Бухгалтерский учет

Постановка бюджетирования: задачи и анализ ошибок

Сотрудники Компании «Аудит МСК» участвовали в процессе постановки системы бюджетирования на заводе среднего машиностроения, расположенного в Юго-Западной Сибири, и столкнулись с рядом препятствий на пути к внедрению системы. Хотим поделиться опытом как обойти возникающие препятствия на пути создания и внедрения системы бюджетирования.

Сотрудники Компании «Аудит МСК» участвовали в процессе постановки системы бюджетирования на заводе среднего машиностроения, расположенного в Юго-Западной Сибири, и столкнулись с рядом препятствий на пути к внедрению системы. Хотим поделиться опытом как обойти возникающие препятствия на пути создания и внедрения системы бюджетирования.

Лебедева М.А.

С чего начать?

Экспресс-диагностика компании предполагает изучение текущих (тактических) аспектов деятельности компании и предназначена для поиска и выделения наиболее важных и сложных проблем в управлении финансами, что является первым этапом в подготовке информации для принятия управленческого решения – «Постановка системы бюджетирования».

Отсутствие ясных целей, непонимание руководителями методов анализа и отсутствие организации системы документооборота, все это является основными причинами того, что планирование – трудноразрешимая проблема.

Пустой тратой времени бюджетирование становится в тех компаниях, где все решения принимает первое лицо. При этом практически отсутствуют делегирование полномочий и распределение ответственности, и, как следствие, отсутствует система представления достоверной информации в нужное время, в нужном месте, для нужных людей.

В нашем случае это финансово-промышленный холдинг с горизонтальной диверсификацией и дивизиональной структурой, то есть это разнопрофильный бизнес, состоящий из подразделений, обладающих достаточной степенью юридической и хозяйственной самостоятельности. Среди них были и остаются убыточные бизнес-единицы. Для изменения ситуации, наемные менеджеры применили множество технологий. Например, управленческий учет, сбалансированную систему показателей, ключевые показатели деятельности и бюджетирование. Проблема в том, что предприятием с такой структурой сложно управлять при помощи указанных методов. Создание центров прибыли, применение трансфертных цен только усложняет управление. В итоге компания не получила ожидаемого эффекта от бюджетирования. По нашему мнению, причина - в бессистемности внедрения инструментов и сосредоточении власти на местах.

Компаниям, которые планируют внедрять бюджетирование, рекомендуем заимствовать опыт советской промышленности (Техпромфинплан СССР от 1971 года).

После того как руководство определилось с необходимостью внедрения бюджетирования, оно должно разработать стратегию компании. Если, например, владельцы компании намерены в перспективе ее выгодно продать, то задача состоит в капитализации бизнеса. С помощью бюджетирования компания должна создать долгосрочные конкурентные преимущества.

Почему надо планировать?

Планировать необходимо для того, чтобы - понимать, где, когда, как и для кого, компания собирается производить и продавать продукцию; - понимать, какие ресурсы компании понадобятся для достижения поставленных целей; - добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов.

Система планирования представляет собой перевод целей собственников на язык четких мероприятий. Компания должна составлять три вида планов: стратегический, годовой и оперативный.

Бюджетирование охватывает годовое и оперативное планирование.

Основной бюджет – это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.

Если компания хочет составить реальные бюджеты, то она должна ориентироваться на долгосрочную перспективу, а не на то, как ей прожить следующий месяц. Бюджеты должны стать для компании инструментом достижения целей и управления.

Компания обязательно должна осуществлять долгосрочное финансовое планирование. Стратегический план определяет направление деятельности в целом и формулирует общие цели при минимальном числе конкретных данных. В рамках этого плана составляется годовой. Он уточняет цели на предстоящий год, формулирует контрольные показатели и определяет ресурсы, необходимые подразделениям.

Годовой план устанавливает лимиты и нормативы, на которые нужно ориентироваться при составлении бюджета на месяц. В рамках оперативного планирования компания управляет договорами и платежами. По оценкам специалистов, из-за того, что компании не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 25% своих доходов.

К чему стремится?

Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные цели.

Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости невыгодны для компании.

В работе над проектом наши сотрудники обратили внимание на ошибки компании.

Во-первых, отсутствует долгосрочный план. Компания не в состоянии корректно определить целевые показатели для годового бюджета и, как следствие, компания живет одним днем.

Во-вторых, планы по одному департаменту формируются разрозненно. Например, БДР (Бюджет доходов и расходов) и БДДС (Бюджет движения денежных средств) составляются в разных подразделениях. Эти бюджеты были не связаны ни с долгосрочным планированием, ни друг с другом.

Как построить систему бюджетирования?

Система бюджетирования, как процесс формирования, утверждения, контроля и анализа исполнения бюджетов, включает в себя:

  • определение видов бюджетов, необходимых для целей планирования;
  • определение взаимосвязи между бюджетами;
  • назначение ответственных за составление бюджетов;
  • разработка бюджетных форм;
  • разработка методики заполнения бюджетных форм;
  • разработка взаимодействия центров финансовой ответственности (структурных подразделений) при постановке бюджетирования;
  • разработка форм бюджетного контроля.

Процедуры бюджетного контроля включают определение форм контроля за составлением бюджетов, сравнение фактических показателей с плановыми и анализ отклонений.

