Право

О рекламе, адресных рассылках и немалых штрафах

Дошли наконец руки до темы прямого обращения к потребителю с использованием средств связи с целью продвижения продуктов и услуг на рынке. Она несколько раз всплывала на разных мероприятиях, и реакция слушателей показала, что особо этим вопросом никто не заморачивался, а зря, как мне кажется. Деньги там серьезные лежат.
2,7 тыс. 157

Дошли наконец руки до темы прямого обращения к потребителю с использованием средств связи с целью продвижения продуктов и услуг на рынке. Она несколько раз всплывала на разных мероприятиях, и реакция слушателей показала, что особо этим вопросом никто не заморачивался, а зря, как мне кажется. Деньги там серьезные лежат.

Итак, вопросы продвижения путем непосредственных контактов, т.е. телефонных звонков, смс-сообщений, сообщений электронной и обычной почты регламентируются двумя федеральными законами – «О рекламе» и «О персональных данных», а организация смс-рассылок – еще и законом «О связи».

Исходя из того, что написано в этих законах, есть существенная разница между рекламой и адресной рассылкой.

Реклама, в соответствии с законом «О рекламе», – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, исходя из указанной формулировки закона, адресное сообщение, направленное конкретному физическому лицу и содержащее идентифицирующие его признаки (фамилию, имя, отчество, или только фамилию, или только имя (имя и отчество), совпадающие с соответствующими данными адресата – т.е. его персональные данные), не относится к рекламе – круг лиц, которым оно направлено, конкретно определен.

В «Постатейном комментарии к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»», размещенном на сайте Федеральной антимонопольной службы (http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30337.html#18), указывается, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Необходимо обратить внимание, что термин «реклама» в статье 15 закона «О персональных данных», требующей получения согласия на осуществление прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, не используется. По смыслу понятий, определенных в законах о рекламе и о персональных данных, следует различать рекламу, т.е. информацию, адресованную неопределенному кругу лиц, и адресную рассылку или адресное обращение, осуществляемые непосредственно определенным лицам с использованием средств связи в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем.

Т.е. смска «Здравствуйте! Получайте информацию, оплачивайте телефон…» — это реклама. А аналогичное сообщение «Михаил Юрьевич, вклад в …банке – отличный способ сохранить сбережения…» — уже нет.

Все это крайне важно, поскольку дальше начинается самое интересное. Нарушение законодательства о рекламе – сфера деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а нарушение законодательства о персональных данных – вотчина Роскомнадзора. Статья 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе» предполагает минимальный штраф для юрлиц в 100 тысяч рублей, а максимальный – в 500 тысяч. Причем ФАС выписывает штрафы самостоятельно, минуя прокуратуру и суд.

Приснопамятная статья 13.11 КоАП «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» в действующей редакции обходится гораздо более скромными наказаниями – на юрлицо, если кто забыл, штраф накладывается в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Да еще получивший жалобу субъекта, павшего жертвой спама, Роскомнадзор должен убедиться в ее обоснованности, направить материалы в прокуратуру, которая материалы возбужденного административного дела (если возбудит) переправит (если посчитает нужным) в мировой суд, который, если посчитает вину доказанной, выпишет «пятерочку» (обычная практика). В новом законопроекте о внесении изменений в КоАП максимальный штраф за обработку персональных данных без согласия субъекта предполагается установить в 50 тысяч рублей. Как говорится, почувствуйте разницу!

И в подходах к определению суммы штрафа позиции двух ведомств сильно разнятся. Чтобы долго не объяснять, иллюстрация.

Мировой суд г. Перми в сентябре 2014 года признал ООО «Билдинг» виновным в нарушении законодательства о рекламе и назначил штрафы на общую сумму в 3,2 млн рублей. Ранее Управление ФАС по Кемеровской области признало пермское ООО «Билдинг» нарушившим закон «О рекламе» в части незаконной рассылки рекламных сообщений гражданам. По итогам рассмотрения каждого из 12-ти дел Кемеровское УФАС России привлекло общество к административной ответственности в виде штрафа в 100 тысяч рублей. Однако компания штрафов не оплатила. За неоплату административного штрафа предусмотрена ответственность, размер которой составляет двукратный размер неоплаченного штрафа. По каждому факту неоплаты штрафа Кемеровское УФАС России составило 12 протоколов, и направило их в Мировой суд. Рассмотрев 10 из них, мировой судья г. Перми признал ООО «Билдинг» виновным и постановил помимо штрафов, назначенных антимонопольным органом, дополнительно выплатить двойную сумму по каждому из них. Таким образом, общая сумма штрафа составила 3 миллиона 200 тысяч рублей. Т.е. одно нарушение в отношении одного субъекта – один штраф.

А вот совсем свежий пример. Московское областное управление ФАС оштрафовало ОАО «МегаФон» на 300 тыс. руб. за распространение спама в форме смс-сообщений. Овчинка выделки стоит. По этой же ссылке сообщается, что, по оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка смс-рассылок в России в 2013 году составил $101 млн, прогноз на2016 год — $137 млн.

У Роскомнадзора подход другой. И штрафы пониже, и перспективы пожиже. В марте 2014 года начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий управления Роскомнадзора по Псковской области Эдуард Кожокарь, отвечая на вопрос руководителя управления территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей насколько легитимна СМС-реклама, поступающая к абонентам без их согласия и могут ли сотовые операторы передавать номера абонентов для массовых рассылок, сообщил, что номер телефона не является собственностью абонента, поэтому говорить о нарушениях распространения персональных данных не приходится, а речь может идти только о нарушениях законодательства о рекламе и переправил вопрос правомерности в УФАС.

И еще нюанс. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 272-ФЗ, в закон «О связи» внесены нормы, жестко регламентирующие спамерские смс-рассылки, деликатно названные в законе «рассылками по сети подвижной радиотелефонной связи».

Теперь спамить могут только операторы связи (рекламораспространители) по договору с рекламодателем, а вот к ответственности за рассылки без согласия получателей могут привлечь и тех, и других. По рекламодателей я уже писал выше. А дальше – про рекламораспространителей. Удмуртское управление ФАС признало компанию «Мегафон» нарушившей антимонопольное законодательство из-за СМС-рассылки рекламы других фирм своим абонентам, подписавшим согласие на получение информации об услугах оператора. В ходе рассмотрения дела УФАС выяснило, что на мобильный номер заявителя поступило рекламное сообщение «Деньги на дом от ООО «Домашние деньги» … Звонок бесплатный». Рассылала рекламу компания ОАО «Мегафон», ссылаясь на то, что согласно договору на оказание услуг связи, абонент согласился получать рекламу. Однако УФАС установило, что заявитель соглашался на СМС-оповещение только об услугах оператора связи.

И последний рецепт. Привлекая коммерческий колл-центр для рекламы своей продукции, не забудьте убедиться, что у вас есть не только согласие конкретного получателя на использование средств связи для продвижения ему вашей продукции, но и его согласие на передачу персональных данных иным лицам, колл-центру – в частности. И не забудьте все грамотно прописать в документах.

Начать дискуссию

Как ИП не слететь с патента и другие хитрости, связанные с патентной системой налогообложения

Как ИП не оказаться на грани лишения преимуществ патентной системы налогообложения. Узнайте из статьи, как соблюдать установленные лимиты и о возможностях сэкономить. А также выясните как оптимально снижать размер платежей по патенту на страховые взносы.

Как ИП не слететь с патента и другие хитрости, связанные с патентной системой налогообложения
1
7

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Роскомнадзор дал 3 памятки, как настроить приватность и ограничить сообщения от незнакомцев

При общении в мессенджерах и социальных сетях Роскомнадзор рекомендует проявить особую осторожность, так как их часто используют злоумышленники для вовлечения в противоправные действия: террористическую деятельность и другие серьезные преступления.

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Автоматизация для многих бухгалтеров кажется чем-то сложным и непонятным, но компания Северсталь ЦЕС в своем блоге докажет, что цифровые продукты и IT-сервисы существенно облегчают бизнес-процессы.

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов
Лучшие спикеры, новый каждый день

Можно ли удержать с сотрудников стоимость обучения

Работодатели готовы оплачивать учебу, но встает вопрос и о защите средств. Часто — если сотрудник увольняется преждевременно, с него пытаются возместить стоимость. Законно ли это?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Штрафы за неправильное ведение кадрового делопроизводства достигают в некоторых случаях 200–500 тыс. руб., а проверки ГИТ в последнее время происходят все чаще. 

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Верховный суд: ВТБ будет платить НДС за лицензии Microsoft

Поставщик программного обеспечение выиграл суд с банком ВТБ. После изменения налогового законодательства ему пришлось заплатить НДС по сублицензионному договору. Теперь программный НДС будет возмещать ВТБ.

38
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Часть команды, часть корабля? Как теперь сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений в налоговую: 3 совета от юриста

С первого марта вступил в силу новый приказ Минтруда, и он серьезно затронет ваш бизнес, если вы работаете с самозанятыми. Государство решило заняться теми, кто пытается обходить налоги, и ваши отношения с самозанятыми исполнителями будут под особым контролем.

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Крайний срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024 включительно.

52
ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

126

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

В 2023 году количество малых и средних предприятий в России увеличилось на 500 тыс. — до 6,3 млн. Это стало рекордом за всю историю существования реестра МСП.

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

58
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

156

Руководители рассказали, почему готовы отказаться от должности. Исследование

Больше трети руководителей в России готовы отказаться от своей должности, чтобы начать строить карьеру в новой профессии.

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

42

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Перевод бизнес-процессов в цифровое поле — больше, чем просто тренд. Это принятие вызовов времени и необходимость для тех компаний, которые ориентированы на масштабирование и активное развитие.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Верховный Суд поддержал рекомендации Роспотребнадзора обеспечивать водой и спецодеждой работающих в жару

ВС РФ признал законными Рекомендации по работе в условиях сильной жары и повышенных температур, изданные Роспотребнадзором.

Бесплатно с Кадры

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обо всех изменениях кадрового законодательства, нововведениях в ТК, нюансах заполнения ЕФС-1 и новых формах налоговой отчетности рассказываем в мини-курсе.

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Даже самый качественный сайт со временем устаревает. Нужны обновления и модернизация. Сегодня на «Клерке» все это произошло. Кто самый наблюдательный? Кто заметил? Что бы вы еще хотели поменять?

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?
8
82

Интересные материалы

Прокуратора может изъять акции «Макфы» в пользу государства

Прокуроры доказывают в суде, что производство макаронных изделий под брендом «Макфа» имеет коррупционное происхождение. Их бенефициары вели бизнес, работая в органах госвласти.

127