Письмо МНС РФ от 31 октября 2001 г. N ВТ-6-21/833

РазЪясняются вопросы, связанные с порядком зачисления платежей и их распределении между бюджетами различного уровня, контролем налоговых органов за поступлением платежей, порядком внесения платежей при аренде оборудования, являющегося источником загрязнения природной среды и др. В частности, установление исполнительными органами субЪектов РФ льгот по уплате платежей за пользование природными ресурсами, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субЪекта РФ, неправомерно.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ


ПљИљСљЬљМљОљ

31 октября 2001 г.N ВТ-6-21/833

"О платежах за загрязнение окружающей природной среды"

     Министерство Российской Федерации по налогам  и  сборам  в   связи с
поступающими от налоговых органов запросами о порядке исчисления и уплаты
платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы,  сбросы  загрязняющих
веществ и размещение отходов, сообщает следующее.

   1. О порядке зачисления платежей и их распределении между бюджетами
                             разного уровня

     В соответствии со статьями 9 и 27 Федерального закона от  27.12.2000
N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на  2001  год"  плата  за   нормативные и
сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение  отходов  и
другие виды вредного  воздействия  на  окружающую  среду   направляется в
федеральный  бюджет  и   бюджеты   субЪектов   Российской     Федерации в
соотношении, соответственно, 19 и 81 процентов доходов.
     В  целях  обеспечения  распределения  доходов   в     соответствии с
нормативами отчислений, установленными данным Законом, указанные платежи,
подлежат  зачислению  в  полной  сумме  на  счета  органов   федерального
казначейства для осуществления ими распределения доходов от их  уплаты  в
порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами
субЪектов     Российской     Федерации     и           бюджетами закрытых
административно-территориальных образований.
     Следует иметь в виду, что в соответствии с письмом Минфина России от
29.12.2000 N 3-01-08/524 с 1 января 2001 года суммы по перерасчету  платы
за фактически произведенные выбросы и сбросы вредных веществ,  размещение
отходов и другие виды вредного воздействия за 2000 год,  перечисляются  в
федеральный бюджет и бюджет субЪекта Российской Федерации  в  пропорциях,
установленных статьями 9 и 27 Федерального закона "О федеральном  бюджете
на 2001 год".
     Кроме того, письмом Минфина России и МНС  России  от   09.02.2001 NN
3-01-01/01-59 /ФС-6-09/122 разЪясняется, что по регулирующим  доходам  от
уплаты налогов в  счет  погашения  недоимки  и  по  доначисленным  суммам
налогов  по  результатам  документальных  проверок  и     перерасчетам за
прошедшие периоды применяются  нормативы  отчислений  доходов  в  бюджеты
разных уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации,  установленные
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год".
     Это положение распространяется и на платежи за загрязнение природной
среды,  т.к.  последние  предусмотрены  в  перечне  налогов     и сборов,
подлежащих зачислению на балансовый счет N 40101 "Доходы,  распределяемые
органами  федерального  казначейства  между  уровнями  бюджетной  системы
Российской Федерации" (код  бюджетной  классификации  1050600   "плата за
нормативные  и  сверхнормативные  выбросы  и  сбросы   вредных   веществ,
размещение отходов"), утвержденным приказом Минфина России от  29.12.2000
г. N 420.

        2. О контроле налоговых органов за поступлением платежей

     Согласно статье 6 Закона Российской Федераций от 21.03.91 N 943-1 "О
налоговых  органах  Российской  Федерации"  главными  задачами  налоговых
органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства,  за
правильностью  исчисления,  полнотой  и   своевременностью     внесения в
соответствующий  бюджет  государственных  налогов  и   других   платежей,
установленных законодательством Российской Федерации.
     В соответствии со статьей 32.1 Федерального закона от  05.08.2000  N
118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса  Российской
Федерации  и  внесении  изменений  в   некоторые     законодательные акты
Российской  Федерации  о  налогах"  статьи   12-15     Налогового кодекса
Российской Федерации вводятся в действие со дня признания утратившим силу
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой  системы  в  Российской
Федерации".
     Федеральным законом от 31.07.98 N  147-ФЗ  "О  введении  в  действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено,  что
до введения в действие статей 13, 14 и 15  Кодекса  продолжают  взиматься
налоги, сборы и другие платежи, установленные статьями 19, 20 и 21 Закона
Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации".
     Согласно подпункту "и" пункта  1  статьи  19  вышеназванного  Закона
платежи  за  пользование  природными  ресурсами  отнесены  к  федеральным
налогам.
     Плата  за  нормативные   и   сверхнормативные   выбросы   и   сбросы
загрязняющих  веществ,  размещение  отходов  и   другие   виды   вредного
воздействия на окружающую среду являются в соответствии с  Законом  РСФСР
от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране  окружающей  природной  среды"   одним из
видов платежей за пользование природными ресурсами.
     В соответствии с приложением 2 к Федеральному закону от  15.08.96  N
115-ФЗ  "О  бюджетной  классификации  Российской  Федерации"     плата за
нормативные  и  сверхнормативные  выбросы  и  сбросы   вредных   веществ,
размещение отходов отнесена к налоговым доходам.
     Таким  образом,  контроль  за   поступлением   указанных   платежей,
направляемых  в  федеральный  бюджет  и  бюджеты   субЪектов   Российской
Федерации, осуществляется налоговыми органами в порядке,  предусмотренном
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах .

  3. О взаимодействии налоговых органов с территориальными органами МПР
                                 России

     В  соответствии  с  Положением  о  Министерстве  природных  ресурсов
Российской   Федерации,   утвержденным    постановлением    Правительства
Российской Федерации от  25.09.2000  г.  N  726,  МПР  России  утверждает
нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую
природную  среду,  определяет  лимиты  размещения  отходов  и  допустимых
уровней  воздействия  на  окружающую  природную   среду,     организует и
осуществляет выдачу, приостановление действия  и  аннулирование  лицензий
(разрешений)  на  выбросы,  сбросы  загрязняющих  веществ  в   окружающую
природную среду и другие вредные физические воздействия на нее.
     В соответствии с пунктом 7 статьи 85 Налогового  кодекса  Российской
Федерации органы, осуществляющие учет и (или)  регистрацию  пользователей
природными ресурсами, а также лицензирование  деятельности,   связанной с
пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении  прав  на
такое  пользование,  являющихся  обЪектом  налогообложения,  в  налоговые
органы по месту своего нахождения в течение  10  дней  после  регистрации
(выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.
     Таким  образом,  при   проведении   налоговыми   органами   проверок
правильности исчисления и своевременности внесения платы  за  загрязнение
окружающей  природной   среды   следует   обеспечить     взаимодействие с
территориальными органами МПР России.
     Управлениям   МНС   России   по   субЪектам     Российской Федерации
рекомендуется заключать с территориальными органами МПР России соглашения
о взаимодействии, в  которых  следует  предусматривать  конкретные  формы
контроля за поступлением указанных платежей в бюджеты разного уровня.
     В соглашениях, в частности, может быть  определен  порядок  и  сроки
предварительного   согласования   организациями    размеров    платы    с
территориальными  органами  МПР  России  (как  одной  из  форм  контроля,
осуществляемого этими органами за полнотой и  обоснованностью  физических
показателей,   отражаемых   в   расчетах   по    плате,    представляемых
налогоплательщиками в соответствующие территориальные налоговые органы).

     4. О неправомерности предоставления льгот по платежам органами
           исполнительной власти субЪекта Российской Федерации

