Бухгалтерия

Собираемость налогов повысит только «кнут»

Подмосковные сотрудники Управления по налоговым преступлениям (УНП) провели 26 июля брифинг, посвященный результатам своей деятельности за первые 6 месяцев этого года. На чем ловят нарушителей, выяснила Елена Маляренко.

Подмосковные сотрудники Управления по налоговым преступлениям (УНП) провели 26 июля брифинг, посвященный результатам своей деятельности за первые 6 месяцев этого года. На чем ловят нарушителей, выяснила Елена Маляренко.

Елена Маляренко

Закон содержит пробелы

Свою работу областные силовики признали эффективной. За это время ими было выявлено свыше 1 миллиарда 683 миллионов рублей нанесенного государству ущерба. По словам начальника ОРЧ № 1 УНП ГУВД по Московской области Алексея Кольцова, это сумма не уплаченных налогов гражданами и организациями является результатом ряда проверок управления. Частично в нее входит ущерб от безлицензионной деятельности.

Согласно статистике управления, за налоговые преступления к уголовной ответственности было привлечено 52 человека и выявлено 1077 предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов. Под особым контролем УНП ГУВД Московской области находятся кредитно-финансовые и строительные организации, фирмы аграрно-промышленного комплекса, ТЭК, транспорта и связи. Поскольку именно в этих сферах деятельности зафиксировано наибольшее количество налоговых преступлений. Что, впрочем, не удивляет милиционеров. По их собственному признанию, лазеек в законодательстве для уклонения от уплаты налогов более чем достаточно. Простейший пример — незаконное возмещение НДС из бюджета, отмечает Алексей Кольцов:

— Оно основывается на таком пробеле законодательства, как отсутствие ответственности налогоплательщика за своих контрагентов. Это дает возможность недобросовестным организациям использовать «серые» схемы с участием фиктивных компаний. То есть «купить» у фирмы-«однодневки» несуществующий товар, получить от фиктивного поставщика счета-фактуры. В дальнейшем по ним организация осуществляет налоговые вычеты по НДС.

В этом случае выявить преступление инспекторам ФНС проблематично. Поэтому УНП занимается поиском и обнаружением компаний, которые сознательно применяют «серые» схемы и работают с фиктивными контрагентами, чтобы получить вычет по НДС из бюджета.

Собираемость налогов можно повысить ужесточением контроля за предприятиями и расширением полномочий УНП.

Силовики заметили, что практически ни одна схема уклонения от налогов не обходится без участия фирм-«однодневок». Они считают необходимым ужесточить контроль при регистрации компаний. Однако, как именно это необходимо сделать, милиционеры не уточнили. Помимо этого, по мнению Алексея Кольцова, нужно внести в законодательство норму, позволяющую вести надзор за соответствием сумм сделок уставному капиталу фирмы. Сегодня нередки случаи, когда предприятия, имеющие уставный фонд в 1000 рублей, заключают многомиллиардные сделки, заявил начальник ОРЧ № 1:

— На такие действия мы обращаем пристальное внимание, но предъявить претензии к подобным организациям не можем. Что, например, мешает государству принять закон, по которому размер заключаемой сделки увязывался бы с размером внесенного уставного фонда? Ведь он для того и существует, чтобы компенсировать потери партнера при наступлении у предприятия форс-мажорных обстоятельств. Но, если уставный фонд — 1000 рублей, а фирма обманула своего поставщика на миллиард, взыскать неуплату по налогам ни с кого не удастся. Личного имущества руководителя не хватит, чтобы покрыть все долги.

В завершение своей мысли Алексей Кольцов добавил, что в ряде ведущих стран, на которые нужно равняться, преступлением является сам факт неуплаты налогов. А в нашей стране нарушением признается лишь умышленная неуплата.

Показательные числа

В первом полугодии 2007 года сотрудниками 1-го и 5-го отделов ОРЧ ГУВД по Московской области было раскрыто два крупных налоговых преступления. В общей сумме в бюджет области были возвращены 43 794 335 рублей. Так, одно ФГУП скрыло денежные средства, которые должны были пойти на взыскание задолженности по налогам. Сумма ущерба составила 19 739 296 рублей. Генеральный директор другой подмосковной компании занимался поставкой бензина на АЗС без лицензии. В результате незаконной деятельности в бюджет не поступило 24 055 039 рублей. В обоих случаях против руководителей предприятий возбуждены уголовные дела.

