Право

Регламент, который помогает финансовой службе работать с юристами

Утвержденные шаблоны договоров всем облегчат работу. Заранее установленные сроки согласования предотвратят конфликты.

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ
Утвержденные шаблоны договоров всем облегчат работу
Заранее установленные сроки согласования предотвратят конфликты

В процессе заключения договоров и особенно когда возникают проблемы с их исполнением очень важную роль играет слаженность в работе финансовой и юридической служб. Чтобы предотвратить трения «это должны делать не мы, а вы», равно как и дублирование функций многие компании вводят специальный внутренний стандарт (положение).

Предлагаем пример – реальный регламент, действующий в одной крупной компании (см. справа). Главные положения мы снабдили своими комментариями и советами.

Утвержденные заранее шаблоны экономят время и снижают риски

Если у компании много договоров с идентичными условиями (к примеру, поставки), то наличие шаблонного договора сущест­венно снижает нагрузку как на финансовый, так и на юридиче­ский отдел. Все возможные риски, связанные с порядком оплаты и налоговыми последствиями, уже учтены при создании шаблона. В договор просто остается вписать реквизиты сторон и сумму оплаты. Конечно, нетрадиционные для компании сделки оформляются особо, и здесь может быть два пути. Первый: договор разрабатывают юристы по заказу подразделения, которое курирует сделку. Второй: само это подразделение предлагает форму договора и согласовывает ее с юристами, финансовой службой и др.

Почему юридическая служба смотрит договор последней

Согласование договора юридическим отделом целесообразно оставить напоследок, когда с финансовой службой и другими отделами будут урегулированы все практические условия сделки. Тогда появится общая картина договора, и юрист сможет оценить его в целом, с учетом всех обстоятельств. Иначе придется либо показывать договор юристам несколько раз, либо рисковать – если вносить в него корректировки, не одобренные юридической службой.

Как лучше хранить договоры и связанные с ними бумаги

Передача оригиналов договоров в бухгалтерию объясняется тем, что именно она отвечает за хранение первичных документов и в случае необходимости представляет их налоговой. А вот документы, связанные с заключением договора (переписка сторон, протоколы разногласий и т. д.), логичнее передавать в юрслужбу. Хранение этой документации в течение трех лет обусловлено возможностью споров с контрагентом, тогда документы понадобятся юристам. Три года – срок исковой давности, хранить документы дольше нет смысла.

Как сроки согласования предотвратят конфликты между отделами

Удобно, когда установлены конкретные разумные сроки подготовки документов для юридиче­ской службы другими отделами (в том числе финансовым). Исключаются конфликты на тему «это не моя работа», «почему в последний момент?» и авральный режим. Конечно, если документы действительно требуются немедленно, то сроки можно сократить. Но чтобы юристы этой возможностью не злоупотребляли, лучше, чтобы они обосновывали срочность руководству.

Какие споры не стоят того, чтобы идти в суд

Любые судебные споры требуют трат, времени юриста и усложняют бухгалтерский учет множеством мелких операций. Все это неэффективно, если сумма спора очень мала. Конкретные нижние пределы суммы, исключающие работу по спору, каждая компания может оценить сама.

Регламент договорной и претензионно-исковой работы (извлечение)

1. Заключение договора

 Заключение договора включает в себя следующие стадии:

– создание или получение проекта договора от контрагента;

– согласование условий договора с отделами Компании;
– подписание итогового текста договора директором Компании и представителем контрагента. 


2. Порядок разработки и применения типовых договоров

2.1. Разработку форм типовых договоров осуществляет юридический отдел на основании письменного указания директора Компании. Форма типового договора визируется главным бухгалтером и утверждается директором Компании.

2.2. В дальнейшем форма типового договора при ее заполнении не визируется.

2.3. Если какие-либо условия типового договора меняются исполнителями* или контрагентами, он подлежит согласованию в общем порядке, установленном настоящим регламентом. Под изменением условий типового договора понимаются любые отступления от формы или содержания такого договора, в том числе включение в договор новых условий или изменение условий, содержащихся в типовом договоре, а также любые замены или исключения слов и пунктов в тексте договора.

Под исполнителем в регламенте имеется в виду сотрудник, занимающийся заключением договоров (например, менеджер отдела продаж).


3. Согласование проекта договора

3.1. Исполнители, заключающие договор, обязаны:

3.1.1. Использовать типовые договоры при наличии типового договора для заключаемого договора.

3.1.2. Если для данного вида договора типовая форма не утверждена или контрагент настаивает на использовании его формы, то исполнитель представляет проект договора на согласование в отделы (см. таблицу).

Согласование условий договора с контролирующими отделами

Подразделение*Что проверяется и согласовываетсяСрок согласования
БухгалтерияУсловия, влияющие на порядок бухгалтерского и налогового учета операций по исполнению договора; порядок и сроки оплаты; порядок сверки взаимных расчетов; документооборотВ течение рабочего дня поступления (для договоров, поступивших после 15.00, – в течение следующего рабочего дня)
Юридический отделСоответствие условий и формы заключения договора законодательству; условия об ответственности сторон и порядке разрешения споров; оценка договора с точки зрения внутренней согласованности и структуры

3.1.3. Юридический отдел согласовывает тексты договоров только при наличии отзывов (подписей) остальных контролирующих отделов, то есть в последнюю очередь.


4. Хранение договорной документации

В течение всего срока действия договора и трех лет после истечения данного срока (или прекращения действия договора по иному основанию) у исполнителя должны храниться: все документы, запрашиваемые при заключении договора; копия проекта договора; копии договора с визами контролирующих служб; протоколов разногласий, протоколов согласования разногласий, дополнительных соглашений, листов согласования; переписка по договору (в оригинале); иные документы по исполнению договора данным подразделением.

Все оригиналы договоров должны быть сданы исполнителем в бухгалтерию на следующий день после подписания договора сторонами.


5. Работа с претензиями и исками

5.1. При необходимости получения дополнительных документов или составления расчета, акта сверки для составления претензии, иска либо ответа на претензию (отзыва на иск) юридический отдел запрашивает их путем направления служебной записки на имя начальника отдела, в котором находятся такие документы.

5.2. Начальник отдела, в который поступила служебная записка юридического отдела, обеспечивает представление в юридический отдел:

– документов в подлинниках – не позднее следующего рабочего дня с момента поступления служебной записки;
– расчета и (или) акта сверки в 3 подлинных экземплярах в течение 5 рабочих дней с момента поступления служебной записки; указанный срок может быть сокращен по указанию директора Компании.

5.3. Поставщику не предъявляются и списываются за счет предприятия штрафные санкции, претензии по браку или недостаче на сумму менее 1 тыс. рублей. Иски к контрагентам на сумму менее 5 тыс. рублей не заявляются.

В зависимости от специфики компании согласование может потребоваться также от других договоров – логистики (в части доставки товаров), производственного или планового (чтобы согласовать объем производимых товаров, работ, услуг) и т. д.


Начать дискуссию

Роскомнадзор заблокировал 150 VPN-сервисов

Ведомство без решения суда заблокировало около 700 материалов с рекламой сервисов по обходу блокировок.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 

Откуда произошло и что означает слово «бухгалтер»? Кто был первым бухгалтером? И был ли этот человек миллионером?

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 
Банки

На ликвидацию банка QIWI нужно больше 2 млрд рублей

Основная статья расходов — затраты на увольнение сотрудников, они составят почти 1,9 млрд рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Правительство Таиланда согласовало 60-дневный безвизовый режим для россиян

Кабинет министров Таиланда принял решение о 60-дневном безвизовом режиме для россиян с 1 мая, сообщил премьер страны.

Психологические типы бухгалтеров, которые встречаются на практике

Бухгалтеры играют жизненно важную роль в организациях, выполняя задачи, связанные с финансовым учетом и отчетностью. Помимо технических навыков, им необходимы определенные психологические качества для эффективного выполнения своей работы.

1

Маркетплейсы просят власти сохранить право на платный возврат товаров

Удержание платы за возврат товаров на склад не позволит недобросовестным продавцам получать преимущество, заказывая товары конкурентов в отдаленные регионы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Должен ли при таком доначислении учитываться налог, уплаченный самим самозанятым?

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Как доказать добросовестность при покупке автомобиля у банкрота?

Купить автомобиль с рук или в автосалоне и не стать участником судебного дела, на сегодня задача не из легких, но еще сложнее выиграть суд, если арбитражный управляющий продавца подаст иск о признании договора купли-продажи недействительной сделкой.

С 1 мая налоговую отчетность нужно сверять с новыми контрольными соотношениями

В связи с изменениями в НК ФНС утвердила новый перечень контрольных соотношений показателей налоговых деклараций и расчетов.

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Крайний срок для подачи декларации ИП в 2024 году — 25 апреля. До дедлайна осталось всего несколько дней, но перед подачей отчетности не забудьте тщательно ее проверить. Мы собрали основные ошибки, которые встречаются в декларациях УСН у ИП. Нет ли их в вашей декларации? 

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Одним из главных процессов, позволяющих эффективно взаимодействовать отдельным сотрудникам, отделам, филиалам компании, является налаживание эффективно работающих коммуникаций.

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Пострадавшие предприятия из Белгорода получат 1,2 млрд рублей

Малый и средний бизнес, который пострадал от обстрелов, получит помощь от государства.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Восстановление товарного учета — неотъемлемая часть работы, с которой рано или поздно может столкнуться бухгалтер маркетплейсов. В статье поделились пошаговым планом, который поможет не запутаться, а также наглядно показали операции по восстановлению на WB, Оzon, Яндекс Маркет и Мегамаркет.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения
4
Зарплата

Работодатели обязаны оплачивать сверхурочную работу с учетом стимулирующих выплат

Теперь нельзя начислять сверхурочные только на основании тарифной ставки или оклада работника. В расчет нужно включать компенсационные и стимулирующие выплаты.

25 апреля надо сдать уведомление на НДФЛ с кодом 31/01, до 3 мая – с кодом 31/11

До 25 апреля бухгалтеры должны сдать ЕНП-уведомление, куда входит НДФЛ, аванс по УСН и имущественные налоги.

Экспорт

Власти продлят требования по продаже валютной выручки до конца года

Экспортеров обяжут до конца 2024 года продавать не меньше 90% от суммы зачислений на российские счета по внешнеэкономическим контрактам.

Как привлечь должника к субсидиарной ответственности? Решение ВС

Верховный Суд определил признаки, которые нужны для привлечения бывшего гендиректора к субсидиарной ответственности

Как привлечь должника к субсидиарной ответственности? Решение ВС

Должная осмотрительность и транспортная безопасность. Новый законопроект

Юристы часто обсуждают, как именно необходимо соблюдать важное (хоть и не прописанное в законе) требование о появлении должной осмотрительности.

Интересные материалы

История опытного участника режима налогового мониторинга. Новый подкаст ДРТ из серии «Налоговый мониторинг»

За время существования режима налогового мониторинга его участниками стали сотни компаний, а процессы присоединения к нему и взаимодействия с налоговыми органами были существенно проработаны.

История опытного участника режима налогового мониторинга. Новый подкаст ДРТ из серии «Налоговый мониторинг»