Страхование

Суд въехал в интересы автомобилистов

Автомобилисты вправе рассчитывать не только на выплату за ущерб, причиненный их «железному коню», но также за утрату товарной стоимости машины в результате ДТП. Более того, клиент может потребовать от страховщика расходы за груз, который пострадал во время аварии. Пленум Верховного суда дал трактовку новым новеллам законодательства об ОСАГО.
731 0

Автомобилисты вправе рассчитывать не только на выплату за ущерб, причиненный их «железному коню», но также за утрату товарной стоимости машины в результате ДТП. Более того, клиент может потребовать от страховщика расходы за груз, который пострадал во время аварии. Пленум Верховного суда дал трактовку новым новеллам законодательства об ОСАГО.

Пленум Верховного суда РФ принял постановление, которое дает четкое разъяснение правоприменения новых положений в законе об ОСАГО, вступивших в силу осенью прошлого года. Январский документ, в первую очередь, четко определяет права и обязанности автомобилистов и страховщиков. При этом, жалуются страховщики, суд в большей степени встал на сторону потребителей. Так, в постановлении отмечается несколько ключевых моментов для страхователей. 

Во-первых, в документе говорится, что страховщики должны компенсировать пострадавшему в ДТП и утрату товарной стоимости (УТС) автомобиля. УТС суд отнес к реальному ущербу: «К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта». Возместить утрату товарной стоимости страховщик обязан и в том случае, когда направляет автомобиль на ремонт. Кроме того, клиент может взыскать с компании и возмещение за поврежденные в аварии грузы и объекты транспортной инфраструктуры (например, дорожные знаки).

По словам президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, страховые компании должны были платить за УТС и до постановления Пленума Верховного суда, новшеством этот момент не является. Однако раньше страховщики пользовались неосведомленностью клиентов и, соответственно, не платили. «Большинство граждан сейчас приходят к страховщику, чтобы получить свою справедливую выплату, и только в этот момент они зачастую узнают, что у них есть право на выплаты по УТС», — рассказывает Тюрников. По его мнению, на выплаты по УТС приходится около 10% от размера страховых выплат по ОСАГО. 

Пленум Верховного суда подтвердил, что расчет стоимости восстановительного ремонта в ОСАГО осуществляется исключительно на основе единой методики определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного автомобиля. Поскольку утрата товарной стоимости не входит в расчет стоимости восстановительного ремонта, то и в единую методику этот необычный параметр не вошел, рассуждает руководитель управления методологии обязательных видов СК «АльфаСтрахование» Денис Макаров. «И здесь раздолье для автоюристов, так как никому, кроме них, этот параметр не нужен. Это подтверждает и наша собственная статистика. Доля выплат по УТС в общей структуре выше в тех регионах, где активно процветают автоюристы. Это новшество может привести к значительному росту убытков страховых компаний, не обеспеченных действующими тарифами», — вздыхает Макаров. 

Во-вторых, Верховный суд настаивает на строгом соблюдении нового претензионного порядка, в рамках которого автомобилисты вначале обязаны обратиться за компенсацией в страховую компанию. И уже если размер компенсации не устроит клиента – идти в суд. До недавнего времени страхователи охотно шли в суд, минуя страховщика, поскольку в этом случае, помимо выплаты по страховке, суд присуждал им штрафы, а также компенсацию морального вреда. Этой лазейкой стали пользоваться так называемые автоюристы, превратив спор клиента с компанией в высокодоходный бизнес. Заместитель генерального директора страховой компании «Энергогарант» Антон Легчилин сетует, что в некоторых регионах страны почти 100% убытков по автогражданке урегулировалось автоюристами, в том числе и через суды. «Картина выглядела так: машина получала повреждение, первым на место ДТП приезжал автоюрист, получал от пострадавшего доверенность или иной документ на урегулирование этого убытка и выплачивал наличными потерпевшему некую сумму, — объясняет он. — Таким образом, получалось, что за повреждение, за которое, согласно установленным расценкам с учетом износа, страховая компания должна была заплатить 100 рублей, автоюрист сразу оплачивал потерпевшему наличными прямо на месте ДТП, скажем, 70 рублей, после чего уже через суд получал со страховщика 200 или даже 300 рублей», — добавляет Легчилин.

