Управление финансами

Премудрости финансового аутсорсинга

Разве можно собственноручно передать в ведение чужой фирмы самое ценное и сокровенное, что есть у компании, – бухгалтерию и финансы? Как показывает практика, да. Причем это даже полезно. Многие отечественные холдинги уже осознали целесообразность данной процедуры и пользуются услугами сторонних организаций.

Разве можно собственноручно передать в ведение чужой фирмы самое ценное и сокровенное, что есть у компании, – бухгалтерию и финансы? Как показывает практика, да. Причем это даже полезно. Многие отечественные холдинги уже осознали целесообразность данной процедуры и пользуются услугами сторонних организаций. И все же не стоит безоговорочно доверять удачному опыту компаний. Прежде чем принять решение о финансовом аутсорсинге, собственникам следует тщательно оценить эффективность будущего проекта. Участники недавно прошедшей в Москве конференции «Аутсорсинг бизнес-процессов» уделили повышенное внимание особенностям процедуры передачи функций финансового отдела сторонним компаниям. Организатором мероприятия выступил Международный центр конференций «On Conference».

Ольга Сизова, эксперт «Консультанта»

В большинстве случаев передача некоторых процессов на аутсорсинг позволяет оптимизировать рабочий процесс и сократить затраты организации. В то же время передавать полностью в ведение сторонней компании все задачи финансового департамента фирмы вовсе не обязательно, иногда бывает достаточно поручить ей выполнять лишь отдельные его функции. Помимо этого, предприятие может использовать следующую схему: создать собственный корпоративный центр обслуживания и передать ему всю ответственность по составлению отчетности и контролю финансовых потоков между фирмами, входящими в группу компаний. Попробуем разобраться, какие же технологии финансового аутсорсинга в настоящее время доступны компаниям, а какие пока вызывают сомнения у бизнес-сообщества.

Любишь торговаться, люби и отчетность составлять

Гиганты отечественной экономики уже в полной мере оценили привлекательность такого инструмента финансирования, как размещение ценных бумаг на фондовых рынках. Вскоре вслед за пионерами потянулись и другие организации. На сегодняшний день стало очевидным, что вполне осознанный интерес отечественных предприятий к IPO растет с невероятной скоростью. Компании понимают, что, пробившись на западные фондовые рынки, они смогут привлечь сравнительно недорогое финансирование. Первое, что предпринимают организации, планирующие в перспективе осуществить размещение акций, – вводят в компании учет по правилам МСФО. Западным инвесторам обычно не интересна отчетность, подготовленная в соответствии с РСБУ, поэтому им приходится тратить колоссальные усилия и материальные ресурсы на то, чтобы перейти от традиционного бухгалтерского и налогового учета к учету по правилам МСФО. Вот тут-то и возникают проблемы, которые компания подчас не может решить самостоятельно. Например, разные сроки сдачи отчетности по двум типам стандартов. Фирмы часто сталкиваются с тем, что на момент закрытия периода по МСФО некоторые документы еще не получены компанией. Отдельные понятия, предусмотренные в РСБУ, отсутствуют в западных стандартах финансовой отчетности, поэтому правильно перевести их на «иностранный манер» бывает непросто. Помимо прочего, фирме требуется рассчитывать резервы для целей МСФО, а определиться с методикой их формирования «новичку» достаточно проблематично. Вопрос же о том, как отражать в учете по МСФО данные российского учета по начислению и уплате налогов, можно назвать самым волнующим для отечественных бухгалтеров.

С больной головы – на здоровую

Чтобы не наделать ошибок в самом начале пути и грамотно провести трансформацию российского учета в учет по правилам МСФО, фирме лучше обратиться к профессионалам. Благодаря тому, что за дело возьмутся специалисты, фирма всегда сможет быть уверена в том, что ее отчетность понятна иностранным инвесторам и банкам. Кроме того, у организации появится возможность с наибольшей точностью сопоставить свои данные с показателями других компаний отрасли и провести более глубокий и разносторонний анализ текущей деятельности.

Преимущества передачи функций по трансформации отчетности сторонней организации или сопровождения учета профессионалами очевидны. В результате такого рода финансового аутсорсинга компания может:

  • снизить количество организационных вопросов, в том числе по:
    • подбору сотрудников,
    • обучению,
    • созданию рабочих мест,
    • внедрению системы контроля за последними изменениями в учете;
  • сократить затраты, связанные с организацией отдела по ведению учета МСФО внутри предприятия;
  • привлечь высококвалифицированный персонал.

Не стоит, однако, забывать, что видимая необходимость аутсорсинга не может являться определяющим фактором при принятии решения о передаче бизнес-процессов в ведение сторонней организации. В первую очередь компании следует оценить финансовую эффективность аутсорсинговых проектов. По мнению Алексея Росфельдта, директора департамента рисков компании ISG, можно выделить несколько этапов, предшествующих принятию решения о передаче функции на аутсорсинг:

  1. анализ собственных возможностей компании;
  2. анализ возможностей потенциальных компаний-аутсорсеров;
  3. анализ и оценка рисков, расчет экономической эффективности проекта.

