ГК РФ

Исполнитель госзаказа не вправе требовать оплату оказанных услуг сверх цены ГПД

Муниципальное бюджетное учреждение (заказчик) и организация (исполнитель) по результатам открытого аукциона в электронной форме заключили гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на оказание консультационных услуг по заявкам заказчика. Срок действия гражданско-правового договора бюджетного учреждения определен с конкретной даты до полного использования суммы контракта. Цена договора бюджетного учреждения определялась в твердой денежной сумме.

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Муниципальное бюджетное учреждение (заказчик) и организация (исполнитель) по результатам открытого аукциона в электронной форме заключили гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на оказание консультационных услуг по заявкам заказчика.

Срок действия гражданско-правового договора бюджетного учреждения определен с конкретной даты до полного использования суммы контракта. Цена договора бюджетного учреждения определялась в твердой денежной сумме.

Все оказанные исполнителем  услуги были приняты заказчиком по актам приема-передачи, однако оплатил заказчик только сумму, указанную в гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения на оказание консультационных услуг, несмотря на то, что исполнителем был выставлен счет на сумму, превышающую цену договора (оказание услуг сверх указанной в договоре суммы подтверждается документально).

Правомерен ли отказ заказчика от оплаты оказанных услуг сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения при том, что отношения между сторонами продолжаются до настоящего времени (оформляются отдельными заявками)?

Ответ: Следуя положениям Федерального закона № 94-ФЗ, отказ заказчика от оплаты указанных услуг сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения правомерен. Однако существует судебная практика, свидетельствующая об обратном.

По нашему мнению, нормы Федерального закона № 94-ФЗ имеют приоритет.

Обоснование: В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 94-ФЗ наряду с государственными и муниципальными заказчиками, заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, указанных в данном пункте Федерального закона № 94-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, указанных в данном Федеральном законе. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.

Согласно пункту 1 статьи  41.1 Федерального закона № 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ.

Статья 41.6 № Федерального закона 94-ФЗ содержит требования к сведениям, которые должны содержаться в документации об открытом аукционе в электронной форме.

Статья 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ определяет правила заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных данной статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 Федерального закона № 94-ФЗ признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Согласно пункту 10 статьи 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.

Таким образом, из анализа вышеизложенных положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что законодателем определен четкий порядок проведения открытого аукциона в электронной форме и заключения по итогам его проведения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг. Данные положения являются императивными, в том числе положения о цене, которую стороны впоследствии не имеют права менять, за исключением случаев, указанных в законе.

Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на оказание консультационных услуг в установленный перечень изъятий не подпадает, таким образом, условия заключенного договора, в том числе условия о цене, изменениям не подлежат. Оплату оказанных услуг сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения заказчик не имеет права производить, а исполнитель не вправе требовать.

Однако существует и иная позиция по вопросу об оплате оказанных сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения услуг.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 26.07.2012 N А05-4481/2012 рассмотрел спор по поводу оплаты муниципального контракта по оказанию автотранспортных услуг. Согласно условиям контракта, цена была выражена в твердой денежной сумме, а срок контракта определен до полного использования суммы контракта. Автотранспортное учреждение оказало больнице услуги сверх цены контракта и выставило счет-фактуру на все оказанные автотранспортные услуги, а больница отказалась оплачивать потребленные услуги сверх цены контракта в связи с тем, что стоимость услуг по контракту является твердой. Суд установил, что отказа от оказанных услуг, наличии замечаний по объему и качеству данных услуг у заказчика не было, а также то, что отношения между сторонами продолжаются.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что если по окончании действия муниципального контракта между сторонами сложились правоотношения по возмездному оказанию услуг, то такие отношения регулируются в соответствии с нормами главы 39 ГК РФ. Таким образом, суд счел, что оснований для одностороннего отказа от оплаты услуг у муниципального заказчика не имелось.

Данное судебное решение по подобным спорам является на данный момент единственным. В Постановлении от 26.07.2012 N А05-4481/2012 суд нормы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не цитирует. По нашему мнению, нормы Федерального закона № 94-ФЗ имеют приоритет. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Федеральному закону № 94-ФЗ.

В данном случае вопрос о возможности изменения условий (в том числе цены) гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг Федеральным законом № 94-ФЗ полностью урегулирован и дан отрицательный ответ.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру