Трудовое право

Фирменные страсти при смене власти

Директор организации меняется не каждый день, но рано или поздно с его уходом может столкнуться любая фирма. Бухгалтера в этом случае ждет процедура переоформления документов и обивание порогов различных ведомств.

Директор организации меняется не каждый день, но рано или поздно с его уходом может столкнуться любая фирма. Бухгалтера в этом случае ждет процедура переоформления документов и обивание порогов различных ведомств.

Елена Маляренко

Незаменимая должность

Директор — первое лицо компании. Он подписывает все договоры фирмы, бухгалтерскую и налоговую отчетность, приказы о принятии и увольнении сотрудников. Сведения о нем занесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Поэтому смена руководителя может явиться серьезной проблемой для деятельности фирмы, а в некоторых случаях обернуться штрафом. Рассмотрим все нюансы процедуры увольнения главы организации и вступления в должность нового руководителя. Обычно директора избирает или отстраняет от должности собственник имущества фирмы или собрание акционеров (высший орган управления), рассказывает генеральный директор юридической фирмы «АБИГЕЙЛ» Дмитрий Смоленчук:

— В соответствии с законодательством, избрание на должность оформляется решением учредителя или протоколом общего собрания (если орган управления коллегиальный). В последнем случае сначала выбирают председателя, который от лица компании подписывает с директором трудовой договор. Далее оформляют приказ, где в качестве основания избрания на должность указывают решение высшего органа управления. Приказ о начале исполнения обязанностей руководителя подписывает новый директор самостоятельно, хотя это, на мой взгляд, не совсем логично.

Для того чтобы назначенный руководитель мог полноценно и на законных основаниях исполнять свои обязанности, необходимо переоформить множество документов. Эта обязанность ложится на плечи бухгалтера. Первым делом необходимо внести изменения в ЕГРЮЛ. При этом новые данные приобретают силу для всех третьих лиц с момента произведения соответствующей записи в реестре, отмечает юрист:

— Необходимо заполнить заявление установленной формы (Р14001), нотариально удостоверив на нем подпись директора, и вместе с решением о смене руководителя представить в регистрирующий орган. В Москве таким органом является МИФНС № 46 по г. Москве. Следует помнить, что заявителем, то есть лицом, уполномоченным подписывать и представлять заявление, является при внесении изменений в налоговую новый руководитель. В ходе многочисленных споров с этим согласился и Высший Арбитражный Суд. Однако практика различна. Во многих регионах во избежание мошенничеств по завладению ресурсами организации инспекторы принимают заявления только от прежнего руководителя. В Москве заявления принимают как от экс-директора, так и от вновь избранного.

Помимо государственной регистрации произведенных изменений нужно представить сведения на нового руководителя во внебюджетные фонды. Например, ФСС № 38 запрашивает у бухгалтеров свидетельство или выписку из ЕГРЮЛ, протокол или решение о смене директора, а также приказ о его вступлении в должность. Понадобится внести изменения и в некоторые банковские документы, замечает Дмитрий Смоленчук:

— Необходимо переоформить карточку на открытие и закрытие расчетного счета. Для этого нужно подать новые образцы подписей и оттиск печати. Изменятся и некоторые иные документы, связанные с идентификацией первого лица компании в банке. Например договор о расчетно-кассовом обслуживании, договор о дистанционном обслуживании с помощью системы «Клиент-Банк».

Коварные сроки

В одной столичной организации директор сменился в 2004 году, однако она до сих пор не сообщила об этом в налоговую инспекцию. Соответственно, в ЕГРЮЛ числится прежний руководитель. Тем не менее все это время вновь назначенный глава компании подписывал документы. Теперь бухгалтер не знает, как разрешить ситуацию и что грозит фирме в случае чистосердечного признания перед налоговиками.