«Ошибающимся» дана хорошая фора

После активного обсуждения перспектив развития законодательства сотрудники УНП вернулись к реальному положению дел. Оказалось, что действующие нормы Налогового кодекса не так уж и несовершенны и вполне четко дают понять, какие фирмы не уплатили налог по незнанию, а какие пошли на умышленную схему. Заместитель начальника УНП ГУВД по Московской области Алексей Ильин заметил, что в случае возникновения у компании вопросов по уплате налогов всегда можно обратиться за объяснениями к инспектору. Сотрудники ИФНС обязаны разъяснять фирмам, как правильно вести учет, пояснил заместитель главы подмосковного УНП:

— Если говорить об ответственности, то Налоговый кодекс также разделяет составы преступлений. За одни нарушения предусмотрена налоговая ответственность, за вторые — административная, за третьи — уголовная. Документ не позволяет нам двусмысленно читать его нормы. Одно дело, когда налоговые платежи минимизируют, а другое — когда компания не хочет выполнять требования закона.

Алексей Кольцов добавил, что сегодня государство дает «ошибающимся» довольно большую поблажку. Чтобы фирма попала под уголовную ответственность, она должна «забыть» задекларировать более 500 тысяч рублей либо не уплатить налоги на сумму, превышающую 1,5 млн рублей (п. 2 ст. 199 УК). По ошибке операций на такую сумму не утаишь, констатировал начальник ОРЧ № 1.

Сегодня, согласно Уголовному кодексу, максимальная ответственность за налоговое преступление составляет 6 лет (п. 2 ст. 199 УК). Такому наказанию подверглись в этом году уже два руководителя организаций.

«Целевики» под контролем

Основными нарушителями налогового законодательства зачастую оказываются предприятия, которые участвуют в целевых программах. С подобным случаем недавно столкнулись сотрудники УНП ГУВД Московской области. Одно из подмосковных предприятий получило банковский кредит по программе поддержки агропромышленного комплекса. Согласно проекту, проценты по заемным средствам фирмы частично погашались из подмосковного бюджета при условии, что получившая кредит организация должна расширять производство. Предприятие это условие не выполняло, используя бюджетные деньги в качестве оборотного капитала. Этот факт был выявлен в ходе проверки, проведенной сотрудниками милиции. В результате руководитель предприятия был привлечен к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

Всегда актуальная работа

Остаться без дела руководители УНП не боятся. Пока выгоднее воровать, а не честно зарабатывать деньги, объем работы не уменьшится, считает начальник УНП ГУВД по Московской области Сергей Ананьев:

— Я думаю, что наша служба не только будет расширяться, но и выйдет на более высокий уровень, а полномочия сотрудников увеличат. Сегодня оперативники сталкиваются с большими проблемами, когда при выявлении преступника они не всегда вправе его привлечь к ответственности в силу отсутствия полномочий.

Также силовики отметили, что проблема налоговой преступности кроется в том, что в среде предпринимателей до конца не сложился институт уплаты налогов, поскольку он существует всего 10 лет. Тем не менее руководители напомнили, что из налогов формируется бюджет, за счет которого развивается социальная сфера, и обывательский подход к уплате доли с дохода недопустим. Однако пока только метод «кнута» помогает вернуть неуплаченные налоги в бюджет области, констатировал Сергей Ананьев.

В «выбивании» долгов из недобросовестных предприятий УНП помогают инспекторы налоговой службы. По словам Алексея Ильина, если сотрудники ФНС обнаружили в результате проверки организации нарушения, попадающие под уголовную ответственность, они обязаны сообщить об этом в УНП для принятия милицией соответствующих мер. При этом больше всего налоговых правонарушений встречается на предприятиях топливно-энергетического комплекса и в сфере внешнеэкономической деятельности (экспортный НДС).

Начать дискуссию