     В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров
за загрязнение окружающей природной  среды,  размещение  отходов,  другие
виды  вредного  воздействия,  утвержденным  постановлением  Правительства
Российской Федерации от 28.08.92. N  632,  органы  исполнительной  власти
субЪектов Российской Федерации с  участием  территориальных  органов  МПР
России осуществляют корректировку размеров платежей  природопользователей
с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и
зачисление  этих  средств  в  счет  указанных  платежей,   а   также   по
согласованию с территориальными органами МПР России  и  Госсанэпиднадзора
России могут понижать размеры платы за загрязнение  окружающей  природной
среды  или  освобождать  от  нее  отдельные  организации   социальной или
культурной сферы, а также организации, финансируемые из  бюджетов  разных
уровней.
     Согласно пункту 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от  27.12.91
N  2118-1  "Об  основах  налоговой  системы   в   Российской   Федерации"
федеральные  налоги   (в   том   числе   размеры   их     ставок, обЪекты
налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления  их  в  бюджет
или  во  внебюджетный  фонд   устанавливаются     законодательными актами
Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
     Статьей 19 вышеназванного Закона платежи за  пользование  природными
ресурсами отнесены к федеральным налогам.
     Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации  льготами
по налогам  и  сборам  признаются  предоставляемые  отдельным  категориям
налогоплательщиков     и     плательщиков     сборов      предусмотренные
законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с  другими
налогоплательщиками  и  плательщиками  сборов,  включая    возможность не
уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
     Нормы законодательства о налогах и сборах,  определяющие  основания,
порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не  могут  носить
индивидуального характера.
     При этом предоставление  органами  исполнительной  власти  субЪектов
Российской Федерации льгот по федеральным налогам, в том  числе  в  части
сумм,  поступающих  в  бюджет  субЪекта,  Налоговым  кодексом  Российской
Федерации не предусмотрено.
     Учитывая изложенное, установление исполнительными органами субЪектов
Российской Федерации льгот по уплате платежей за  пользование  природными
ресурсами, в том числе  в  части  сумм,  поступающих  в  бюджет  субЪекта
Российской Федерации, неправомерно.
     Таким образом,  в  случае  принятия  исполнительным  органом  власти
субЪекта Российской Федерации нормативного правового акта, в соответствии
с  которым  устанавливаются  пониженные  размеры  платы  за   загрязнение
природной среды или освобождаются от нее  отдельные  организации,  в  том
числе в части сумм, поступающих в бюджет субЪекта  Российской  Федерации,
Управлению МЫС России по данному субЪекту Российской Федерации не следует
принимать указанные решения к исполнению. Одновременно, следует поставить
в известность орган  исполнительной  власти  субЪекта  о  неправомерности
вынесения подобного акта.
     Вместе с тем, законодательный акт субЪекта  Российской   Федерации о
предоставлении льгот той или иной  категории  плательщиков  по  указанным
выше  платежам  в  части,  зачисляемой  в  бюджет   субЪекта   Российской
Федерации, действует до его отмены в установленном порядке.

   5. О порядке внесения платежей при аренде оборудования, являющегося
                 источником загрязнения природной среды

     В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.12.91  N  2060-1
"Об охране окружающей природной  среды"  и  постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  28.08.92.  N  632  "Об     утверждении Порядка
определения платы и ее  предельных  размеров  за  загрязнение  окружающей
природной среды, размещение отходов, другие  виды  вредного  воздействия"
соответствующую плату за загрязнение окружающей  природной  среды  вносят
организации,  деятельность  которых  оказывает  вредное    воздействие на
окружающую природную среду.
     В связи с этим расчет платежей за предусмотренные  законодательством
виды  вредного  воздействия  на  природную  среду  должен   производиться
организацией исходя из обЪемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.
     При этом, организации в установленном порядке получают разрешения на
выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
     Таким образом, платежи за  загрязнение  окружающей  природной  среды
вносятся  организациями,   осуществляющими   любые   виды   деятельности,
связанные с природопользованием, на территории  Российской   Федерации, в
том числе на арендованном оборудовании, являющимся источником загрязнения
природной среды.

        6. О внесении платежей индивидуальными предпринимателями

     Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной  среды"
не предусмотрено внесение платежей за загрязнение природной  среды  такой
категорией лиц, как предприниматели без  образования  юридического  лица.
Решение данной проблемы возможно только путем  внесения  в  данный  Закон
соответствующих поправок.
     При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 24.06.98 N
89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что плата за
размещение  отходов  взимается,  в  том   числе,   и   с   индивидуальных
предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный советник налоговой
службы I ранга                                             В.В.Тихомиров


Начать дискуссию

Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Лучшие спикеры, новый каждый день

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

1
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?

Допустимое время сверхурочной работы по ТК предложено увеличить

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

НДС

ФНС планирует сократить сроки возмещения НДС

Сейчас бизнесу возвращают НДС в течение 2-х месяцев, но глава ФНС хочет сократить эти сроки до нескольких недель.

Интересные материалы

Бесплатно с Страховые взносы

Пониженные страховые взносы: автоматом или по заявлению

Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП действуют уже несколько лет (п. 2.4 ст. 427 НК, ред. от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Однако по сей день контролеры и даже суды полагают, что право на эти тарифы надо подтверждать заявлением. Разбираемся, как ответить на претензии инспекторов в данной ситуации.

Пониженные страховые взносы: автоматом или по заявлению