Такие изменения должны быть представлены в МИФНС № 46 в 3-дневный срок с момента принятия решения о смене руководителя. Об этом говорится в пункте 5 статьи 5 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (текст документа вы можете найти в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Иначе директора вправе оштрафовать на 5000 рублей (п. 3 ст. 14.25 КоАП). Возможна и уголовная ответственность, говорит руководитель-юрист:

— Директора могут обвинить в незаконном предпринимательстве. В зависимости от тяжести за данное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа от 300 до 500 тысяч рублей либо лишение свободы сроком на 5 лет. При этом виновный должен будет заплатить 80 тысяч рублей (ст. 171 УК).

Однако, по словам Дмитрия Смоленчука, вполне вероятна ситуация, когда прежний руководитель уволился, а собрание участников или учредитель пока не избрали нового руководителя. В этом случае его обязанности исполняет заместитель или исполняющий обязанности, подписывая все документы (налоговую, бухгалтерскую, статистическую отчетность, сведения в Пенсионный фонд).

В данной ситуации, по общему правилу, необходимо вносить изменения в ЕГРЮЛ, однако такое действие не будет иметь смысла, так как нет лица, которое необходимо указывать в заявлении, — нового руководителя.

ПАСПОРТНАЯ ВОЛОКИТА

В случае смены фамилии директора или смены паспортных данных выполняют те же процедуры и оформляют те же документы, что и в случае смены руководителя: вносят изменения в ЕГРЮЛ, уведомляют кредитную организацию и внебюджетные фонды.

Революция в компании

Кадровая перестановка на высшем уровне может произойти в силу различных причин. Помимо общих оснований прекращения трудового договора — соглашение сторон, истечение срока контракта, его расторжение по инициативе работника (ст. 77 ТК) — законодательством предусмотрены и иные обстоятельства. Например, в большинстве случаев причиной увольнения директора с должности является решение высшего органа управления о досрочном прекращении трудового договора, рассказывает Дмитрий Смоленчук:

— Причем особенностью такого решения является то, что оно может поступить в любой момент и быть как мотивированным, так и немотивированным.

Однако с директором реально расстаться не только в результате увольнения. Есть и другие обстоятельства. Например смерть руководителя, признание его умершим либо без вести пропавшим, а также недееспособным. Столь печальные факты являются основанием для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Но признать гражданина недееспособным возможно лишь по решению гражданского суда с проведением судебно-психиатрической экспертизы, уточняет Дмитрий Смоленчук:

— Договор расторгается на основании медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 5, 6 ст. 83 ТК). При этих обстоятельствах увольнение руководителя может происходить по решению суда либо высшего органа управления компании. Последний путь, на мой взгляд, был бы для компании менее болезненным.

После того как заключение принято, бухгалтер должен начать оформление документов. В этом случае происходит обычная процедура увольнения. Приказ об увольнении подписывает новый руководитель.

Иногда бумажная волокита, связанная со сменой директоров, может стать бухгалтеру в тягость. Например, близится сдача отчетности или ушла в отпуск помощница, оставив массу нерешенных проблем. В таком случае целесообразно прибегнуть к услугам специализированных фирм. Для этого необходимо представить их юристам копии свидетельств о постановке на учет в налоговой инспекции и о внесении данных в ЕГРЮЛ. Также специалисты запросят сведения о действующем и будущем руководителях (паспортные данные и место регистрации). Однако, обращаясь за помощью к посредникам, следует быть осторожными: под маркой юридических компаний могут скрываться захватчики предприятий.

ПРИЧИНЫ ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ДИРЕКТОРА ФИРМЫ:

  • соглашение сторон;
  • истечение срока контракта;
  • расторжение по инициативе работника;
  • смерть руководителя;
  • признание его умершим или без вести пропавшим;
  • признание руководителя недееспособным.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

КоАП РФ

Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Многие предприниматели считают, что решение банка не в пользу клиента после запроса документов по 115-ФЗ — это конечная точка бизнеса. Однако, это далеко не так: банки стараются выстраивать отношения по принципам долгосрочного сотрудничества и помогать компаниям. Например, Сбер позволяет продолжить ведение бизнеса после блокировки по 115-ФЗ, если клиент скорректирует свою деятельность. Как получить помощь в Сбере после такого решения рассказываем в статье.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Центробанк установил новые тарифы по страхованию опасных объектов

Нижняя граница тарифов по обязательному страхованию для большинства опасных предприятий снизится на 25%.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

Вслед за Минфином Минюст готовит базу для внесудебного взыскания налогов

Минюст разработал и разместил для общественного обсуждения проект федерального закона с изменениями по налогам в Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

47% россиян пользуются налоговыми вычетами. В топе инвествычет

Чаще всего за налоговыми вычетами по НДФЛ обращаются при покупке недвижимости и лекарств, а также после оплаты обучения.

Совфед одобрил закон, совершенствующий механизм оплаты судебных экспертиз

В случае заявления стороной дела ходатайства о назначении судебной экспертизы, суд выносит соответствующее определение после внесения стороной денежных сумм на депозитный счет суда.

НДФЛ

НДФЛ с продажи квартиры не будет при сроке владения 5 лет, 3 года или независимо от срока

В общем случае при продаже квартиры не придется платить НДФЛ и сдавать декларацию, если срок владения более 5 лет. Но есть ряд случае, когда налога не будет и при меньшем сроке.

Интервью

Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю

Кому и когда необходимо применять МСФО 17, в чем его отличие от предыдущего стандарта, какие трудности возникают при его внедрении и как с ним работать в 1С, рассказывает Маковеев Денис Юрьевич, директор компании «BUSINESS RELATIONSHIP GROUP -- CONSULTING».

Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю

Управленка или финмоделирование? Чему научиться, чтобы зарабатывать больше

Умение вести управленческий учет и помогать собственнику принимать ключевые решения гарантирует бухгалтеру повышение в должности и увеличение зарплаты. Но можно пойти еще дальше — освоить финансовое моделирование и претендовать на должность финдира.

Первичные документы

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Первичные документы — это отправная точка бухгалтерского и налогового учета и прозрачности бизнеса. Правильное оформление и хранение документов позволит избежать проблем с налоговыми органами и обеспечить надежную финансовую основу бизнеса.

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Налоговая реформа по НДФЛ принята! Что изменится в работе бухгалтера в 2025 году

С 2025 года будет новая шкала для ставок НДФЛ – от 13 до 22%, в том числе для релокантов, изменятся стандартные вычеты на детей и сотрудников, сдавших нормы ГТО.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бизнес в новых регионах начал получать статус социальных предприятий

Девять представителей МСП из Запорожской области впервые признали социальными предприятиями.

🎉 Снизили цену на подписку Клерк.Плюс до 99 рублей!

В течение недели подписка на сервис Клерк.Плюс будет стоить всего 99 рублей.

Маркетинг

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами

Мессенджеры — один из самых эффективных и удобных каналов коммуникации с аудиторией. Их функции позволяют решать большинство бизнес-задач — от формирования имиджа до увеличения продаж. Рассказываем, какие возможности для бизнеса способны предложить мессенджеры сегодня и где лучше начать рассылки.

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами
Автоматизация учета

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%

Производительность склада — один из самых важных показателей для Danone. В какой-то момент команда заметила, что иногда сборка заказов отнимает большое количество времени, и для решения этой проблемы решили провести скрининг, используя VK Process Mining. 

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%

Автобусы обяжут проходить весовой контроль

По требованию должностных лиц, которые проводят рейды, водители городских автобусов будут обязаны пройти весовой контроль.

6-НДФЛ

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам

Интересные материалы

ЭДО в кадровом учете

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО

Процесс приема на работу новых сотрудников разнится от компании к компании. В этой статье мы хотим поделиться, как КЭДО EasyDocs помогает средним и крупным компаниям работать с кандидатами и экономить время рекрутерам и кадровикам при приеме на работу новых сотрудников.

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО