Клерк.Ру

При нарушении страховщиком сроков выплаты ему необходимо направить письменную претензию

Вопрос: Между ЮЛ, собственником ТС и Страховой компанией (Далее - СК) был заключен договор страхования ТС. Правилами СК предусмотрено следующее: в силу пункта 14.1. Правил выплата страхового возмещения осуществляется после признания Страховщиком события страховым случаем на основании представленных Страхователем (Выгодоприобретателем) всех необходимых документов, подтверждающих факт наступления страхового случая, его причины, характер и размер ущерба, и составления Страховщиком (уполномоченным им лицом) акта осмотра, оформляемого до устранения (ремонта) повреждений, причиненных в результате страхового случая и фиксирующим указанные повреждения.

В соответствии с пунктом 14.2. Страхователь (Выгодоприобретатель), намеренный воспользоваться своим правом на выплату страхового возмещения по риску «АВТОКАСКО» или риску «УЩЕРБ» кроме письменного Заявления о выплате страхового возмещения обязан предъявить Страховщику поврежденное ТС или остатки от него для осмотра до его ремонта, а также представить Страховщику список перечисленных документов.

Отключить рекламу

В соответствии с пунктом 14.3.Правилами установлен дополнительный перечень документов для предоставления страхователем при угоне.

Пунктом 14.13. Правил установлено, что после признания события страховым случаем по риску «УГОН (ХИЩЕНИЕ)» Страхователь (Выгодоприобретатель) и Страховщик подписывают соглашение о правовом положении застрахованного ТС и/или Дополнительного оборудования и взаимоотношениях сторон на случай его (их) обнаружения. Соглашение составляется в течение 15 рабочих дней с момента получения документов и предметов, указанных в п.п.14.2.-14.7. Правил.

В силу пункта 14.16. Правил выплата страхового возмещения в денежной форме производится Страхователю (Выгодоприобретателю), если иное не оговорено в договоре страхования или дополнительном соглашении к нему, в течение 15 рабочих дней с даты утверждения Страховщиком Страхового акта.

Отключить рекламу

В силу пункта 17.1. Правил по спорам, вытекающим из неисполнения или ненадлежащего исполнения Страховщиком условий договора страхования, обязательно соблюдение досудебного порядка урегулирования спора – предъявления письменной претензии. Споры по договору страхования, заключенному на основании Правил, между Страховщиком и Страхователем (Выгодоприобретателем) разрешаются путем переговоров между сторонами в течение 15 рабочих дней с момента получения претензии, а при недостижении согласия в судебном порядке.

Ни договором, ни дополнительным соглашением не установлены иные условия.

ТС, принадлежащее ЮЛ и застрахованное по КАСКО в СК было угнано.  В какие сроки страховая компания обязана рассмотреть данное дело и произвести страховую выплату?

Как поступить в случае, если страховая компания затягивает сроки?

Отключить рекламу

Ответ: Если договором или дополнительным соглашением не установлены иные условия, выплата вознаграждения производится в течение 30 рабочих дней после предоставления страхователем страховщику всех необходимых документов.

В случае нарушения страховщиком установленных сроков необходимо направление письменной претензии, которая подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней, после чего страхователь приобретает право обращения в суд за защитой  своих интересов.

Обоснование: В соответствии с пунктом 1 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее – ГК РФ) условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

Отключить рекламу

В соответствии с пунктом 1 статьи 954 ГК РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.

В СК установлены Правила страхования транспортных средств, дополнительного оборудования, водителя, пассажиров и гражданской ответственности при эксплуатации транспортных средств (Далее - Правила).

Следовательно, условия, на которых был заключен договор с СК, определены вышеуказанными Правилами.

В силу пункта 14.1. Правил выплата страхового возмещения осуществляется после признания Страховщиком события страховым случаем на основании представленных Страхователем (Выгодоприобретателем) всех необходимых документов, подтверждающих факт наступления страхового случая, его причины, характер и размер ущерба, и составления Страховщиком (уполномоченным им лицом) акта осмотра, оформляемого до устранения (ремонта) повреждений, причиненных в результате страхового случая и фиксирующим указанные повреждения.