Только проведя подобные мероприятия, можно будет говорить о целесообразности аутсорсинга в конкретной компании.

Спрос рождает предложение

О том, на какого рода услуги в области трансформации отчетности и ведения учета по МСФО может рассчитывать предприятие, рассказала Елена Смирнова, менеджер департамента налогообложения и права компании Deloitte.

В настоящее время на рынке финансового аутсорсинга организации могут приобрести следующие услуги:

  • Разработку методологии трансформации учета по РСБУ в соответствии с международными стандартами, в том числе и разработку программного обеспечения.
  • Ведение учета МСФО на периодической основе.
  • Консолидацию составления отчетных форм.
  • Подготовку примечаний.
  • Расчет отложенных налогов.
  • Организацию тренингов в области подготовки и проведения трансформации.

Безусловно, у финансового аутсорсинга, как и у любой технологии управления, есть некоторые недостатки. Так, в организации документооборота из-за удаленности аутсорсера возникают затруднения. Однако практика показывает, что подобная проблема успешно преодолевается. В частности, для решения вопроса с документооборотом аутсорсер может проводить все работы на территории клиента. Необходимость раскрыть все карты перед сторонней фирмой нередко настораживает компании. Чтобы избавиться от подобных опасений, фирме необходимо тщательно выбирать аутсорсера, ориентируясь на его деловую репутацию и гарантии конфиденциальности, которые он предлагает. Ведь недостаток доверия в дальнейшем может помешать совместной работе партнеров.

«Чужой» среди своих

Помимо трудностей трансформации российского учета в учет по правилам МСФО, крупные предприятия с большим числом дочерних фирм также сталкиваются с проблемами при управлении финансовыми потоками и получении актуальной информации и отчетности. Для их решения можно создать специальную бизнес-единицу, которая будет оперативно генерировать данные по всем дочерним фирмам и передавать их в головную компанию. Формирование подобной организации можно считать еще одним вариантом финансового аутсорсинга. Особенностям процедуры создания корпоративного центра обслуживания в крупном холдинге был посвящен доклад Елены Панковой, директора отдела управленческого и операционного консультирования компании Deloitte. По ее словам, такая организация представляет собой самостоятельную бизнес-единицу, которая оказывает услуги в основном внутренним предприятиям группы компаний. Фирма работает на контрактной основе, выставляет счета за предоставление услуг и регулярно отчитывается перед их потребителями. Данная форма финансового аутсорсинга позволяет компании:

  • стандартизировать процессы и системы;
  • повысить уровень автоматизации;
  • увеличить эффективность труда;
  • снизить затраты на обслуживающий персонал и инфраструктуру;
  • улучшить систему контроля на уровне всей компании;
  • повысить качество обслуживания клиентов;
  • эффективно интегрировать вновь купленный бизнес;
  • найти оптимальный баланс между использованием внутренних ресурсов и аутсорсингом.

Особое внимание Елена Панкова уделила вопросам организации и внедрения новой бизнес-единицы. В частности, она отметила, что процесс организации корпоративного центра обслуживания предполагает разработку компонентов, без которых «внутренний» аутсорсер не сможет эффективно функционировать.

Докладчица обратила внимание присутствующих на то, что внедрение корпоративного центра обслуживания – это долгосрочное стратегическое решение, и его нельзя рассматривать как краткосрочную тактику сокращения затрат. Для того чтобы проект был успешным, необходимо обеспечивать регулярный, последовательный обмен данными между всеми участниками на каждом этапе внедрения. Поскольку новая структура станет своего рода центром пересечения всех финансовых потоков, для построения единой платформы и интегрированной системы следует осуществлять серьезные инвестиции в IT. Прежде чем заняться реализацией проекта и выбрать оптимальную концепцию перехода к работе с корпоративным центром обслуживания, компании необходимо тщательно проанализировать риски и преимущества каждого рассматриваемого подхода.

Будет и на нашей улице... корпоративный центр обслуживания

Тема создания корпоративного центра обслуживания вызвала повышенный интерес у присутствующих. В частности, Наталия Лем, начальник департамента бухгалтерского учета бухгалтерской службы ОАО «РЖД», поинтересовалась, существуют ли успешные примеры создания отечественными предприятиями корпоративных центров обслуживания в России. Оказалось, что пока еще не сложилась практика, на которую можно было бы с уверенностью ориентироваться. Между участниками конференции завязалась дискуссия. В ходе обсуждения выяснилось, что создание корпоративного центра обслуживания в условиях российской реальности – задача очень непростая, в основном это связано с некоторыми положениями законодательства. Ведь буквально на первых этапах реализации проекта компания сталкивается с трудностями при распределении центров ответственности между головной компанией и создаваемым аутсорсером, организации документооборота дочерних фирм с новой структурой, а также при налогообложении. В итоге участники пришли к выводу, что значимость подобного варианта финансового аутсорсинга, безусловно, высока, однако, прежде чем принимать решение о его использовании, следует тщательно согласовать все спорные вопросы с юристами и налоговыми инспекторами. Очевидно, что успешно применяемые на Западе концепции подобных проектов не вполне подходят для реализации в России и требуют доработки в соответствии с отечественным законодательством. Можно предположить, что в связи с укрупнением российского бизнеса интерес к данной теме в дальнейшем будет только расти. Вероятно, тогда появятся более конкретные ответы на спорные вопросы.

