Вопрос: Об определении понятий в целях предоставления гарантий работникам, направляемым в командировки в ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области.
Ответ: Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение, зарегистрированное 10 марта 2025 года, в пределах компетенции сообщает.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Частью первой статьи 167 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (часть первая статьи 168 ТК РФ).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2022 года N 1915 "Об отдельных вопросах, связанных с командированием на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - постановление N 1915) установлено, что работникам организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам, работникам иных организаций, принимающим непосредственное участие в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры (в том числе по восстановлению вооружения, военной и специальной техники) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в период нахождения в служебных командировках на территориях указанных субъектов Российской Федерации:
сохраняемая средняя заработная плата (средний заработок), рассчитанная в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", выплачивается в двойном размере;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются в размере 8 480 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке;
работодатель вправе выплачивать безотчетные суммы в целях возмещения дополнительных расходов, связанных с такими командировками.
Полагаем, что под иными организациями в контексте постановления N 1915 понимаются организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам. К таким организациям относятся в том числе коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (пункт 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации)).
Под непосредственным участием работника, направляемого в командировку, в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры (в том числе по восстановлению вооружения, военной и специальной техники), по нашему мнению, следует понимать прямое, личное участие работника в выполнении таких работ (оказании услуг).
Что касается термина "объект инфраструктуры", то трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, его значение не определяют. Полагаем, что указанные в обращении законодательные акты, содержащие соответствующее понятие, могут применяться в целях постановления N 1915, в том числе Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Абзацем шестым части второй статьи 142 ТК РФ, регулирующей ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, предусмотрен запрет на приостановление работы работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).
Кроме того, в силу подпункта "б" части первой статьи 413 ТК РФ установлен запрет на забастовки в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Исходя из указанных положений ТК РФ обеспечение жизнедеятельности населения включает энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, больницы.
Обращаем внимание, что в силу пункта 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 (далее - Положение), Федеральная служба по труду и занятости осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба по труду и занятости имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции (пункт 6.2 Положения).
Следует отметить, что к компетенции Федеральной службы по труду и занятости разъяснение терминов, используемых в постановлении N 1915, не относится.
За дополнительной информацией по указанным в обращении вопросам Вы вправе обратиться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Настоящее письмо не является правовым актом.
Начальник Правового управления
Б.С.ГУДКО
08.04.2025
Начать дискуссию