Другим моментом, который явно на руку автомобилистам, стали финансовые санкции в отношении страховщика. Постановление Пленума Верховного суда гласит, что компания выплатит штраф в размере 50% от суммы требований, если конфликт дойдет до суда и судебное решение будет в пользу клиента. По словам Николая Тюрникова, раньше страховщикам удавалось избегать потребительского штрафа путем доплаты автомобилисту недостающей части средств перед последним судебным заседанием. Теперь же потребительский штраф в размере 50% от суммы компенсации будет взыскиваться судом со страховщика автоматически. Кроме того, для страховщиков предусмотрены санкции в размере 1% за каждый день просрочки выплаты. 

Пленум Верховного суда также определил обстоятельства для автомобилистов, которые могут лишить их права на какие-либо выплаты. Как отмечает президент Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, страховая компания может не принимать решение о выплате потерпевшему до тех пор, пока убыток не заявлен надлежащим образом и пока в полном объеме не соблюдены все требования, включая предоставления страховщику полного пакета документов. «Важным моментом является подтвержденное Пленумом ВС требование о том, что автовладелец обязан представлять транспортное средство на осмотр специалистам страховой компании. Это важно, так как зачастую страховщики не имеют представления о требованиях или претензиях в свой адрес и узнают о них только в суде», — разъясняет Юргенс. 

В Российском союзе автостраховщиков выражают надежду, что реализация решений Пленума ВС позволит сделать процесс урегулирования убытков еще более цивилизованным, а выплаты – в полной мере соответствующими закону, а значит, справедливыми. «Выполнение принятых Пленумом Верховного суда решений позволит резко снизить социальную напряженность, существенно разгрузит суды. Наконец, минимизируется активность так называемых автоюристов, которые действуют в первую очередь в собственных интересах, а не в интересах автовладельцев», — заявляют в РСА. 

Антон Легчилин из «Энергогаранта» считает, что включение выплаты по утрате товарной стоимости в ОСАГО станет очень болезненным для рынка. Расчет УТС, говорит эксперт, должен производиться по методике Центробанка, однако этой методики нет. «Средняя выплата по ОСАГО растет и будет расти дальше. Постепенно средняя выплата по ОСАГО будет приближаться к средней выплате по каско. Именно поэтому срочно необходимо повысить страховые тарифы, изменить региональные коэффициенты или хотя бы разрешить страховщикам устанавливать тарифы самостоятельно», — говорит страховщик.

Начать дискуссию

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать

В малом бизнесе владелец может учитывать все финансовые движения в уме. Однако когда операции разрастаются, а их отслеживание становится сложным, приходит время заняться финансовым планированием.

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДФЛ

Оплата вынужденного прогула облагается НДФЛ

Если увольнение сотрудника было признано незаконным и через суд он добился восстановления и оплаты вынужденного прогула, то такая оплата – это облагаемый НДФЛ доход.

❗ Компания может попасть на штраф, если при переходе на ЕНС переплату по одному налогу ФНС зачла в счет долга по другому

За неумышленную неуплату налога из-за занижения базы или иного неправильного исчисления предусмотрен штраф 20% от суммы налога (по п. 1 ст. 122 НК).

Лучшие спикеры, новый каждый день

Сколько длится дело по субсидиарке? Что приводит к затягиванию суда

Длительность рассмотрения дела связана с разными факторами. Разберем, что приводит к затягиванию рассмотрения дела в суде

Объявления об онлайн-продаже табака могут заблокировать без решения суда

Чтобы заблокировать интернет-ресурс с информацией о дистанционной продаже табачной продукции, понадобится больше 3-х месяцев. Власти хотят ввести механизм внесудебной блокировки — такой же, какой сейчас действует в отношении алкоголя.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент

Маяковский считал, что театр — это не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. Если продолжить эту мысль поэта, то юмор — это не отображающее зеркало и даже не увеличительное стекло.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент
7
132
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
НДС

Уточнят нормы НК об НДС 0% при экспорте

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предложила исключить двойное толкование норм о международной перевозке с точки зрения налогового законодательства.

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на апрель, а также известные дивиденды на май, а то в апреле дивидендов совсем уж мало. Возможно, ещё появятся, ведь начинается главный дивидендный сезон, когда компании начинают выплачивать финальные годовые дивиденды, у многих из которых нет промежуточных.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть
50

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4, но можно и 3.

145
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
341
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

506
ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
378

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

166

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

3
216

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

Интересные материалы

Импорт

С 1 апреля 2024 порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых нормативных документов не началась.

236