Елена Смирнова: «У финансового аутсорсинга, как и у любой технологии управления, есть недостатки»

Начать дискуссию

При оплатах через СБП продавец должен применять ККТ: можно ли удаленно

Если клиент платит через систему быстрых платежей, то нужно применить ККТ. Но иногда эта ККТ может быть удаленная, иногда – находиться по месту расчетов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

К вопросу об оформлении договоров. Как нагляднее и удобнее оформлять введение и реквизиты

Данная статья посвящена оформлению договоров. Советы от нашей компании.

3-НДФЛ

Не делайте этих ошибок при заполнении 3-НДФЛ

До 2 мая включительно физлица должны сдать 3-НДФЛ за 2023 год, если в прошлом году была продажа имущества, получение недвижимости в дар не от близких родственников и т. д.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Центробанк сохранил ключевую ставку 16%

Банк России не будет снижать ключевую ставку до тех пор, пока не будет достигнута цель по инфляции вблизи 4%.

ВЭД

Президент поддержал создание координационного центра для работы российского бизнеса на новых рынках

Сейчас все министерства работают с новыми рынками, все крупные компании работают с новыми рынками, но это все происходит в рамках каждого из направлений, за которое отвечает то или иное ведомство или компания.

ФНС банкротит компанию, которая развивает сеть магазинов «Ноу-хау»

Московские налоговики хотят признать несостоятельной компанию «Мобиленд», связанную с магазинами электроники «Ноу-хау».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В госзакупках будут работать офсетные контракты

Чтобы IT-компании больше средств вкладывали в инновационные технологии, в законодательство о госзакупках добавят офсетные контракты.

Как ИП уменьшить налог по УСН за 1 квартал на взносы 1% за 2024 год, если уведомление уже сдано

Не все ИП оперативно среагировали на новые разъяснения ФНС про уменьшение налога по УСН на взносы 1% за 2024 год. Кто-то не учел новые правила и переплатил налог, кто-то еще не уплатил, но уведомление уже сдал. Уведомление можно пересдать, переплату вернуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Путин: судимость членов семьи не должна влиять на трудоустройство

Никто за действия членов семьи не отвечает, заявил президент на ежегодном съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Создать объявление

ФАС проверит цены на авиабилеты

Представители авиации связывают высокую стоимость перелетов с ростом ставок на обслуживание судов, авиационное топливо, запчасти и агрегаты.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

Кто должен платить НДС при импорте товаров, если отгрузка идет со склада в Беларуси

Ситуация: компания №1 продает товар компании №2. Но этот товар – белорусский, он лежит на складе компании-производителя №3 в Беларуси. Компания №1 заключает договор на поставку с компанией №3. А забирает товар со склада сам покупатель (компания №2).

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
КоАП РФ

📞 Запретят массовые спам-звонки. Но это чьи-то деньги, поэтому найдут как обойти, пишут у нас в ВК

Глава Минцифры Максуд Шадаев заявил о подготовке законопроекта, который запретит массовые спам-обзвоны.

Комиссии по самозанятым: как сотрудничать с внештатниками в новых реалиях

В 2024 году появилась новая «страшилка» для тех, кто предпочитает качественный результат при минимуме затрат, то есть для заказчиков самозанятых. Это межведомственные комиссии, которые заточены под выявление незаконной занятости, по сути — еще один контролирующий орган, помимо ИФНС и ГИТ, который будет выискивать следы трудовых отношений там, где их нет.

Комиссии по самозанятым: как сотрудничать с внештатниками в новых реалиях

Что ест бухгалтер. Борщ такой вкусный

Ммм… Борщ… «Как много в этом звуке»... аромате, вкусе. Не буду говорить о происхождении, об истории и пользе, только о вкусе.

Что ест бухгалтер. Борщ такой вкусный

Совфед: беременные сотрудницы ликвидированных компаний должны получать пособие не ниже МРОТ

Валентина Матвиенко призвала устранить несправедливость и платить больше беременным женщинам, которых уволили из-за ликвидации фирмы-работодателя.

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

Разобрались, как аннулировать статус индивидуального предпринимателя, закрыть все обязательства и долги перед государством в текущем году. Предложили удобную пошаговую инструкцию, которая поможет ничего не упустить.

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Что грозит селлеру, который не доставил оплаченный товар

В 8 из 10 случаев судьи принимают сторону покупателей в спорах с продавцами. Если селлер не может доставить товар, он должен вернуть деньги и выплатить неустойку.

Интересные материалы

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС

Налоговая проверяет сотрудничество компаний и самозанятых, чтобы убедиться, что под ним не маскируют трудовые отношения. Заказчику не стоит дожидаться налоговой проверки — лучше самому провести аудит и убедиться, что он сотрудничает с исполнителем по закону.

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС