Налоги, взносы, пошлины

Минфин не допустит «серых» схем с трансфертами

Минфин всерьез начал борьбу с минимизацией налогов при сделках между взаимозависимыми фирмами. Ведомство уже подготовило законопроект, который призван повысить эффективность контроля за трансфертным ценообразованием.

Минфин всерьез начал борьбу с минимизацией налогов при сделках между взаимозависимыми фирмами. Ведомство уже подготовило законопроект, который призван повысить эффективность контроля за трансфертным ценообразованием.

Елена Маляренко

«Дырявый» закон

Надзор за правильностью расчетов между взаимозависимыми организациями осуществляется уже давно и не всегда успешно. Дело в том, что статья 40 Налогового кодекса, которая регулирует такие сделки, обладает рядом недостатков. Иначе как объяснить тот факт, что при формировании цены за товар или услугу фирмы частенько пользуются различными схемами, занижающими налоги. К примеру, с целью минимизировать выплаты в казну организации на территории с льготным налогообложением размещают филиал, дочернее предприятие или используют при осуществлении сделок фирмы-«однодневки».

Выход из этой ситуации Минфин видит в ужесточении действующего законодательства. Это мнение специалисты ведомства озвучили на III Налоговом форуме в ходе обсуждения основных направлений налоговой политики на 2008—2010 годы. Причем результат не заставил себя ждать. Уже вскоре Минфин разработал законопроект, в котором были четко прописаны методы противодействия «серым» трансфертным схемам. Документ был представлен на обсуждение рабочей группе по совершенствованию законодательства при Торгово-промышленной палате (ТПП) 12 июля.

Исцеляющее нововведение

Так что же предлагают финансисты? По мнению разработчиков нового законопроекта, необходимо отменить действующие нормы статей 20 и 40 Налогового кодекса и ввести раздел «Взаимозависимые лица. Определение цен для целей налогообложения. Контролируемые сделки». По словам начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Светланы Холевой, работа над новыми правилами ведется уже давно (с 2004 года), что доказывает серьезность подхода к проблеме минимизации налогов.

И конечно, с момента начала работы над документом в него вносились определенные корректировки, он постоянно совершенствовался:

— В последней редакции мы попытались уточнить перечень взаимозависимых лиц. Таковыми мы предлагаем признавать компании, доля участия которых в капитале других фирм составляет более 20 процентов. Также в перечень необходимо включить предприятия с общим учредителем, если его доля в каждой организации составляет более 20 процентов. Взаимозависимыми будут считаться и сделки между родственниками, а также между работником и работодателем. Но это еще не всё. Законопроект оставляет за судом право признавать компании взаимозависимыми и по иным основаниям.

Кроме того, документ вносит и другие изменения. Например, устанавливает исчерпывающий перечень сделок, за которыми налоговики могут осуществлять надзор. Это сделки между взаимозависимыми компаниями, обменные операции, сделки с фирмами, расположенными на территориях с льготными условиями налогообложения. По словам Светланы Холевой, одним из основных новшеств документа является закрепление на законодательном уровне интервала рыночных цен:

— Если сумма сделки выйдет из установленных Налоговым кодексом ценовых рамок, это даст инспектору повод посетить фирму с проверкой.

Правда, на практике получается, что вычислить рыночную цену той или иной сделки зачастую совсем непросто. Поэтому необходимы специальные методические указания, считает Светлана Холева:

— Следуя указанным в них формулам, инспекторы смогут определить предельный уровень цен, отклонение от которого станет основанием для доначисления налогов по каждой конкретной сделке. Помимо этого представитель финансового ведомства отметила, что проблема минимизации налогов кроется не только в несовершенстве действующего законодательства. Недостатком является еще и то, что ФНС страдает от нехватки соответствующей информации, которая помогала бы предотвращать подобные нарушения. Новый законопроект призван исправить и эту несправедливость. Так, в документе установлено право налоговиков на получение сведений о некоторых банковских операциях компаний. Речь идет о денежных сделках, превышающих сумму в 1 миллион рублей.

Также, согласно документу, предприятия сами должны информировать налоговиков о подобных сделках, представляя в инспекцию дополнительные декларации по налогам: на прибыль, на доходы физических лиц, а также подлежащим уплате при применении спецрежимов. Минфин предлагает включить в новый отчет сведения о периоде, в котором совершалась сделка, ее вид и предмет, цену и методы ее определения, сумму дохода или расхода по товарной операции.

За непредставление в срок или сообщение ложных сведений о контролируемых сделках предприятие оштрафуют на 5 тысяч рублей. Помимо добровольного представления информации налоговики будут вправе истребовать расширенный перечень документов при камеральной проверке. Такие меры, по мнению разработчиков законопроекта, должны улучшить финансовую дисциплину в сфере трансферта.

КРУПНЕЙШИХ ПРИСТРУНЯТ

Новый законопроект Минфина предусматривает отдельный вид контроля за крупнейшими налогоплательщиками. Он основан на добровольном желании компании заключить с налоговиками соглашение о ценообразовании, за подготовку которого, кстати, придется заплатить госпошлину. Документ устанавливает четкий порядок определения трансфертных цен. В случае нарушения соглашения инспекторы потребуют от фирмы доплатить налоги, рассчитанные исходя из результатов сделок на основе цен, предусмотренных документом. Также за нарушение условий соглашения фирме грозит штраф в размере 1,5 млн рублей.

Полемика «за» и «против»

Представленный Минфином законопроект еще может претерпеть изменения. Как сообщила Светлана Холева, сейчас документ находится на рассмотрении Минэкономразвития:

— Предполагается, что в Госдуму он будет внесен не ранее ноября. Поэтому у представителей ТПП есть время внести свои предложения и корректировки еще до первого чтения.

Такое заявление обрадовало членов рабочей группы, поскольку вопросов у них возникло немало. Например, адвокат Марк Геллер вообще усомнился в необходимости принятия такого законопроекта:

— Из арбитражной практики не видно массового обращения налоговых органов в суды по вопросам применения статей 20 и 40 Налогового кодекса и массового отказа арбитров поддержать инспекторов. Например, в вопросах определения взаимозависимых лиц, контролируемых сделок и доначисления налогов по ним. Поэтому, возможно, ФНС не достаточно пользуется инструментами действующего законодательства и пытается усилить администрирование с целью разрешения своих узких задач?

Но сомнения юриста были развеяны. Светлана Холева уверила, что налоговики не были инициаторами разработки законопроекта. Необходимость создания документа обусловлена бюджетным посланием президента и большим числом обращений в Минфин с вопросами о применении норм, регулирующих ценообразование. По словам сотрудника ведомства, действующие положения слишком узко охватывают порядок определения цены, нет даже четкого перечня необходимых для этого данных. Законопроект исправляет этот недочет.

Приняв пояснения, Марк Геллер высказал мнение, что целесообразно при принятии этого законопроекта установить некий переходный период для компаний, в течение которого они будут освобождены от подачи в инспекции дополнительных деклараций. Это даст фирмам время перестроиться, а налоговым инспекциям технически подготовиться к новому порядку работы. Светлана Холева ответила на это согласием, указав, что при необходимости сроки введения новых правил могут быть и отодвинуты.

В ходе обсуждения от участников рабочей группы поступило предложение более широко раскрыть понятие взаимозависимости между работником и работодателем. Эксперты посчитали, что такое общее определение, охватывающее все фирмы, приведет к росту «серых» зарплат. Ведь предприятия не захотят заключать договоры со своими работниками, дабы не считаться взаимозависимыми. Однако Светлана Холева ответила, что не видит в этом проблемы, поскольку трудовой договор не может рассматриваться как контролируемая сделка. По ее словам, законопроект предусматривает под такими операциями покупку квартиры генеральному директору компании по цене явно ниже рыночной.

Члены ТПП провели свой анализ документа. По мнению специалистов, предлагаемый законопроект перечеркивает достижения прошлых лет в порядке проведения камеральных проверок, а именно — увеличивает объем представляемых компаниями документов. Также система заключения налоговых соглашений не несет никакой выгоды для компаний, а, наоборот, увеличивает их материальную ответственность. В итоге члены ТПП решили, что необходим четкий механизм определения идентичности сделок, а также следует прописать порядок получения информации из разных источников. В противном случае полноценного регулирования цен достичь не удастся, а лишь повысятся трудозатраты организаций и налоговиков.

Начать дискуссию