеми участниками на каждом этапе внедрения. Поскольку новая структура станет своего рода центром пересечения всех финансовых потоков, для построения единой платформы и интегрированной системы следует осуществлять серьезные инвестиции в IT. Прежде чем заняться реализацией проекта и выбрать оптимальную концепцию перехода к работе с корпоративным центром обслуживания, компании необходимо тщательно проанализировать риски и преимущества каждого рассматриваемого подхода.

Будет и на нашей улице... корпоративный центр обслуживания

Тема создания корпоративного центра обслуживания вызвала повышенный интерес у присутствующих. В частности, Наталия Лем, начальник департамента бухгалтерского учета бухгалтерской службы ОАО «РЖД», поинтересовалась, существуют ли успешные примеры создания отечественными предприятиями корпоративных центров обслуживания в России. Оказалось, что пока еще не сложилась практика, на которую можно было бы с уверенностью ориентироваться. Между участниками конференции завязалась дискуссия. В ходе обсуждения выяснилось, что создание корпоративного центра обслуживания в условиях российской реальности – задача очень непростая, в основном это связано с некоторыми положениями законодательства. Ведь буквально на первых этапах реализации проекта компания сталкивается с трудностями при распределении центров ответственности между головной компанией и создаваемым аутсорсером, организации документооборота дочерних фирм с новой структурой, а также при налогообложении. В итоге участники пришли к выводу, что значимость подобного варианта финансового аутсорсинга, безусловно, высока, однако, прежде чем принимать решение о его использовании, следует тщательно согласовать все спорные вопросы с юристами и налоговыми инспекторами. Очевидно, что успешно применяемые на Западе концепции подобных проектов не вполне подходят для реализации в России и требуют доработки в соответствии с отечественным законодательством. Можно предположить, что в связи с укрупнением российского бизнеса интерес к данной теме в дальнейшем будет только расти. Вероятно, тогда появятся более конкретные ответы на спорные вопросы.

Елена Смирнова: «У финансового аутсорсинга, как и у любой технологии управления, есть недостатки»

Начать дискуссию

Утренний бухгалтер № 5684. Шесть рублей на человека: в 6-НДФЛ допустима погрешность при умножении дохода на налоговую ставку

Контрольные соотношения ФНС допускают погрешность при расчета налога на доходы физических лиц.

⚡ У бухгалтеров будет меньше времени на сдачу ЕФС-1

Сейчас подраздел 1.1 ЕФС-1 (бывшая СЗВ-ТД) сдают до 25 числа следующего месяца. Но есть случаи, когда сдать отчет надо на следующий день. Таких случаев будет больше.

1
Ипотека

Начали повышать ставки тем, кто второй раз пользуется льготной ипотекой

Банки ужесточают условия для нарушителей правила «одна льготная ипотека в одни руки».

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Практика Конституционного Суда по налогам за второе полугодие 2023

Рассматриваются ключевые решения КС по налоговым вопросам.

Заявлений в колледж через Госуслуги уже больше, чем за весь прошлый год: самые популярные места и специальности

Более 600 тыс. заявлений в колледж подали абитуриенты с помощью Госуслуг. Это уже на 100 тыс. больше, чем за весь прошлый год.

Общество

Принят закон, упрощающий проведение общих собраний СНТ

Совет Федерации одобрил разработанный при участии Росреестра закон, по которому дачникам, садоводам и огородникам станет проще проводить общие собрания членов СНТ и ОНТ.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Директора–руководили в разные периоды, в их действиях нет группы лиц по предварительному сговору

Суд первой инстанции осудил двух руководителей налогоплательщика, управлявших им в разные периоды, по части 2 ст. 199 УК, в том числе, по пункту «а», за уклонение от уплаты налогов по предварительному сговору группой лиц.

Известны итоги Статистического диктанта-2024

В этом году число написавших статистический диктант увеличилось вдвое в сравнении с 2023 годом и составило 33 933 человек.

Число МСП в гостиничном бизнесе на Кавказе выросло вдвое за 3 года

Гостиничный бизнес демонстрирует наибольший рост среди всех сфер, в которых работают малые и средние предприятия (МСП) Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Общество

Росреестр разработал методическое пособие по социальной догазификации

Для садоводов и огородников Росреестр разработал методические рекомендации по бесплатной догазификации СНТ.

Ужесточат контроль за содержанием пестицидов в готовой продукции

Руководитель Роскачества Максим Протасов в ходе заседания госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции предложил повысить эффективность контроля за содержанием пестицидов и агрохимикатов в том числе в части их контроля в готовой продукции.

Инвестиции

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Массовые льготные ипотеки под 8% всё, зато у застройщиков теперь можно взять под 5,9%! Ессссстессссна, есть нюанс. Зато это помогает толкать цены на квартиры снова вверх. Закончились обвалы акций и облигаций, ждём новую ключевую ставку, тыкаем палкой доллар. И ни слова про хомяка. Собрал самые интересные новости недели и упаковал их в этот пост. Го!

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Немного о том, как правильно дробить бизнес. Часть 2: важные организационно-технические моменты деятельности группы компаний

Попробуем сформулировать основные  рекомендации организационного (стратегического и тактического)  характера, соблюдение которых  поможет отбить как минимум 90% обвинений налоговиков в умышленном дроблении с целью незаконной оптимизации налогов.

Детские пособия

Почти 500 тысяч семей получили пособие при рождении ребенка

В течение шести месяцев с момента рождения ребенка у семей есть возможность подать заявление на единовременное пособие. Размер выплаты составляет больше 24 тысяч рублей.

Общество

Опубликован рейтинг регионов по органической продукции

Роскачество представило обновленный рейтинг субъектов РФ по количеству сертифицированных производителей органической продукции по итогам первого полугодия 2024 года.

Торговый сбор

Мастерская по ремонту телефонов не платит торговый сбор

Под торговый сбор подпадает деятельности, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Инвестиции

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

Кто на рынке всех смелее? Можно даже не сомневаться — это лизинговые компании. За деньгами инвесторов снова идёт Элемент Лизинг, а в качестве козыря в рукаве — девятнадцатипроцентный купон. При нём также есть ежемесячный купон и амортизация. Выглядит вполне интересно, посмотрим, что внутри.

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

В России растет число патентных поверенных

Квалификационные экзамены Роспатента успешно сдали 95 человек с начала 2024 года и 179 человек за 2023 год.

🍒 Зарегистрирован первый региональный бренд новых регионов РФ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».

5

Интересные материалы

Земельный налог

Земельный налог начисляют по данным Росреестра. ФНС: к нему и претензии

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН. Она применяется с 1 января года, являющегося налоговым периодом.