Отключить рекламу

В соответствии с пунктом 14.2. Страхователь (Выгодоприобретатель), намеренный воспользоваться своим правом на выплату страхового возмещения по риску «АВТОКАСКО» или риску «УЩЕРБ» кроме письменного Заявления о выплате страхового возмещения обязан предъявить Страховщику поврежденное ТС или остатки от него для осмотра до его ремонта, а также представить Страховщику список перечисленных документов.

В соответствии с пунктом 14.3.Правилами установлен дополнительный перечень документов для предоставления страхователем при угоне.

Пунктом 14.13. Правил установлено, что после признания события страховым случаем по риску «УГОН (ХИЩЕНИЕ)» Страхователь (Выгодоприобретатель) и Страховщик подписывают соглашение о правовом положении застрахованного ТС и/или Дополнительного оборудования и взаимоотношениях сторон на случай его (их) обнаружения. Соглашение составляется в течение 15 рабочих дней с момента получения документов и предметов, указанных в п.п.14.2.-14.7. Правил.

Отключить рекламу

В силу пункта 14.16. Правил выплата страхового возмещения в денежной форме производится Страхователю (Выгодоприобретателю), если иное не оговорено в договоре страхования или дополнительном соглашении к нему, в течение 15 рабочих дней с даты утверждения Страховщиком Страхового акта.

Страховой акт утверждается Страховщиком в течение 15 рабочих дней со дня предоставления Страхователем (Выгодоприобретателем) Страховщику всех необходимых документов (предметов), подтверждающих факт наступления страхового случая и размер причиненного ущерба и получения Страховщиком ответов на запросы и/или результатов выяснения причин и обстоятельств страхового случая.

Исходя из вышеизложенного, срок на представление необходимых документов страховщику Правилами не установлен, однако Правилами установлен срок утверждения страхового акта в размере 15 рабочих дней, после утверждения которого производится выплата страхового возмещения. Если договором или дополнительным соглашением не установлено иное, выплата вознаграждения производится  в течение 15 рабочих дней после утверждения страхового акта.

Отключить рекламу

«Затягивание» сроков будет являться нарушением условий договора, т. е. неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

В соответствии с пунктом 17.1. Правил по спорам, вытекающим из неисполнения или ненадлежащего исполнения Страховщиком условий договора страхования, обязательно соблюдение досудебного порядка урегулирования спора – предъявления письменной претензии. Споры по договору страхования, заключенному на основании Правил, между Страховщиком и Страхователем (Выгодоприобретателем) разрешаются путем переговоров между сторонами в течение 15 рабочих дней с момента получения претензии, а при недостижении согласия в судебном порядке.

Следовательно, в случае если страховщик нарушает установленные Правилами (договором, дополнительным соглашением) сроки, необходимо соблюдение установленного досудебного порядка путем направления письменной претензии, на рассмотрение которой отведено 15 рабочих дней, после соблюдения данной процедуры страхователь вправе обращаться в суд за защитой нарушенных интересов.

Отключить рекламу

 Таким образом, если договором или дополнительным соглашением не установлены иные условия, выплата вознаграждения производится в течение 30 рабочих дней после предоставления страхователем страховщику всех необходимых документов.

В случае нарушения страховщиком установленных сроков необходимо направление письменной претензии, которая подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней, после чего страхователь приобретает право обращения в суд за защитой  своих интересов.

Учитывая сложившуюся практику по данному вопросу, правоприменитель при наличии подтверждающей документации у страхователя, права которого были нарушены,  принимает решения в его пользу (см., например: Постановление ФАС Московского округа от 05.05.2010 N КГ-А40/2401-09 N А40-43155/09-50-349, Постановление ФАС Поволжского округа от 02.06.2011 N А65-23983/2009).

Центр обучения «Клерка»
Приобретай опыт для серьезных дел

Правила трудовых проверок ужесточат. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

Отключить рекламу