Главной проблемой бюджетирования может быть отсутствие процедуры исполнения планов. В нашем случае рассчитывали только отклонения фактических показателей от плановых. В действительности нужно управлять исполнением. Бюджетный контролер должен проверять, соответствуют ли договоры и платежи бюджету. Для этого в компании были введены следующие мероприятия:

- Авторизация договоров и договорных документов. Эта мера предполагает, что у каждого документа в шифре должна быть закодирована статья бюджета и центр ответственности.

- Заявки на оплату. Все наличные и безналичные платежи проходят авторизацию с помощью этого документа. Он содержит сведения об инициаторе, назначении и сроке платежа, ссылку на документ-основание, код выплаты по классификатору, отметку бюджетного контролера о соответствии заявки бюджету выплат на текущий период времени.

Подводя итоги работы, сотрудники нашей Компании сделали вывод о том, что путь к успеху по внедрению системы бюджетирования лежит через организацию документооборота между подразделениями, создание бюджетного регламента и положения о бюджетировании, также отмечаем важную роль в мотивации персонала к выполнению регламентов бюджетирования и совершенствованию плановой деятельности в компании.

Автор - Зам.генерального директора ООО «Аудит МСК».

Начать дискуссию

Зарплата

Долги работодателей по зарплате сократились в 2 раза

Прокуратура следит за соблюдением трудовых прав: только в новых регионах работодатели расплатились с долгами по зарплате на сумму 1,3 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды

Многие консультанты по налогам говорят, что очень важно «легендирование» дробления бизнеса, чтобы свидетели, коими являются обычно в первую очередь сотрудники (в том числе бывшие), не спалили схему в ИФНС и суде. Но я бы не стала придавать столь важное значение именно этом блоку защиты своего бизнеса перед лицом фемиды.

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды
1

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения

В мае даты многих отчетов и платежей меняются. Мы собрали все дедлайны, о которых нужно помнить бухгалтеру. Сохраните, чтобы не опоздать с отчетностью и начислениями, и не получить штраф.

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения
Лучшие спикеры, новый каждый день
Ипотека

Участники СВО смогут взять вторичку в ипотеку под 2%

Льготные кредиты сделали для участников спецоперации, сотрудников бюджетных учреждений в новых регионах, а также для жителей Белгородской области, которые пострадали от обстрелов.

Интервью. Как провести анализ рынка?

Анализ рынка — это одна из стартовых задач для продвижения продукта / услуги. Сделал «тяп-ляп»  — твой бизнес пошел по наклонной. Прежде чем начать продавать, нужно «прощупать» рынок. О том, чем полезен анализ рынка, как его провести и какие сервисы использовать, рассказал Иван Мараховка в нашем интервью.

УК РФ

С 15 мая суды могут возмещать больше процессуальных издержек

Депутатский законопроект уточнил понятие процессуальных издержек по уголовному делу в УПК.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

О бухгалтерском учете сертификатов и деклараций о соответствии товара в 2024 году

По состоянию на 31.12.2023 в учете Организации на счете 97 числятся затраты на сертификаты и декларации соответствия, выданные сроком на 5 лет. В связи с началом применения с 01.01.2024 ФСБУ 14/2022 подлежат ли указанные затраты в составе НМА?

Генпрокурор: регионам простили кредиты, но они не должны идти на премии и банкеты

Прокуроры теперь могут оспаривать сделки в суде. Они уже предотвратили легализацию 46 млрд рублей.

Проверки

Власти расширят индикаторы риска для проверок компаний. Их будет 500

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

День охраны труда — это международный праздник, который отмечается ежегодно в 175 странах мира, включая Россию. 

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ВЭД

Как доказать, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не влияет на цену вывозимых товаров

В случае перемещения продукции между взаимосвязанными продавцом и покупателем это должно быть заявлено в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-3. Одновременно декларант заявляет о наличии либо отсутствии влияния взаимосвязи на цену вывозимых товаров.

Clearstream не поддержал выкуп заблокированных акций у россиян

Депозитарий отказался поддержать обмен заблокированными акциями и призвал клиентов соблюдать требования ЕС.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?

Почему Вашей компании может быть нужен внешний табель для 1С: слишком дорого иили долго дорабатывать решение на базе 1С, нежелание давать доступ сторонним людям к любой информации в 1С, невозможностьнежелание доработки конфигурации 1С.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?
3

С 29 мая будет новая форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества

ФНС утвердила новые форму и формат представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

В честь Дня главбуха вышла новая кавер-версия песни «Бухгалтер»

Главную роль в клипе сыграла народная артистка России Ирина Пегова, а саму песню исполнила певица Anna, которая раньше участвовала в группе Cream Soda.

Что хотят работодатели, или нужен ли навык работы в Excel всем бухгалтерам?

В каждой третьей вакансии на нашем канале БухДжоб работодатели хотят видеть навыки работы в Excel у своего нового бухгалтера. На самом деле все еще интереснее. Расскажем, что хотят работодатели, а также что думают бухгалтеры и эксперты по этому поводу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кому продадут Hugo Boss в России: назван покупатель

Правкомиссия одобрила сделку по продаже бизнеса Hugo Boss в РФ. Главным условием стало сохранение рабочих мест для сотрудников компании.

Интересные материалы

Самозанятый не выдал чек: что делать компании

Представьте: вы сотрудничаете с самозанятым, всё идет хорошо, вы переводите деньги – и тут самозанятый пропадает. На сообщения не отвечает и не отправляет чек. 

Самозанятый не выдал чек: что делать компании
19