Бухгалтерский учет

Налоговое консультирование хотят узаконить

Уже в этом году на рассмотрение депутатов может попасть законопроект «О налоговом консультировании». Документ позволит урегулировать отношения в указанной сфере, обозначив права и обязанности участников рынка консультационных услуг. В данный момент законопроект находится на обсуждении в Палате налоговых консультантов.

Уже в этом году на рассмотрение депутатов может попасть законопроект «О налоговом консультировании». Документ позволит урегулировать отношения в указанной сфере, обозначив права и обязанности участников рынка консультационных услуг. В данный момент законопроект находится на обсуждении в Палате налоговых консультантов.



Евгения Бутенко


Квалифицированная помощь

При расчете налогов порой возникают проблемные ситуации, в которых бухгалтеру самостоятельно разобраться очень сложно. Так происходит по разным причинам: законодатели постоянно изменяют Налоговый кодекс, Минфин публикует противоречащие друг другу письма, арбитражные суды выносят разные решения по аналогичным делам. В результате этого бухгалтер остается один на один с налоговой инспекцией в решении проблемных ситуаций.

Согласно Налоговому кодексу, каждая фирма вправе получать от государственных органов разъяснения, связанные с исчислением и уплатой налогов. Однако закон предусматривает, что в обязанности ФНС входит лишь информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, а также предоставление форм отчетности (п. 4 ст. 32 НК. — С полной версией данного документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе Консультант-Плюс). В свою очередь, готовить разъяснения, когда деятельность налогоплательщика регулируют противоречащие друг другу статьи Налогового кодекса, — это обязанность Министерства финансов, утверждает заместитель Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин:

— Отвечать на вопросы типа «правильно или неправильно я рассчитал налог?» мы не обязаны. Минфин не рассматривает конкретные хозяйственные ситуации.

Возникший правовой пробел полноценно заполнили налоговые консультанты, основной задачей которых является защита интересов организаций. Востребованной такая деятельность стала по причине изменений, постоянно происходящих в Налоговом кодексе.

Однако в отличие от аудиторской деятельности сфера налогового консалтинга, в частности, до сих пор не имеет законодательного регулирования. При этом ответственность за проделанную работу налоговые консультанты несут наравне с остальными специалистами финансового сектора. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Палатой налоговых консультантов в конце 2006 года был подготовлен законопроект «О налоговом консультировании».


Кого допустят к работе?

Весь 2007 год проходило обсуждение подготовленного законопроекта в кругу адвокатов, аудиторов и налоговых консультантов. Согласно документу, налоговое консультирование — это оказание налогоплательщикам консультационных, информационных и представительских услуг по уплате и исчислению налогов. По мнению одного из разработчиков законопроекта, члена Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов Федора Гудкова, в область работы налоговых консультантов также входит и защита прав налогоплательщиков.

Услуги по налоговому консультированию могут оказывать как налоговый консультант, так и специализированная организация, оформленная в качестве юридического лица, говорится в законопроекте. В фирме должны работать не менее 3 человек, аттестованных в качестве налоговых консультантов. Однако в комментарии к документу член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, юрист Владимир Ардашев указал, что услуги консультирования должны оказывать и индивидуальные предприниматели:

— Вывеска «налоговая консультация» вполне может висеть у входа в офис, где работает один консультант по налогам. Консультанту не обязательно организовывать юридическое лицо. Такое нововведение может значительно упростить данную деятельность.

Кроме того, согласно законопроекту, специалисты обязаны стать членами Палаты налоговых консультантов и должны пройти соответствующую аттестацию на профессиональную пригодность. Решение о соответствии специалиста необходимым требованиям принимает квалификационная комиссия профессионального объединения.

Информацию об аттестованных налоговых консультантах профессиональные объединения специалистов должны предоставлять в Общероссийское объединение налоговых консультантов в течение 10 дней, говорится в законопроекте. Впоследствии данные сведения должны появиться в реестре налоговых консультантов, который находится на официальном сайте Палаты налоговых консультантов. Это позволит облегчить потенциальным клиентам таких услуг поиск необходимого специалиста в своем регионе.

Однако услуги по налоговому консультированию должны оказывать не только специалисты узкой квалификации. Один из разработчиков законопроекта — Владимир Ардашев — предложил не отбирать такое право у адвокатов и аудиторов, которые сегодня успешно занимаются указанной деятельностью.


Регламент деятельности

Налоговый консультант может давать советы по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, получать от клиента устные и письменные ответы на вопросы, возникающие в процессе работы. В своей деятельности консультант обязан следовать принципам налогового консультирования и не разглашать информацию, которую предоставил клиент.

Налоговый консультант вправе приступить к работе после прохождения аттестации. При получении заказа специалист обязан заключить с клиентом договор об оказании соответствующих услуг. В этом документе должна быть отражена информация о заказчике, целях работы, а также сроках ее выполнения. К тому же в договоре необходимо упомянуть размер и порядок оплаты, размер компенсации расходов и сведения о наличии страхования гражданской ответственности. Помимо прочего законопроект предусматривает, что налогоплательщик не имеет права платить за работу другому лицу без согласия своего налогового консультанта. Таким образом, консультант получает защиту от недобросовестного исполнения условий договора.

При соблюдении оговоренных условий договора у клиента всегда остается возможность не только сменить консультанта, но и потребовать возмещения ущерба, причиненного недобросовестным консультированием, уверен Владимир Ардашев.

Законопроект предусматривает возможность отказа консультанта от заказа по причине непредставления необходимой информации со стороны клиента. Кроме того, при необходимости налоговый консультант может привлечь стороннего специалиста или эксперта, с которым необходимо заключить соответствующий договор.

Однако разработчики документа считают, что налоговый консультант может иметь штатного помощника или стажера. Несмотря на то, что таких профессий пока не существует, их необходимо ввести. Это позволит нарабатывать опыт по специальности «вчерашним» студентам. По мнению директора Палаты налоговых консультантов Татьяны Стыровой, сегодня наблюдается интересная тенденция:

— Во многих учебных заведениях страны вводится специальность «налоговый консультант». Ввиду этой ситуации я не только предлагаю ввести должность «помощник налогового консультанта», но и сделать их кандидатами в члены Палаты налоговых консультантов. Пусть зарабатывают себе право на постоянное членство.

Проект Закона «О налоговом консультировании» оговаривает права и обязанности как консультируемого, так и консультанта. Этот документ может не только регламентировать деятельность в данной сфере, но и уменьшить риск обеих сторон остаться недовольными оказанными услугами.

Нормативные акты, регулирующие отношения между двумя сторонами, давно завоевали свое право на существование. И Закон «О налоговом консультировании» — не исключение. Заслуженный юрист и член Президентского совета Палаты налоговых консультантов Илья Кучеров рассчитывает, что закон поступит на рассмотрение в парламент уже в этом году и будет наконец принят.

Начать дискуссию