Клерк.Ру

О налоговом контроле предприятий лесопромышленного комплекса

Пресс-релиз отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Иркутской области
от 18 мая 2009 г.

В лесопромышленном комплексе региона (заготовка, переработка, перевозка, хранение, погрузка, реализация) в первом квартале 2009 года осуществляли деятельность 2229 налогоплательщиков, в том числе 1249 юридических лиц и 980 индивидуальных предпринимателей, из них 1230 - лесозаготовители (592 юридических лица и 638 индивидуальных предпринимателей). Экспортом древесины и изделий из нее занимаются 244 налогоплательщика (210 юридических лиц и 34 индивидуальных предпринимателя). В первом квартале 2009 года в Иркутской области 106 юридических лиц и 102 индивидуальных предпринимателя, имеющих статус действующих, внесли в качестве основного - вид деятельности в лесной отрасли. В это же время 81 предприятие (из них 18 юридических лиц) деятельность в лесной отрасли прекратили. 

Для налоговых органов Иркутской области при проведении контрольной работы актуальной проблемой остается необоснованное предъявление налогоплательщиками региона к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость как по операциям, связанным с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, так и реализованных на территории Российской Федерации. Наиболее остро проявляется эта проблема при реализации лесоматериалов. Не секрет, что на сегодняшний день в налоговом законодательстве существуют определенные пробелы при исчислении налогов, которыми налогоплательщики пользуются с большей или меньшей степенью изощренности. 

Для того, чтобы убедиться, что из бюджета возвращаются реально поступившие туда денежные средства, в ходе контрольной работы налоговые органы используют методы дополнительного налогового контроля в виде встречных проверок контрагентов налогоплательщиков, заявивших к возмещению сумму налога на добавленную стоимость. И на этом этапе налоговики зачастую устанавливают (и это в первую очередь касается экспорта лесопродукции), что при сделках отсутствуют реальные заготовители древесины, а это значит, что соответствующие операции по реализации древесины и последующих продуктов ее переработки не отражены в бухгалтерском и налоговом учете фактических заготовителей и, как следствие, соответствующие налоги не уплачены в бюджет (в т. ч. местный и региональный), а заявленный к возмещению налог на добавленную стоимость не поступал в бюджет.

Когда налоговые органы устанавливают такие факты, то в первую очередь собирают доказательственную базу о наличии признаков недобросовестности таких налогоплательщиков для отказа в возмещении НДС из бюджета. Не секрет, что для таких операций создаются фирмы - «однодневки», как правило, зарегистрированные далеко от Иркутской области (г. Москва и др.), которые открывают расчетные счета в Иркутских банках, и прогоняют через расчетные счета денежные потоки для дальнейшего обналичивания этих средств через подставных лиц. Естественно, указанные фирмы не представляют налоговую отчетность по месту постановки на налоговый учет (либо представляют нулевую отчетность) и, следовательно, не уплачивают налог на добавленную стоимость в бюджет. Вместе с тем, проверяемый налогоплательщик представляет налоговому органу соответствующие документы (счета-фактуры, платежные документы и др. первичные документы), которые в соответствии с налоговым законодательством являются достаточными для подтверждения права применения налоговых вычетов и, как следствие, возврата НДС из бюджета. Налоговые органы в таких случаях, кроме работы в рамках налогового законодательства, берут на себя изучение отраслевых аспектов, связанных с тем или иным видом деятельности. У налогоплательщиков истребуются все документы, связанные с каждой хозяйственной операцией продвижения товара, в частности, лесоматериалов. Исследуется транспортная схема движения товара от заготовителя к экспортеру через перепродавцов.

По результатам 402 камеральных проверок налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в лесной отрасли, за первый квартал 2009 года доначислено 42 млн рублей, из них экспортерам – 16 млн рублей, отказано в возмещении 74 млн рублей налога на добавленную стоимость, в том числе экспортерам - 9 млн рублей.
 
Налоговыми органами региона проведено 55 выездных налоговых проверок субъектов лесопромышленного комплекса, в том числе 13 проверок экспортеров. Сумма доначислений по их результатам составила 258 млн рублей, в том числе по проверкам экспортеров – 71 млн рублей, отказано в возмещении по налогу на добавленную стоимость на сумму 18 млн рублей, в том числе экспортерам - 11 млн рублей. 

В ходе проведения мероприятий налогового контроля выявлено шесть организаций, осуществляющих деятельность в сфере лесопромышленного комплекса, учредителями которых являются лица, причастные к проведению незаконных финансовых операций через счета фирм-«однодневок». В органы прокуратуры направлено 20 дел о выявленных нарушениях налогового законодательства в лесной отрасли. Совместно с сотрудниками органов внутренних дел проведено 8 выездных налоговых проверок субъектов лесного комплекса. Также в органы внутренних дел направлен 21 материал по результатам проверок данной категории налогоплательщиков для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.